Заядлые картежники

81
Картография. Из-за пробелов в правовом регулировании отрасль можно счесть одной из самых рискованных в российской экономике. Но, с учетом качества существующих карт, еще и очень перспективной.

В середине лета АФК «Система» провела очень необычную для своих масштабов сделку, купив контрольный пакет компании «М2М Телематика». Мало того, корпорация обязалась консолидировать 100% в 2012–2015 годах. Не удивляйтесь, если вы никогда не слышали это название: выручка «М2М Телематика» в 2009 году составила всего 601 млн рублей – маловато для попадания в «Финанс-500». Зато темпы роста отличные: в 12 раз за четыре года. Плюс небольшая деталь: «М2М Телематика» является лидером нового для России рынка цифровой картографии.
Другой его участник – фирма «Русские навигационные технологии» (РНТ). В момент создания в 2005 году занималась системами для мониторинга транспорта, ориентируясь на частных лиц. Спустя два года «подтянулся» сектор B2B, спрос стал массовым, а рентабельность по EBITDA, по словам исполнительного директора РНТ Ивана Нечаева, достигла 50%. В 2008 году компанией заинтересовался «ВТБ-Фонд венчурный», который приобрел 30,7% акций за 170 млн рублей. А 7 июля 2010 года компания провела IPO, разместив на инновационной площадке ММВБ 18% акций. На 1 ноября ее капитализация составляла 1,4 млрд рублей – в семь раз больше выручки по МСФО в 2009 году (210 млн рублей). Стоимость доли венчурного инвестора увеличилась в два раза. Немногие инвестиции, сделанные в России до начала острой фазы кризиса, могут похвастаться такой доходностью.

Наш ответ GPS.
«М2М Телематика», РНТ, «ИТС-софт», «Техноком». Основную долю выручки этих компаний занимает навигационное оборудование, говорит президента ГИС-Ассоциации Сергей Миллер. Но с каждым годом ценность сервисной составляющей (то есть программного обеспечения) растет. На развитом западном рынке основная стоимость контракта приходится на цену ПО и техподдержки. «В России доля ПО в выручке – единицы процентов. Отечественный покупатель готов платить за железку на столе и не воспринимает программу как дорогостоящий продукт. Но через несколько лет российский рынок придет к пропорциям западного», – уверен Иван Нечаев. Параллельно росту интереса инвесторов способствует государство, всячески стимулируя развитие отечественной навигационной системы ГЛОНАСС (наш ответ GPS – ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система).
Когда ценность сервисной составляющей утвердится в умах российских покупателей, неизбежно начнет расти стоимость нового сектора, который пока находится в тени, – цифровой картографии. Основой для любых навигационных сервисов служат цифровые карты местности. Именно поэтому в последние полгода много говорится о перспективах рынка коммерческой цифровой картографии в России – фактически нового направления венчурного инвестирования.
Участники рынка связывают свои надежды с ГЛОНАСС. «Коммерческое применение ГЛОНАСС сразу выявило неудовлетворительное состояние картографической базы в России», – говорит директор по развитию бизнеса группы компаний «Эшелон Геолайф» Игорь Хереш. «Если у ГЛОНАСС все сложится удачно, рынок цифровой картографии ждет взрывной рост», – предвещает генеральный директор компании DATA+ Алексей Ушаков. По данным ГИС-Ассоциации, объем рынка геоинформатики в России в 2009 году приблизился к $3 млрд, из них треть пришлась на цифровую картографию. $1 млрд – есть за что бороться. По оценкам Ивана Нечаева, в 2008–2009 годах российский рынок цифровой картографии рос на 20% в год, такую же динамику продемонстрирует и в 2010 году.

Веселые старты. Процесс создания цифровых карт можно разделить на два этапа – базовый и для конечного потребителя. На первом проводится съемка местности и снимки оцифровываются. Потом из них компонуются цифровые карты, точность которых проверяется на практике. «Дороги анализируются с помощью специальных курсирующих по ним автомобилей. Данные с установленных на них датчиков расшифровываются, и в дальнейшем картографический контент (информация на карте) актуализируется», – рассказывает Игорь Хереш. Уже на этой основе составляются многообразные карты для навигаторов. В конечной версии карты отдельных регионов могут превратиться в единую карту страны, на них «вешаются» сервисы и справки.
Обычно главным автором базовых карт является государство. Только вот в России за их создание отвечает Росреестр, который не так давно приступил к оцифровке. Как сказал заместитель руководителя Росреестра Сергей Сапельников, сегодня государственной цифровой картографии в России просто нет. «Картографический фонд у нас, как Эрмитаж: хранятся произведения искусства, созданные зачастую еще в 1980-х годах, естественно, устаревшие», – иронизирует он. Во ФГУП «Госгисцентр» в цифровом виде хранятся более 170 тыс. листов карт. «Потребителю, за редким исключением, не нужны отдельные номенклатурные листы, а требуется единое покрытие на административную единицу – район, область, округ, – говорит Алексей Ушаков. – Ситуация стала кардинально меняться с появлением публичной кадастровой карты на портале Росреестра, но эти работы еще далеки от завершения». Создание электронной кадастровой карты России (карта объектов недвижимости с данными о собственнике, границах владения и его кадастровой стоимости) началось только в марте 2010 года.
Поэтому в России создание базовых карт тоже встало на коммерческие рельсы. Услуги предложили профильные бывшие госпредприятия и частники – российские и представительства иностранных компаний. Например, еще в 1992 году на российский рынок пришло СП DATA+, основанное Институтом географии РАН и Институтом исследования систем окружающей среды (Калифорния, США). Компания распространяет локализованные карты, созданные на основе листовых топографических карт из Государственного картографического фонда. DATA+ «сшила» листы, разделила слои, перевела карты в нужный формат. В том числе благодаря раннему появлению в России, компания успела занять на рынке картографии лидирующее положение – именно ее цифровая карта РФ масштаба 1:1000000 используется сегодня Росреестром как «подложка», на которую наносится кадастровая и другая информация.
Отечественный бизнес «раскачался» позже. Инвесторы заинтересовались сектром именно на волне спроса. Так, в 2008 году возникла частная компания «Геолайф». «Для создания картографической основы было создано отдельное подразделение, работающее по сию пору. Оно приобретает снимки, оцифровывает их, создает цифровые карты, верифицирует и актуализирует их», – рассказывает Игорь Хереш. Собственный картографический продукт Geomap лег в основу геосервисов ГК «Эшелон Геолайф» (сервис анализа дорожной ситуации, трекинговое приложение для смартфонов и КПК, спутниковые системы защиты от угона), превратившись в самостоятельный товар.

Маржа в потенциале. По словам Алексея Ушакова, основные средства расходуются именно на создание и обновление цифровых топографических карт. «При создании и обновлении карт широко используются аэрофотосъемка, данные дистанционного зондирования из космоса, полевая геодезия. Результаты обрабатываются с использованием фотограмметрии, дешифрирования, камеральной обработки геодезических измерений, – перечисляет он. – Расходуются колоссальные средства». Стоимость карты региона исчисляется  сотнями миллионов рублей. Так, в сентябре Минпромприроды Челябинской области объявило открытый конкурс на выполнение работ по созданию цифровых топографических планов масштаба 1:2000 на земли шести городских округов и пяти муниципальных районов. Начальная цена контракта составила 400 млн рублей.
Работа Росреестра финансируется из бюджета программы создания ГЛОНАСС, которая рассчитана до 2013 года. Как раз к этому сроку, по расчетам президента Дмитрия Медведева, в интернете в свободном доступе должны появиться подробные цифровые карты страны от Росреестра. Небольшие компании, чаще всего аффилированные с картографическими ФГУПами, лишь предлагают фрагментарные услуги, например топографическую съемку участков. ГК «Гильдия инженеров» берет за свои услуги от 15 тыс. рублей за гектар.
Редкий частный бизнес может позволить себе заниматься полноценной топографией, большинство компаний специализируются на создании карт для потребителя. «В 2009 году нефтегазовые и логистические компании потратили на цифровые карты не менее $200–300 млн», – уверен Иван Нечаев. Однако именно сектор базовых карт может стать максимально привлекательным для венчурных инвесторов в навигацию. По оценкам одного активного участника рынка картографии, рентабельность подобного предприятия по EBITDA сегодня составляет около 80%. «Картография набирает обороты и стала очень выгодным бизнесом», – согласен Иван Нечаев.

Тормоза. Высокая доходность сосуществует с немалыми рисками. И дело не в новых идеях и технологиях. Развитию частного российского рынка цифровой картографии мешают «дыры» в законодательстве. «Трудно оценить риски с точки зрения соблюдения гостайны, – объясняет Сергей Миллер. – В законе говорится, что все координаты доступны, за исключением объектов, требующих специальной защиты. Их перечень должен быть разработан правительством, однако за восемь лет этого не произошло. Риск минимизируется при помощи лицензии ФСБ и Роскартографии, но не устраняется. С появлением перечня придется проходить согласовательную процедуру, во время которой можно получить отказ». Второй момент – государство рассматривает карты как материал, подлежащий распространению, и бесплатно передает их в руки частного бизнеса в качестве основы. «Но по закону карта является продуктом интеллектуальной собственности. Значит, с государством надо заключать договор о неэксклюзивной передаче прав на использование карт. Процесс заключения договоров передан соответствующим ФГУПам, которые созданы для получения прибыли. Фактически предприниматель выкупает права у конкурента, который завышает цены, а то и перехватывает заказчика», – негодует Сергей Миллер.
Для работы на рынке цифровой картографии частной компании надо получить три лицензии:
• на картографические ГИС-работы;
• на работу с гостайной от ФСБ;
• на космическую деятельность, поскольку спутниковые снимки являются самым оперативным, точным и дешевым способом получения информации.
Кроме того, получить разрешения на работу, на тиражирование продукции, пережить контроль Росреестра, заключить «неэксклюзивный» договор. «С 2010 года вступили в силу поправки, внесенные в закон «О техническом регулировании», и теперь производители обязаны сертифицировать картографическую продукцию. Но ГОСТов нет, сертификацией занимается единственный в стране центр, который сам разрабатывает критерии и действует волюнтаристически», – добавляет Сергей Миллер. По мнению Алексея Ушакова, развитие рынка сдерживается сильно завышенной стоимостью права использовать картографические материалы.
«Кривое» регулирование рынка приводит к новым проблемам. Так, питерская компания, специализирующаяся на картографии, располагает собственной богатой базой данных объектов и составляет карты, которые до 2010 года печатала в Финляндии. Сейчас таможня требует сертификат, и компания вынуждена печатать карты в России, хотя стоимость полиграфических работ выросла в три раза и во столько же раз сократилась рентабельность бизнеса.
«Международные компании, например Navteq, проявляют к российской цифровой картографии устойчивый интерес. У них есть и финансовые ресурсы, и технологии использования картографической информации, и отлаженные инструменты коммерциализации, – говорит Иван Нечаев. – Но пока рынок раздроблен, такие компании, скорее, ищут объекты поглощения, чем выступают в роли внешних инвесторов».

Отказ от старого. Впрочем, отдельные оптимисты считают, что отечественные законы во многих отраслях гораздо более несовершенны, а картографии грех жаловаться: всевозможные постановления в поддержку отечественных ГЛОНАСС-решений, заградительные меры для импорта (их обещают ввести как только, так сразу), обеспечение госзаказом – «все для вас». «Российское законодательство способствует развитию наших проектов, так как защищает интересы отечественного производителя, всячески его стимулируя», – уверен Игорь Хереш. В любом случае, как только законодательное регулирование отрасли станет осмысленным, высокие доходы неизменно привлекут массу инвесторов. Дмитрий Медведев уже озвучил намерение: «Скорее всего, проще полностью отказаться от старой системы и построить новую». Сроки для строительства ограничены длительностью программы ГЛОНАСС.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль