В чью пользу счет?

92
Игры. В футбольной России результат приходит лишь после значительной финансовой «накачки». Исчезает он так же быстро, как и вложенные средства. Большая часть клубов не приспособлена самостоятельно зарабатывать деньги.

Биллборд на Рязанском проспекте в Москве – фотография Дэвида Бэкхема со словами «Мы отказались от него» и подпись: ФК «Жемчужина-Сочи». Хозяева небольшого футбольного клуба, базирующегося на берегу Черного моря и выступающего в первом футбольном дивизионе, не скупятся на промо – биллборды с рекламой клуба, помимо Рязанки, развешаны на Рублевском шоссе! Одним из героев масштабной рекламной кампании должен был стать и экс-тренер сборной России Гус Хиддинк, но не сложилось.
«Жемчужина-Сочи» – новый амбициозный футбольный проект, возникший практически на пустом месте. Клуб в последние годы влачил жалкое существование во второй лиге отечественного первенства. Однако новые хозяева перестраивают жизнь спортивной организации на новый лад – помимо собственно футбола, они пытаются заработать на сопутствующих товарах: с оранжевым логотипом клуба продаются зефир, печенье и прочее. Результаты неизвестны, но даже ведущие клубы страны пока не могут похвастать существенными доходами от мерчандайзинга.

Ради результата. Лидеры отечественного футбола предпочитают тратить. Этим летом за пятое место в списке самых щедрых клубов Европы до последних дней трансферного окна боролись «Зенит» и «Рубин». «Победа» осталась за казанцами – 43,3 млн евро потрачено на покупку новых игроков из Европы против 43 млн евро у «Зенита». Позади остались такие гранды, как английские «Челси», «Арсенал», «Ливерпуль» и итальянский «Милан».
Руководство клубов можно было понять – обоим предстоял старт в престижной Лиге чемпионов, в преддверии которого требовалось усилить составы. Однако когда «Зенит» еще в квалификационном раунде уступил скромному французскому «Осеру», на питерский клуб моментально обрушилась волна критики. Больше всего публику возмутило то, что в проведении аттракциона неслыханной щедрости клубам помогают спонсоры и акционеры, так или иначе связанные с государством. «Если бы ”Газпром“ не компенсировал «Зениту» неразвитость футбольного рынка, […] мы бы не могли показать столько хороших футболистов своим болельщикам. В значительной степени трансферы, содержание команды мы можем оплачивать только при наличии спонсорской помощи», – признает гендиректор «Зенита» Максим Митрофанов (интервью с ним на стр. 48). Примерно та же ситуация и в остальных больших российских клубах: в «Локомотиве» (РЖД выделяет клубу 32 из $62 млн годового бюджета), «Рубине» (спонсоры, близкие региональным властям), «Динамо» (ВТБ) и клубах поменьше вроде нальчикского «Спартака», махачкалинского «Анжи» или «Ростова». Частными являются лишь ЦСКА и столичный «Спартак».
Большая часть денег спонсоров идет на трансферы и зарплаты игроков. Опытные футболисты способны дать результат здесь и сейчас. Так было в 2007 году, когда «Зенит» приобрел за $20 млн Анатолия Тимощука и целую группу приличных футболистов (Павел Погребняк, Алехандро Домингез, Фатих Текке), став в том году чемпионом. Так было и в 2008 году, когда массовый «шопинг» (Сергей Семак, Сергей Ребров, Саво Милошевич, Гекдениз Карадениз) позволил казанскому «Рубину» совершить впечатляющий рывок на старте (семь побед в семи матчах) и в конечном итоге выиграть «золото» чемпионата. При этом объемы инвестиций в футбольную школу у клубов редко превышают $3 млн в год.
Для небольших команд нередки ситуации, когда в «тонущий» клуб приходит так называемый «тренер-спасатель» (за 19 лет проведения российских первенств по футболу появился целый пласт таких специалистов), который заодно приводит с собой группу игроков, кочующих с ним из клуба в клуб. В процессе покупки игроков «навариваются» и сам тренер, и работающие с ним посредники, и руководство клуба (деньги-то государственные!). Спасение клуба превращается в весьма выгодную задачу. Но, по словам собеседников «Ф.» в клубах, в последнее время такие ситуации происходят только в низших лигах.
Хотя есть и обратные примеры – например, клуб второго дивизиона «Академия», находящийся под патронажем Национальной академии футбола, который старается зарабатывать на подготовке игроков для больших клубов. Именно оттуда в ЦСКА попали полузащитник Алан Дзагоев и еще несколько молодых игроков («Ф.» писал об этом проекте Романа Абрамовича в № 15–16, 2009). Еще один пример – «КамАЗ» из Набережных Челнов, который в 2009 году при бюджете в 120 млн рублей заработал 80 млн на трансферах.
Вообще легально заработать на футбольной деятельности в России невероятно сложно. Ни одного примера прибыльного российского клуба попросту нет. И это несмотря на то, что российские бюджеты – не чета европейским аналогам (к примеру, бюджет «Барселоны» в нынешнем сезоне составляет 405 млн евро). Питерский «Зенит» в 2009 году получил 3,59 млрд рублей (86,4 млн евро) выручки по РСБУ, а столичный «Локомотив» – 1,68 млрд рублей (39,6 млн евро). У остальных клубов эти цифры еще ниже. Такой отрыв «Зенита» объясняется, естественно, мощными вливаниями со стороны спонсоров. У других клубов ситуация похожа. К примеру, у ФК ЦСКА (одного из немногих клубов, не стесняющихся раскрывать свой бюджет) прогноз по доходам от спонсорства и рекламы в 2010 году составляет $23 млн, а от коммерческой деятельности запланированы поступления в размере $6,2 млн. Вроде бы приличная для российского первенства сумма. Однако развернуться так, как на Западе, отечественным грандам мешает неразвитость инфраструктуры.

Телевидение и мамы. Мюнхенская Allianz Arena. Час до начала поединка Лиги чемпионов с итальянской «Ромой» – в подтрибунных буфетах огромные очереди за хотдогами и безалкогольным пивом. Благодаря пластиковым Arena Card очередь рассеивается за считанные минуты, зрители довольны, а в казне клуба оседает приличное количество евро. В России на стадионах продают только горячий чай, практически несъедобные снэки. Правда, есть интересные инициативы в регионах. В Новосибирске был запущен проект «Инвестируй в ФК ”Сибирь“» – с каждого литра пива, купленного в определенном магазине ритейлера «Холидей», 1 рубль перечисляется в пользу «Сибири». Результаты этого бизнес-проекта пока неизвестны.
Максим Митрофанов из «Зенита» уверен, что только реализация эффективной модели рынка телеправ позволит всему российскому футболу стать безубыточным бизнес-проектом. Пока отношения с ТВ у премьер-лиги складываются сложно. Предыдущий контракт с «НТВ+», срок которого заканчивается в конце нынешнего года, потянул на $92 млн. По его условиям, 40% средств распределялись между всеми клубами, еще 40% – в зависимости от занятого клубом в чемпионате места, а оставшиеся 20% распределялись между клубами, матчи которых попадали в категорию «топовых» и которые показывал Первый канал. Президенты клубов уверены – это не деньги!
Переговоры по новому контракту с ТВ идут трудно. Телевизионщики не хотят платить много, кивая на уничтожающе низкие рейтинги трансляций топовых матчей. К примеру, августовская «битва титанов» ЦСКА – «Спартак» могла похвастать рейтингом в 4%! Тем не менее, «НТВ+», по данным СМИ, готов заплатить $50 млн за каждый новый сезон трансляций. В Европе, на которую так любят ссылаться президенты отечественных футбольных грандов, цифры действительно другие. К примеру, в Англии контракт со Sky Sports «тянет» на 3,53 млрд евро на три года (в среднем 1,18 млрд евро за сезон), в Италии – на 0,91 млрд евро за сезон, а в Испании – почти на 480 млн евро. Однако многое зависит и от качества футбола. Так, во Франции в прошлом году разразился скандал, когда телевизионщики обвинили клубы Лиги 1 в скучном и малорезультативном футболе, грозя снизить сумму контракта. Сейчас плата составляет почти 670 млн евро за сезон. В России нынешний турнир тоже не может похвастать яркой игрой и, как следствие, вниманием зрителей. На стадионы, к примеру, в 23-м туре премьер-лиги пришли в среднем по 8,1 тыс. зрителей на матч против 10,7 тыс. годом ранее. В целом посещаемость также ниже, чем в 2009 году. При этом на трибунах происходит «фанатизация»: чуть ли не треть зрителей – это представители фанатских группировок, проходящие на стадион по самым дешевым билетам. В одном из топ-клубов «Ф.» подтвердили, что сейчас всерьез задумываются над тем, как вернуть на стадионы семьи и «обычных» болельщиков. Однако это не так просто – еще три года назад ФК «Москва» впечатлил общественность своим проектом «Приведи маму на стадион». В итоге мамы не стадион так и не пошли, а сам клуб уже прекратил свое существование.

 

 

Трансферная лихорадка

Российские топ-клубы тратят на покупку игроков существенно больше, чем зарабатывают на их продаже

 

«Зенит» (Санкт-Петербург)

Сезон

Сумма от продажи игроков, млн евро

Количество проданных игроков

Траты на покупку игроков, млн евро

Количество купленных игроков

Баланс, млн евро

           

2010/2011

1,1

4

43,0

8

-41,9

2009/2010

23,2

10

31,8

12

-8,6

2008/2009

21,3

11

49,8

8

-28,5

2007/2008

10,2

6

9,2

9

1,0

2006/2007

6,8

14

41,1

14

-34,3

 

ЦСКА (Москва)

Сезон

Сумма от продажи игроков, млн евро

Количество проданных игроков

Траты на покупку игроков, млн евро

Количество купленных игроков

Баланс, млн евро

           

2010/2011

17,5

11

19,5

15

-2,0

2009/2010

22,1

21

13,8

22

8,3

2008/2009

30,0

5

9,3

8

20,7

2007/2008

5,5

6

14,1

9

-8,6

2006/2007

4,6

7

12,0

5

-7,4

 

«Рубин» (Казань)

Сезон

Сумма от продажи игроков, млн евро

Количество проданных игроков

Траты на покупку игроков, млн евро

Количество купленных игроков

Баланс, млн евро

           

2010/2011

14,7

9

43,3

15

-28,5

2009/2010

-

15

11,8

15

-11,8

2008/2009

1,2

16

13,1

16

-11,9

2007/2008

2,8

21

19,5

22

-16,7

2006/2007

7,5

15

6,8

14

0,7

 

«Спартак» (Москва)

Сезон

Сумма от продажи игроков, млн евро

Количество проданных игроков

Траты на покупку игроков, млн евро

Количество купленных игроков

Баланс, млн евро

           

2010/2011

1,6

9

34,0

19

-32,4

2009/2010

18,3

24

9,0

22

9,3

2008/2009

19,5

15

16,0

14

3,5

2007/2008

6,4

9

13,8

12

7,4

2006/2007

9,6

10

4,5

9

5,1

По данным transfermarkt.de

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль