Сетевые игры

95
Конкуренция. Международные аудиторско-консалтинговые сети все чаще рассматриваются как альтернатива «Большой четверке». Клиентов смог остановить лишь жесткий демпинг со стороны крупнейших аудиторов.

Мировой рынок аудита и консалтинга четко сегментирован, и такая ситуация сохранялась на протяжении десятков лет. Доминирующую позицию занимали крупнейшие аудиторские фирмы по объемам выручки, которые вплоть до 1989 года составляли «Большую восьмерку». Но затем в ходе слияний она трансформировалась уже в «шестерку». Еще спустя 9 лет, после слияния Price Waterhouse и Coopers & Lybrand, объединенная структура PricewaterhouseCoopers сократила название крупнейших фирм до «Большой пятерки». Наконец, в 2002-м «пятерка» стала «четверкой» после ухода с рынка компании Arthur Andersen.
Все это время ближайшими конкурентами «Большой четверки» были примерно 20 международных аудиторско-консалтинговых сетей. Совокупные объемы выручки сетевых компаний гораздо скромнее, но в целом их структура повторяла структуру компаний «четверки». Как и они, сети имели свои представительства на всех мировых региональных рынках. Но, в отличие от «четверки», включали в свой состав уже действующих на локальных рынках игроков.
Помимо конкуренции с мастодонтами рынка, сетям приходилось удерживать собственные позиции по отношению к крупнейшим локальным компаниям и ассоциациям. Конкуренция между этими игроками была жесткой, поскольку существенной разницы в построении бизнеса между сетями и ассоциациями на тот момент не было. Лишь со временем преимущества сетевых игроков перед ассоциациями сделались более очевидными. Сети стали проводить мониторинг независимости и ввели страхование солидарной ответственности перед клиентами, вызывая все больше доверия.
Сформировавшийся таким образом рынок двигался по заданной траектории вплоть до начала финансового кризиса 2007–2008 года. Тогда аудит и консалтинг стали испытывать те же самые потрясения, что и все сектора экономики. Объем рынка сократился, конкуренция резко усилилась, и жесткий демпинг на рынке стал явлением вполне обыденным. Но если в других секторах в этот момент выигрывали крупнейшие игроки, на рынке аудита и консалтинга происходили иные изменения.

Новый расклад. Открылись новые перспективы для международных аудиторско-консалтинговых сетей. Пока крупнейшие игроки «четверки» реализовывали свою традиционную стратегию развития, международные сети последовательно консолидировались. В 2007 году свои позиции на крупнейшем в мире американском рынке капитала резко усилила сеть Nexia. В результате слияния с аудиторско-консалтинговой фирмой SC International образовалась единая структура – Nexia International. Совокупный доход объединенной сети на тот момент превышал $2,2 млрд, что позволило ей войти в состав первой десятки мирового рейтинга аудиторов.
Немногим ранее другая международная аудиторская сеть – Moores Rowland International (MRI) – объявила об объединении с британским подразделением международного аудитора Mazars. Одновременно с этим в Германии шла консолидация Mazars и немецкой аудиторской фирмы RSM Hemmelrath. В результате возник альянс с единым брэндом – Praxity. По итогам 2008 года брэнд Praxity занял 8-ю строчку Public Accounting Report с совокупной прибылью в $3,2 млрд.
К середине июля 2007 года о завершении объединения своих ирландских подразделений сообщили сети Grant Thornton International и RSM Robson Rhodes. Незадолго до этого консолидацию завершили и британские подразделения этих международных сетей. Тем не менее, до глобального альянса дело так и не дошло. Grant Thornton International и RSM International по сей день остаются прямыми конкурентами, занимая в мировом списке лидеров рынка аудита и консалтинга 6-е и 7-е места соответственно.
Единственным игроком, который всегда стоял особняком в этом списке, была международная аудиторская сеть BDO International. Она хотя и не занималась созданием стратегических альянсов, свои позиции на рынке аудита от этого не теряла. Политикой BDO была агрессивная экспансия на мировые региональные рынки. За счет привлечения в свою сеть крупных локальных компаний BDO смог уверенно закрепиться среди своих сетевых конкурентов.

А в это время… Консолидация международных сетей шла параллельно сразу нескольким мировым тенденциям. 2006 год стал рекордным по объемам капитала, привлеченного компаниями в результате IPO, – $246 млрд. Этот результат превысил показатель предыдущего года почти на $80 млрд, подсчитали тогда аналитики Ernst&Young. Количество размещений в 2006 году достигло максимального с 2000 года уровня сделок – 1729, большинство из них прошли на американском рынке. Среди фондовых бирж разных стран разворачивалась настоящая борьба за эти финансовые потоки. Вместе с тем шел процесс ужесточения правил игры со стороны мировых регуляторов.
Приведение корпоративной отчетности перед инвесторами в соответствие с новыми требованиями регуляторов потенциально несло аудиторам колоссальный доход. Даже если судить об этом по величине затрат американских фирм после вступления в силу закона Сарбейнса – Оксли в 2002 году в США (ужесточил правила финансовой отчетности компаний). Тогда расходы на аудит американских фирм с выручкой в $1–4 млрд оценивались в $1,8 млн только лишь для выполнения одного из разделов закона Сарбейнса – Оксли в первый год его действия. В свою очередь затраты компаний, чья выручка превышала $5 млрд, оценивалась при тех же условиях в $4,7 млн, согласно исследованию Международной ассоциации финансовых директоров (FEO).

Смена состава. Удачная конъюнктура требовала от транснациональных компаний оперативности. Для выхода компаний на IPO надо было привести всю отчетность в соответствие с международными стандартами. А в управлении глобальными проектами не было равных компаниям «Большой четверки». Именно на такой основе базировалось представление клиентов о работе крупнейших фирм.
В то же время рост портфеля заказов со стороны крупных клиентов наблюдался и у международных сетей. У сетевых игроков, располагавших наиболее крупными представительствами на локальных рынках, рос спрос на сопровождение трансграничных сделок. Так, на рынке Великобритании тройку лидеров представительств сетевых игроков составляли Grant Thornton International, BDO International и Nexia International. Эти же игроки, но немного в другой последовательности – BDO, Nexia и Grant Thornton, – были лидерами аудиторско-консалтингового рынка Германии. Но такой расклад был неоднозначным. Представительства крупнейших международных сетей существенно разнились по величине присутствия на рынках других европейских стран. К примеру, в одном и том же году в Италии и Франции лидировало представительство сети Praxity, которая занимала лишь 10-ю строчку рейтинга в Великобритании. А лидер Германии – BDO – была лишь № 10 во Франции. Похожая ситуация складывалась и на российском рынке.
Серьезная разница в величине компаний играла против международных сетей. Клиенты, ориентировавшиеся на размеры бизнеса аудиторов, отдавали предпочтение фирмам «Большой четверки», несмотря на то, что представительство крупнейшей фирмы на локальном рынке могло быть меньше, чем представительство сети. Это значило только одно: сети проигрывают конкуренцию за счет своих слабых брэндов по сравнению с фирмами «Четверки».
Объективных оценок стоимости брэндов аудиторских фирм не существует. Но некоторые исследования хорошо демонстрировали, что вне зависимости от занимаемой доли того или иного регионального рынка к фирмам «четверки» заочно относятся, как к рыночной доминанте. В частности, проведенное исследование Минфина в 2006 году показало: на долю «Большой четверки» по итогам 2006 года приходился лишь 31% рынка аудита в России. В то же время эксперты говорили как минимум о 70% российского рынка. То есть брэнды уже работали на «Большую четверку», а вовсе не наоборот. У международных сетей с брэндингом были объективные сложности. Компания могла представлять на локальном рынке единую сеть, но часто при этом продолжала работать под своим историческим названием.
Но, как оказалось впоследствии, брэнд фирм «Большой четверки» также уязвим. В последние годы их репутация стала подвергаться сомнению и инвесторов, и рыночных регуляторов. Этому были вполне объективные причины, которые сказались на всем аудиторском профессиональном сообществе. Первым серьезным ударом оказался скандал с американским газодобывающим гигантом Enron в 2001 году в США. Аудитора – Arthur Andersen, входившего в состав фирм, бывших тогда еще «Большой пятеркой», – обвинили в фальсификации отчетности Enron. Именно после этого в США в 2002 году был принят закон Сарбейнса – Оксли, явно направленный на демонополизацию рынка аудиторско-консалтинговых услуг. В 2006 году, после еще одного скандального банкротства – итальянского Parmalat, – к необходимости схожих мер пришли и в Евросоюзе. Еврокомиссия приняла так называемую Восьмую директиву, фактически вводящую на европейском рынке нормы, аналогичные нормам закона Сарбейнса-Оксли.
В тот же период было изменено и корпоративное законодательство Великобритании и Японии. Причем у Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам США (SEC) вырос настолько большой «зуб» на крупнейшие фирмы аудиторского рынка, что представители SEC несколько лет летали через океаны, разъясняя коллегам-регуляторам из других стран необходимость изменения законодательства. И почти добились своего: из крупных рынков в настоящее время лишь в Индии и Китае не приняты новые нормы. Но это лишь вопрос времени.
Разразившийся кризис показал, что авторитет международных рейтинговых агентств и крупнейших аудиторских фирм не является безоговорочным. Если аудиторы утверждают, что у клиента все хорошо, а затем его акции падают на 90% (Lehman Brothers), то у инвесторов возникает, мягко говоря, недоумение. Сетевые компании, чьи брэнды не были именем нарицательным, таким, как «Большая четверка», лишний раз оказались в выигрышной ситуации. И дождались более удачного момента для увеличения своей капитализации.

Они теряют клиентов. Пионеры есть: с 1 января 2010 года представительства аудиторско-консалтинговой сети BDO International перешли на работу под единым международным брэндом BDO. В перспективе все международные сети могут последовать этой стратегии. Важный шаг, особенно на фоне того, что клиенты все больше доверяют аудиторским заключениям международных сете, тем более что речь идет о клиентах крупнейших рынков капитала.
Так, по итогам 2008 года представитель международной сети Grant Thornton International – компания Grant Thornton LLP, действующая на территории США, – заняла первую строчку самого уважаемого ежегодного рейтинга аудиторских компаний Public Accounting Report. Впервые за все время существования этого рейтинга компания, не принадлежащая к «Большой четверке» аудиторских фирм, заняла лидирующую позицию. Это стало возможным благодаря тому, что компания подписала контракты с 24 холдингами, отказавшимися от услуг «Большой четверки». Кроме того, аудитор заключил пять новых контрактов с компаниями, чья годовая выручка превышала на тот момент $1 млрд.
Приток клиентов, которые ранее пользовались услугами «Большой четверки», отметили все крупнейшие международные аудиторские сети. А в одночасье рухнувший спрос в части выхода компаний на IPO по мере развития кризиса стал компенсироваться повышенным спросом на другие услуги, такие, в частности, как due diligence и управление рисками. Для клиентов стали крайне значимыми качество этих услуг и репутация аудитора, чем сейчас могут похвастаться и международные аудиторско-консалтинговые сети. Однако взаимодействие и гибкая ценовая политика монополистов из «Большой четверки» позволяют им по-прежнему успешно конкурировать с сетевыми и прочими компаниями аудиторско-консалтингового направления. Скорее всего, в перспективе существенного перераспределения рынка не произойдет. Возможно усиление позиций отдельных сетей, но паритет сохранится.

 

* автор – старший партнер группы компаний «Нексиа Пачоли»

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль