Автоматизация с подстраховкой

94
Технологии. Если бы отдельные игроки не баловали себя внедрением IT-продуктов, сфера страхования оставалась бы свободной от автоматизации. Обе стороны процесса зачастую видят вместо возможностей только проблемы.

Двигатель отрасли в России – обязательные в иды страхования. Естественным образом они же являются сферой, в которой концентрируются основные усилия по автоматизации. Это легко объяснимо не только их большой долей в структуре портфелей. Обязательные виды страхования имеют ограничения по тарифам, значит, их доходность во многом зависит от операционных расходов. На снижение затрат и направлено большинство осуществляемых проектов в сфере IT-страхования. Так как все эти виды сильно регулируются законодательством, то нередкие в нем изменения требуют постоянных доработок в страховых продуктах.
Отсюда сразу две тенденции: применение раздельных систем учета страхования по разным продуктам и автоматизации документооборота. Разделение и использование специализированных продуктов – очевидный ответ на частые перемены, а электронный документооборот позволяет снизить операционные издержки, быстрее реализовывать новые требования и унифицировать работу внутри географически распределенной филиальной сети. Впрочем, экономические мотивы зачастую самые сильные – если легко просчитать выгоду от внедрения, то проект будет реализован. Так, высокие операционные расходы на ввод первичных документов в информационные системы часто служат основанием для внедрения систем сканирования и распознавания, способствуют внедрению электронного документооборота, приводит пример Андрей Арефьев, директор центра страховой компетенции ЕРАМ Systems.
«Страховые компании испытывают потребность в инструментах, которые позволяют автоматизировать точки продаж: организовать быструю дистрибуцию страховых продуктов по всей филиальной сети, внедрять и поддерживать в актуальном состоянии единые регламенты продаж. В настоящее время практически все крупные страховые компании либо уже внедряют, либо рассматривают решения в области CRM и электронного документооборота», – описывает состояние рынка автоматизации в страховании Александр Семенов, генеральный директор «Коруса Консалтинг».

Страховой «зоопарк». Как только появляется хоть сколь-нибудь устойчивый элемент среди бизнес-процессов, он сразу автоматизируется. В сфере финансового учета большинство страховых компаний свои потребности уже закрыли – здесь они обошлись типовыми решениями, которые во многом повторяли опыт, накопленный в банковской сфере или телекоммуникациях. Безусловно, решения класса SAP или Oracle подходят для автоматизации финансовых блоков, но в то же время не закрывают основных бизнес-процессов страховых компаний. У этих хорошо известных вендоров, конечно же, есть и решения для страхового рынка, но в России мало проектов по внедрению в страховых компаниях комплексных зарубежных информационных систем. Они, как правило, не покрывают специфики требований российского законодательства. Здесь и лежат корни привычного для многих отраслей IT-«зоопарка» – минимум унификации, максимум разнообразия. Набор применяемых решений даже в крупных страховых компаниях пугает обширной номенклатурой. Вот, к примеру, список продуктов, используемых в «АльфаСтраховании»: Unicus, INSYS, «Авис», «Парус», Oracle EBS, Hyperion, QlickView. В дополнение к этому идет внедрение SAP. При этом список используемых продуктов будет расти и дальше. Уже в ближайшее время добавятся системы, ориентированные на защиту данных на различных уровнях хранения и передачи, внедрение которых обязательно согласно требованиям ФЗ-152.
За новые продукты будут ратовать в первую очередь не равнодушные к сервису продающие подразделения. Рост конкуренции заставляет компании обращать внимание на отношения с клиентами. Так, Андрей Арефьев говорит о системах класса Enterprise Complaint and Feedback Management – обработки обращений клиентов. «В последнее время мы также видим спрос на решения, позволяющие анализировать отзывы клиентов о брэнде и предложениях компании, а также ее конкурентах, в интернете, в частности, в социальных медиа (блогах и форумах)», – выделяет тенденцию эксперт.

Фронт работ. Работу по автоматизации бизнес-процессов в страховании, прямо скажем, «кипящей» не назвать – в редкой IT-компании найдется специализированное подразделение, работающее с этой отраслью. Системные интеграторы традиционно считают страховые компании сложными клиентами, а те отвечают взаимностью. Вадим Егоров, директор департамента информационных технологий СК «Согласие», из опыта работы делает выводы, что системные интеграторы в большинстве своем слабо представляют, как и какие бизнес-процессы функционируют в страховых компаниях. «Опыт, полученный интеграторами при реализации проектов в организациях другого сектора или банках, чаще всего неприменим в страховых компаниях. Индивидуальные отличия проявляются столь ярко, что даже реализация одного-двух проектов в отрасли не всегда приводит к тиражированию решения», – отмечает эксперт.
Основную причину для этого Михаил Френкель видит в размере рынка – слишком уж он мал. «Нет интегратора, у которого есть проекты более чем с десятью страховыми компаниями, – считает эксперт. – Проекты заканчиваются, и крупные интеграторы либо перебрасывают людей на другие проекты, либо с ними расстаются. Лишь несколько небольших компаний обладают постоянным штатом IT-специалистов, понимающих в страховании». Андрей Арефьев не верит, что клиента можно обмануть, постоянно тасуя специалистов, как карты в колоде, или перекидывая с проекта на проект. «Развитие необходимых компетенций, освоение специфики бизнеса заказчика, наработка проектного опыта в отрасли – это дело не одного месяца. Речь обычно идет о годах успешной работы на рынке, – считает эксперт. – Можно нанять нескольких специалистов со знанием страхования и показать их заказчику. Но ведь в крупном проекте участвуют не два-три специалиста. Поэтому круг компаний, которые способны выполнить такого рода проект, ограничен».
Правила игры в страховании слишком часто меняются, чтобы, создав программный продукт, продать его несколько раз. В том числе это не только снижает доходность разработок, но и напрочь уничтожает возможность для комплексной автоматизации. Так, по мнению Сергея Конюхова, заместителя директора департамента информационных технологий «АльфаСтрахования», до сих пор на рынке не существует информационной системы, которая бы охватывала по своей функциональности все виды страхования, которыми занимаются универсальные страховые компании. И хотя большинство представителей страховых компаний видят скорее препятствия, нежели возможности для автоматизации, есть в их числе и редкие оптимисты. «Если при принятии решения об автоматизации бизнеса были оценены все плюсы и минусы выбранных средств автоматизации, то никакие изменения в законодательстве не могут даже наполовину обесценить сделанные инвестиции, – считает Вадим Егоров. – Полномасштабная автоматизация бизнеса, построенная на гибких, открытых и масштабируемых решениях, позволит не только защитить инвестиции, но и оперативно реагировать на изменения как в законодательстве, так и на рынке».
Как же вести работу по автоматизации бизнеса в страховой сфере, если частые изменения в законодательстве или на рынке могут моментально обесценить часть инвестиции или повлечь дополнительные затраты, связанные с доработкой IT-решения? «Отказ от автоматизации при постоянно нарастающем объеме операций – проигрышная позиция, – считает Павел Кувшинов. – Издержки компании в этом случае будут больше, чем возможные дополнительные затраты, связанные с перенастройкой системы». Коллегу поддерживает и Сергей Ковалев, директор департамента развития бизнес-систем «Росно». «Подходить к автоматизации в сложившихся условиях нужно очень аккуратно. При внедрении нового решения повышенное внимание должно уделяться оценке выгод от его использования, анализу рисков, вызванных внедрением, и тщательному планированию ресурсов. Совсем отказаться от автоматизации означает лишить себя конкурентных преимуществ, которые завтра могут оказаться решающими», – резюмирует эксперт.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль