У МРСК отказал драйвер Роста

88
Энергетика. С начала года стоимость акций распределительных компаний выросла на десятки процентов. Но переход на RAB-тарифы уже отыгран, а про приватизацию МРСК, видимо, придется надолго забыть.

Реформа энергетической отрасли изначально подразумевала, что все компании, выделенные из РАО «ЕЭС России», будут переданы в частные руки, причем не только генерирующие и сбытовые, но и часть сетевых активов. Для облегчения миссии сектор разделили на 11 межрегиональных сетевых компаний (МРСК), контроль над которыми передали «Холдингу МРСК», в котором государству принадлежит 52,7%. В отличие от генерации, сети продавать решили не сразу, а после окончания так называемого «переходного периода», когда отрасль встанет на рыночные рельсы. Мораторий на приватизацию распредсетей заканчивается 31 декабря. Что дальше?

Планы изменились. Продажа желательна, и не только потому, что государство никогда не было хорошим собственником. Сетевой фонд изношен в среднем на 60%. На реконструкцию и модернизацию, по подсчетам топ-менеджмента «Холдинга МРСК», требуется ежегодно 280 млрд рублей на 10 лет вперед. Где взять? Помимо денег на обновление фондов, приватизация сетевых компаний, особенно в пользу иностранной компании, могла бы принести в отрасль передовое корпоративное управление и технологии, а также обеспечить адекватную дивидендную политику.
Собственно, так и планировалось поступить в 2011 году, сократив госконтроль в «Холдинге МРСК» до блокпакета. «Сложится прекрасная ситуация: будут утверждены тарифы, обеспечивающие достаточно высокие ставки доходности на инвестиционный капитал, но государство при этом сохранит за собой право пересматривать эти ставки в будущем, чтобы они отражали текущую доходность государственных ценных бумаг, а также утверждать неподконтрольные затраты и нормативные потери, – отмечает Владимир Самородов из RMG Securities. – В результате в бюджет поступят деньги, чиновники передадут сети в умелые руки и, в любом случае, оставят за собой право влиять на тарифообразование в последующие годы».
Но передумали. Сначала гендиректор компании Николай Швец попросил оставить госконтроль над отраслью до 2015 года, пока не будут полностью сформированы принципы работы по тарифам RAB (основаны на норме доходности вложенного капитала) и компании не достигнут своей справедливой стоимости. Спустя некоторое время на предложение поддержкой откликнулось и Минэнерго. «Инвесторам будет очень интересно взглянуть на динамику прироста выручки после введения RAB-тарифов, чтобы определиться с вхождением в акционерный капитал, – согласен аналитик «Инвесткафе» Георгий Воронков. – После 2015 года перспективы распредсетей будут очевидны, цена на них тоже будет значительно выше».

Причин несколько. Почему отодвигается вопрос приватизации МРСК? До 2015 года планируется вливание значительных средств (около 1 трлн рублей) в сетевой распределительный комплекс из госбюджета в рамках допэмиссий. «Это будет существенно легче осуществить, имея государство в качестве контрольного акционера», – уверен аналитик «Метрополя» Сергей Бейден.
Скрытый аргумент против приватизации МРСК – надвигающиеся президентские выборы. «Государст­во ориентируется, прежде всего, на социалку, – размышляет Владимир Самородов. – Крутить тарифы на электроэнергию – нормальный элемент влияния на лояльность электората в преддверии следующих выборов. Сетевая составляющая в энерготарифе остается единственным рычагом, на который государство может влиять особенно сильно. Не полезешь же в генерацию: у них инвестобязательства. Начнут резать тарифы – перестанут строить. А если рвутся сети, то не беда. Это обычно происходит незаметно для потребителя: включается резерв, пока сети параллельно ремонтируются». Наконец, передавая в частные руки контроль над сетевыми компаниями, государство оставляет на усмотрение инвестора инвестиционную программу. Новый собственник вряд ли будет исходить из социальных соображений. Скорее всего, он будет решать по принципу экономической целесообразности, где, что и в каком виде строить.
Наконец, есть проблемы со справедливой оценкой активов, о которой говорит Николай Швец. Суть любой приватизации – не только передать активы в надежные руки, но и получить за это максимум денег. Вспомните истерику 2007–2008 годов, когда генерирующие активы разлетались, как горячие пирожки. Причем по мультипликаторам, даже близко не сравнимым с теми, что есть сегодня. Инвесторы платили по $1 тыс. за киловатт и больше. Сейчас в среднем лишь $320.
«Инвесторам те покупки казались выгодными сделками, – вспоминает Владимир Самородов. – Даже с учетом тех рисков, которые видели тогда, в частности, неопределенных ценовых параметров. И для государства приватизация была выгодна, так как в целом рыночная и экономическая конъюнктура была определенна. Люди сомневались, в какую сторону пойдет либерализация, но не верили в постоянный рост экономики по 6–7% ВВП в год. Жизнь поставила все на свои места. Случись эта реформа сейчас, по тем ценам никто бы уже ничего не купил».
И это уже происходит: сколотивший «КЭС-холдинг» Виктор Вексельберг по старым ценам не счел нужным выкупать активы у ФСК ЕЭС, а предпочел заплатить неустойку. Отсрочка приватизации может быть выгодна для государства и самих МРСК с точки зрения максимизации средств от продажи акций. К 2015 году отрасль должна полностью перей­ти на новую систему тарифообразования, которая позволит устанавливать тариф исходя из реальных инвестиций компании на 3–5 лет вперед, что повысит привлекательность МРСК, и их можно будет продать дороже.
Напротив, в текущих условиях инвесторы менее охотно пойдут на приватизацию. Постоянное затягивание перехода на RAB-регулирование и невыполнение сроков, обозначенных правительством, отпугивает потенциальных покупателей. Так, с 1 июля на новые тарифы должны были перейти 23 региона, а с января 2011 года – вся электросетевая инфраструктура. Но чиновники уже задерживаются – летом на новую схему тарифов не был переведен ни один регион. Что, конечно, вызывает сильное недовольство среди участников рынка.
Но захочет ли государство через пять лет расставаться с контролем в холдинге? «Сама идея продлить мораторий на приватизацию, прежде всего, связана с тем, что чиновники и сам «Холдинг МРСК» верят: через пять лет все будет нормально – выборы пройдут, тарифы позволят отбивать хотя бы необходимую модернизацию сетей, их замену, перевооружение, реконструкцию», – полагает Владимир Самородов. Логично: если деньги на развитие к тому времени найдутся, то какой смысл продавать распредсетевые активы.

Альтернативное развитие. Решение о приватизации «Холдинга МРСК» окончательно будет принято после рассмотрения правительством долгосрочной стратегии развития электросетевых активов на период до 2030 года. Осталось недолго: чиновники обещают уложиться до конца осени. В качестве альтернативы приватизации холдинг предлагает объединить все дочерние компании и перейти на единую акцию – процесс длительный и кропотливый. Намного вероятнее, что компания просто объединится с какой-либо МРСК. Это позволит «Холдингу», который самостоятельно денег не зарабатывает, наконец-то сформировать доходную часть. И наконец, могут быть привлечены сторонние иностранные компании к управлению отдельными сетевыми компаниями. Так, весной холдинг уже подписал соглашение с European Regional Development Fund, сетевой дочкой французской Electricite de France. Этот документ предусматривает возможность ее участие в управлении одной из МРСК.
«Но самая ходовая версия – ничего не произойдет, ничто никому не продадут, не передадут в управление, никто ни с кем не объединится, но зато холдинг будет до последнего отстаивать сохранение режима перекрестного финансирования путем сохранения договоров “последней мили”», – иронизирует Владимир Самородов. – По сути, дешевые тарифы для населения финансируются из кармана крупных промышленных потребителей». Пока этот механизм активно поддерживается в правительстве. Так, в недавнем конфликте МРСК Сибири с Красноярским алюминиевым заводом власти запретили ФСК ЕЭС заключать прямые договора с потребителями в обход региональных распределительных компаний.
Государство в очередной раз подтвердило, что намерено продолжить практику по сдерживанию роста тарифов для мелких потребителей за счет крупных промышленных предприятий. МРСК, конечно, тоже рады: на доходы в рамках договоров «последней мили» у них приходится до 40–50% общей выручки.

 

 Рекомендации аналитиков

 

Цена на 17.11.10, $

RMG Securities

Альфа-банк

Банк Москвы

Метрополь

Уралсиб

Консенсус-прогноз

Цель, $

Потенциал, %

Цель, $

Потенциал, %

Цель, $

Потенциал, %

Цель, $

Потенциал, %

Цель, $

Потенциал, %

Цель, $

Потенциал, %

Ленэнерго

0,8

1,1

+34

0,7

-10

0,9

+8

1,5

+83

0,9

+15

1,0

+26

МОЭСК (1000 акций)

54,1

77,0

+42

68,0

+26

55,4

+2

99,0

+83

57,0

+5

71,3

+32

МРСК Волги (1000 акций)

5,5

4,4

-20

8,1

+47

4,5

-18

7,0

+27

7,4

+35

6,3

+14

МРСК Северного Кавказа

5,7

5,8

+1

10,6

+84

4,5

-21

8,9

+55

9,2

+60

7,8

+36

МРСК Северо-Запада (1000 акций)

6,8

6,6

-3

3,9

-43

7,0

+3

9,1

+34

7,0

+3

6,7

-1

МРСК Сибири (1000 акций)

10,1

9,7

-4

12,0

+18

8,0

-21

12,0

+18

11,0

+9

10,5

+4

МРСК Урала (1000 акций)

10,2

19,0

+86

19,0

+86

9,5

-7

14,0

+37

18,0

+76

15,9

+55

МРСК Центра (1000 акций)

42,6

40,0

-6

61,0

+43

36,0

-15

67,0

+57

52,0

+22

51,2

+20

МРСК Центра и Приволжья
(1000 акций)

9,0

9,5

+6

15,7

+75

9,5

+6

13,0

+45

12,0

+34

11,9

+33

МРСК Юга (1000 акций)

5,8

8,9

+55

7,5

+30

-

-

10,0

+74

7,0

+22

8,4

+45

Холдинг МРСК (100 акций)

16,5

18,6

+13

17,9

+8

16,8

+2

21,0

-32

21,0

+27

19,1

+15

Дата рекомендации

 

23.08.2010

06.10.2010

12.10.2010

06.08.2010

12.10.2010

 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль