Планшетная революция

80
Гаджеты. Крупные производители не раз пытались выйти в этот сегмент мобильных ПК. Безрезультатно. Что изменилось в 2010 году, когда iPad продемонстрировал потрясающий успех?

Вспомните, как часто вы спорили с друзьями только потому, что нельзя было выйти в интернет и проверить, кто прав. Приходилось произносить привычную формулу: «Когда я буду у компьютера, посмотрю». В этих словах есть что-то унизительное. Они точно показывают, кто кому принадлежит: когда ничтожный человек сможет припасть к этому алтарю сверхчеловеческой мощи и светочу знаний. Разумеется, и речи не идет о том, чтобы этот сакральный предмет находился там, где мне удобно. Я должен прийти туда, где он находится, и исполнить все приличествующие случаю ритуалы. Теперь это наконец заканчивается.

Дивный новый мир.
В XXI веке крупные производители так или иначе пытались вой­ти в нишу планшетов – у HP была серия Tablet PC с поворотным экраном, HTC и Nokia представляли модели с 5-дюймовыми экранами и пальцевым управлением, Samsung в 2006 году выпустил ноутбук Q1 c 7-дюймовым сенсорным экраном и внешней клавиатурой в кожаном чехле. Однако ни одно из этих устройств не совершило революции на рынке и не получило продолжения. Чего-то не хватало.
Что изменилось в 2010 году? Видимо, время. Пресловутый «маркетинговый гений» главы Apple Стива Джобса заключается не только и не столько в том, чтобы убедить публику, что ей обязательно нужно купить новое изделие его компании, сколько в том, чтобы точно угадать момент, когда это ей и вправду будет нужно – и даже чуть раньше, чем она сама это поймет.
Когда 27 января 2010 года прошла официальная презентация планшета iPad, интернет заполнился комментариями в духе: «Кому нужен этот айфон-переросток?». Пока технари смаковали недостатки и технические несовершенства нового устройства (дизайн у Apple, как всегда, был безупречен), а теоретик и пропагандист свободного программного обеспечения Эбен Моглин произносил пламенные речи («Вы знаете, что iPad решает за вас, на какие сайты вам ходить? Они хотят, чтобы у них все было прилично. Мне это напоминает Советский Союз – там тоже все было исключительно прилично, никакой порнографии»), iPad совершал свое триумфальное шествие по планете, продаваясь десятками тысяч экземпляров даже в тех странах, куда он официально не поставлялся – например, в России. Спустя полгода, когда президиум Генсовета партии «Единая Россия» решил провести заседание «без использования бумаги», только четверо его членов принесли с собой обычные ноутбуки, а не iPad.

Интернет не из розетки. Чем хорош iPad? Даже если считать его популярность веянием моды, почему она появилась именно сейчас? В концепции планшетного компьютера, представленного Стивом Джобсом, «встретились» сразу три устройства, бурно развивавшихся в предыдущие годы.
Во-первых, произошло «расширение» идеи смартфона – миникомпьютера, который «всегда с собой». Его не надо ставить на стол и ждать, пока загрузится: можно выхватить из кармана на ходу, включить нажатием одной кнопки и, два-три раза ткнув пальцем в экран, найти необходимую информацию (письмо, текст, карта местности) и засунуть обратно в карман.
Во-вторых, «читалка» для электронных книг. Отдельные специализированные устройства для этой цели до сих пор не пользуются большой популярностью в России из-за высокой цены и отсутствия прямой связи с магазином. Ведь в США Amazon Kindle произвел переворот в индустрии книжных продаж после того, как у его владельцев появилась возможность скачивать книги прямо на устройство, да еще и не платить при этом интернет-провайдеру (стоимость трафика входит в цену книги).
В-третьих, планшет – полноценный портативный компьютер, от невероятно популярных нетбуков отличающийся, главным образом, устройством ввода – сенсорный экран вместо клавиатуры и мыши. Это следующий после нетбука шаг в осознании того факта, что персональный компьютер стал, в первую очередь, устройством для соединения с интернетом. Все остальные базовые функции: работа с почтой, текстами, таблицами, презентациями, изображениями, прослушивание музыки и просмотр видео, даже многие игры – уже сегодня не требуют наличия специальных программ. Все это можно делать через браузер.
Само понятие «выход в интернет» уже тоже не связано с сидением у телефонной или сетевой розетки – одновременно развиваются, перекрывая друг друга, сразу несколько технологий мобильной связи. Сети EDGE/3G есть почти везде, бесплатный WiFi доступен в кафе, аэропортах, и повсеместно – в центрах целого ряда крупных европейских городов, таких как Париж, Лондон, Барселона. В спину им дышат и расталкивают друг друга локтями сети WiMax и LTE.
Конечно, привычные нам стационарные компьютеры и прикладные программы продолжат существовать – в качестве инструментов для профессионалов. Для большинства обычных пользователей они очень скоро станут анахронизмом. Так у каждого есть дома молоток и плоскогубцы, но мало кому придет в голову держать в квартире токарный станок. В 70-х годах XX века компьютер представлял собой комнату, заставленную металлическими шкафами. В 90-х годах – один металлический ящик под столом. В XXI веке персональный компьютер будет выглядеть как планшет с сенсорным экраном. Он уже так выглядит.

Куда смотреть. После выхода iPad анонсы новых планшетов посыпались один за другим. Напоминало «парад суверенитетов» республик Советского союза в 1990-м году: любой крупный производитель компьютерной техники был просто обязан объявить о разработке собственного планшета, чтобы не выглядеть ретроградом. Кроме того, в очередном революционном изменении формы компьютера увидели свой шанс десятки малоизвестных компаний. В итоге на рынке в настоящий момент царит восхитительная путаница, разобраться в которой человеку, решившему приобрести планшетный компьютер, бывает очень непросто.
По большому счету идет война двух операционных систем, в которую пытается вклиниться третий участник. Во-первых, iOS – операционная система на планшетах Apple iPad, продолжение iPhone OS. Ее недостатки связаны с большим количеством ограничений (однозадачность, отсутствие поддержки Flash), зато в установленных разработчиками рамках все сделано просто превосходно.
Во-вторых, Android – операционная система от Google. Задумывалась как основной конкурент iPhone OS и в результате стала ее полной противоположностью. Это полностью открытая и бурно развивающаяся система с десятками модификаций и тысячами бесплатных приложений на все случаи жизни. Основным ее недостатком является то, что и сама система, и все ее приложения постоянно находятся в процессе доработки. Впрочем, многие люди считают и это достоинством. В-третьих, очередная отчаянная попытка Microsoft закрепиться на уже почти упущенном рынке – Windows 7 для мобильных устройств. Насколько она может быть успешна, говорить пока рано: планшетов под ее управлением очень немного. 

 

 

Какие еще свойства важны для российского покупателя:

 

1. Выпущен ли планшет в продажу. Интернет полон описаний устройств, которые были анонсированы, но по разным причинам до сих пор не поступили даже в производство. Анонс ни к чему производителя не обязывает: разработка нового устройства может быть свернута на любом этапе, даже если оно уже полностью готово к выпуску.


2. Продажи в России. В России официально продается пока только один планшет – Archos PCTablet. Официальные продажи iPad и Samsung Galaxy Tab должны были начаться в октябре, но воз и ныне там. Однако стремительно расширяется предложение «серых» устройств. Некоторые планшеты (особенно у мелких производителей, не имеющих своих сетей распространения) можно заказать по почте или через интернет-аукционы. Но, с учетом российских реалий, приготовьтесь ждать до полугода.


3. Размер. Планшеты делятся на два типа: «в сумку» (диагональ экрана 9–10 дюймов) и «в широкий карман плаща» (7 дюймов). На первых «лучше видно», вторые удобнее держать одной рукой. Выбор зависит от того, какие функции чаще используются: например, для электронных книг диагональ 7 дюймов является нормой, а вот для полноценной работы, скажем, с электронными таблицами этого может оказаться маловато.


4. Виды беспроводной связи. Вариантов много. Единственное, что объединяет все планшеты, – наличие модуля WiFi. Для российских пользователей, вероятно, важным будет также наличие модуля GSM/3G. Не лишним окажется Bluetooth, позволяющий подключить беспроводную гарнитуру для разговоров (по мобильной связи или по Skype) или для прослушивания музыки. Модули Wimax и LTE в планшетах пока встречаются редко.


5. Срок автономной работы. Здесь пока вне конкуренции iPad – десять часов. На практике в современном городе достаточно может быть и пяти-шести. Меньше уже нецелесообразно и превращает жизнь владельца такого устройства в непрерывный поиск свободных розеток.


6. USB-host. Основной носитель информации – флэш-накопитель с USB-разъемом. Невозможность подключить его к компьютеру будет серьезным недостатком. Странно, что для многих производителей это неочевидно.


7. Вес. Этот параметр – фактически производная от размера экрана и емкости батареи. Надо учитывать, что предметы весом около килограмма долго держать одной рукой бывает утомительно. Впрочем, кому-то это может стать приятной заменой упражнений с гантелями.


8. Операционная система. Еще одна особенность рынка планшетов – полное отсутствие не только явных монополистов, но даже возможности ими стать. Это счастливое свойство они унаследовали от смартфонов. На данный момент лидируют три ОС, но их число или состав могут в любой момент измениться.


9. Производитель. Планшеты – очень молодой рынок. Появление новой формы и продолжение глобализации мировой экономики привели к тому, что качество изделия никому не известной фирмы может ничем не отличаться от больших брэндов. Например, коммуникаторы Highscreen российской компании Vobis собираются на тех же заводах Foxconn в Китае, что и iPhone. Из существующих репутаций актуальной остается только негативная: если известная компания выпускает отличные ноутбуки, это не говорит о качестве ее планшетов ровным счетом ничего. Но если ее продукция занимает первые места в «черных списках» сервис-центров (Acer и Rover), то к их новым изделиям стоит подходить с осторожностью.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль