Заграница не поможет

94
Роуминг. Движение сотовых операторов в сторону снижения стоимости услуг связи за рубежом не впечатляет. Правда, рычагов воздействия у них тоже нет: львиная доля денег уходит в карман роумингового партнера.

Под конец лета Рунет взорвал счет, выставленный «Вымпелкомом» одной из сотрудниц компании Penny Lane Realty. По итогам поездки в Египет она оказалась должна сотовому оператору 522 тыс. рублей. Сумма, по словам гендиректора Penny Lane Александра Дзагурова, оказалась больше годового дохода сотрудницы. Это стоимость 4 часов мобильного интернета – сын сотрудницы решил развлечься онлайн-играми. Поскольку ситуация не была единственной такого рода – наверняка вы тоже знаете людей, которые за границей «всего лишь отправили пару сообщений по ICQ», а оператор затем выставил счет на пару-другую тысяч рублей, – понятно, почему история получила такой резонанс. Собственно, она и стала последней каплей: под конец ноября стало известно, что Федеральная антимонопольная служба обяжет сотовых операторов информировать абонентов в роуминге об опасности перехода с авансовой системы расчетов на кредитную. А немного раньше чиновники подняли вопрос о стоимости услуг связи в целом.

Секретный роуминг. «Прослеживается тенденция серьезного роста потребления услуг в роуминге, а значит, и увеличения выручки по сравнению с прошлыми периодами», – говорит директор по продукту Tele2 Россия Роман Володин. Только почему абонентам российских операторов роуминговые звонки обходятся в разы дороже, чем клиентам зарубежных телекомов?
Любой тариф складываются из себестоимости и наценки. По словам руководителя департамента по роумингу «Вымпелкома» Евгения Рябова, до 70% финальной стоимости тарифа для абонента формируется по межоператорским соглашениям с роуминговым партнером. А представитель МТС Ирина Осадчая утверждает, что рентабельность внутрисетевых звонков ощутимо выше, чем маржа услуг роуминга. Но это сейчас, после вмешательства ФАС. До атаки рентабельность роуминга была значительно выше, не зря в отчетности операторов он назывался высокорентабельной услугой (притом, что рентабельность «Большой тройки» по EBITDA колеблется около уровня в 45%), хотя и не оказывал существенного влияния на доходы операторов. Например, «Вымпелкому» услуга приносит 4–5% годовой выручки. Приходится верить на слово, операторы не дают подробной разбивки даже в годовых отчетах.
Осенью под давлением ФАС «Большая тройка» стала снижать цены на территории России и стран СНГ. «Вымпелком» даже сработал на опережение: 30 сентября звонки подешевели в его сетях на территории Армении, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и Украины, также оператор договорился о снижении тарифов в белорусской сети «Велком». «Стоимость звонков упала с 49 до 34 рублей за минуту, SMS – в 2 раза до 9,5 рубля, мобильного интернета в 2,5 раза: GPRS-сессия в 20 Кбайт обойдется в 6 рублей (300 рублей за 1 Мб – «Ф.»), – отчитывается Евгений Рябов. «Мегафон» и МТС собираются определиться с ценами до 31 декабря. Остальное роуминговое пространство останется дорогим. Операторы говорят о невозможности снижения цен из-за проблем в законодательстве.

Отставание в законах. В деле защиты интересов абонентов комиссия Европарламента продвинулась далеко вперед. «В 2009 году она зафиксировала новые сниженные роуминговые тарифы на территории стран ЕС, уделила особое внимание недопущению ситуации bill shocks, когда абоненту внезапно выставляется счет на нереальные и непонятные суммы, – говорит юрист Goltsblat BLP Елена Сайфуллина. – И, конечно, подробно остановилась на регулировании объема и сроков предоставления информации абонентам, чтобы они смогли сделать осознанный выбор при подписке на услугу». Заслуга надправительственного уровня регулирования. Интересы российских абонентов может защитить лишь внутригосударственное законодательство. Фиксация Еврокомиссией низких тарифов ударила по абонентам операторов, не работающих в зоне ЕС. «Межоператорские цены на роуминг для нас повысились», – замечает Евгений Рябов.
Можно частично понять претензии отечественных сотовиков. Все-таки тарифы на услуги, в оказание которых вовлечены несколько операторов, формируются не только в зависимости от себестоимости и ожиданий прибыли российской компании, но и с учетом цены, выставляемой зарубежным партнером. Вывод № 1: чтобы навести порядок в роуминге на территории СНГ, требуется в первую очередь ввести единые наднациональные стандарты регулирования телекоммуникационной отрасли в пространстве СНГ. Вывод № 2: договориться с Еврокомиссией должна не «Большая тройка», а правительство. В конце концов, если Владимир Путин лоббирует интересы «Газпрома» в Европе, почему бы ему не договориться о снижении стоимости роуминга для «Большой тройки», в конечном счете, для каждого жителя России.
Пока же можно совершенствовать российское право. Так, ФАС надеется законодательно закрепить возможность жесткого тарифного регулирования цен на услуги мобильных операторов, которого сейчас просто нет. Для этого требуется внести соответствующие изменения в закон «О связи», но вообще выход не лучший: наиболее эффективен свободный конкурентный рынок. Именно поэтому российская телекоммуникационная отрасль развивается высокими темпами. «Тарифное регулирование должно рассматриваться в качестве крайней меры. Поэтому параллельно с активностью ФАС Минкомсвязи ищет иные механизмы регулирования межоператорских расчетов», – говорит Елена Сайфуллина. Одной из таких попыток защитить интересы абонентов она называет как раз надлежащее информирование абонентов об изменении системы расчетов за услуги связи в роуминге. «Систему предполагается ввести не позднее первого квартала 2011 года», – отмечает Елена Сайфуллина.

Фрод – это не хоббит. В перечне сервисов сотовых операторов услуги роуминга наиболее дорогостоящие. Потому мошенники предпочитают жульничать именно с ними. «Потери от мошеннических атак в роуминге могут быть велики в случае, если абоненту недоступна онлайн-тарификация, – рассказывает Роман Володин. – Для фрода привлекательны абоненты, обладающие так называемыми премиальными номерами». Кроме того, фрод подразумевает использование кредитных схем оплаты, поскольку роуминг по предоплате не дает мошенникам почти никаких шансов. По словам руководителя направления гарантирования доходов и аналитики компании SAS Россия/СНГ Андрея Свирщевского, абонент может задолжать оператору в двух случаях: если не использует авансовую схему оплаты или если звонит из сети оператора, с которым «домашний» оператор не заключил соглашение о prepaid-роуминге.
Основной метод борьбы с роуминговой дебиторкой (задолженность абонентов перед оператором)  – оперативная тарификация вызова. Проще всего быстро тарифицировать входящие звонки. Как объясняет Андрей Свирщевский, все входящие звонки абонентов в роуминге все равно направляются через домашнюю сеть, так что у оператора появляется возможность тарифицировать вызовы на основе записей транзитных коммутаторов. Изначально записи предназначались для взаиморасчетов с присоединенными операторами. Задачей сотового провайдера становится «превращение» исходящих во входящие. «Некоторые операторы на время роуминга переводят кредитных абонентов на тарификацию в режиме реального времени по технологии prepaid-работы (например, оператор Tele2 предоставляет своим абонентам возможность отслеживания счета в режиме реального времени даже при нахождении в роуминге – «Ф.»). Другие пользуются технологией call-back, когда даже исходящие звонки абонента в роуминге становятся входящими за счет перезванивания. Третьи намеренно снижают скорость доступа в интернет при предоставлении самой дорогой услуги в роуминге GPRS, если абонент слишком много ею пользуется, и риск высокой дебиторки сильно увеличивается», – раскрывает он секреты контроля». Например, по второй схеме работает оператор Simtravel. МТС тоже обратились к этой технологии с целью снизить цены. «На Северо-Западе мы запустили пилотный проект по технологии USSDCAllBack, чтобы оценить потенциальный спрос на данный вид продукта, – рассказывает Ирина Осадчая. – Экономия образуется за счет изменения структуры затрат. Международные роуминг-партнеры обычно тарифицируют входящие вызовы дешевле, чем исходящие. Соответственно, мы можем предложить абонентам более низкую цену».
С мошенничеством в роуминге борются с помощью дорогостоящих автоматизированных систем FraudManagementSystem, которые оперативно анализируют информацию о местоположении sim-карты. Эти данные автоматически поступают оператору от роумингового партнера, в сети которого зарегистрировался абонент. Можно сработать на опережение: для выявления подозрительных абонентов и роуминговых направлений используют специальные аналитические системы. «Системы по борьбе с мошенничеством и средства аналитики – неотъемлемая часть инфраструктуры любого оператора связи, – говорит Андрей Свирщевский. – Сложно отделить затраты на борьбу с мошенничеством в роуминге от решения аналогичных задач в других областях».
«Тема роуминга важна не только при борьбе с мошенничеством, но и в направлении Revenue Assurance (Гарантирование доходов), которое можно рассматривать как контроль рисков недополучения доходов оператором связи, – говорит Андрей Свирщевский. – В системе рисков и контролей, разработанной нашей компанией, из 63 контролей 12 относятся к области роуминга». Получается, что затраты на выявление потерь доходов в области роуминга составляют 19% от общего объема затрат на борьбу с мошенничествами. Для примера, инвестиции одного из операторов «большой тройки» во внедрение антифродовых механизмов превысили $10 млн, а поддержка и развитие систем обходится примерно в $1,5 млн в год.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль