Биржевая загадка «Автоваза»

66
Эмитент. Акции автогиганта из малоценного фондового актива превратились в дефицитную бумагу, обновляющую максимумы последних лет. Почему – никто не знает.

Биржевая загадка «Автоваза»

 

«Автоваз» – крупнейший российский производитель легковых автомобилей. Основные мощности группы расположены в Самарской области, а сеть предприятий сбыта и техобслуживания охватывает не только российские регионы, но страны СНГ и ряд государств дальнего зарубежья. Численность персонала во всех компаниях – около 100 тыс. человек. В поставках комплектующих и материалов на «Автоваз» задействовано около тысячи сторонних организаций. Автомобилестроительный комплекс в Тольятти включает металлургическое, прессовое, механосборочное, сборочно-кузовное производства и ряд других активов на площади более 600 га. Протяженность конвейерных систем превышает 300 км, а длина главного сборочного конвейера, состоящего из трех ниток, – 1,7 км. В прошлом году выпущено 295 тыс. автомобилей,
в том числе 42 тыс. семейства «Лада Калина» и 91 тыс. – «Лада Приора». В 2008 году объем производства достигал 802 тыс. машин. Также «Автоваз» продает автокомплекты, из которых на сторонних предприятиях собирается порядка 50 модификаций автомобилей «Лада» и созданных на их базе специальных транспортных средств. В структуре выручки автогиганта эта статья занимает 6%, еще свыше 3% денежных поступлений обеспечивают производство и реализация запчастей. Важнейшими рынками сбыта для «Автоваза», помимо российского, являются Украина, Казахстан и республики Закавказья. В кризис государство оказало группе беспрецедентную поддержку, направив ей через гос­корпорацию «Ростехнологии» 65 млрд рублей и запустив программу утилизации старых автомобилей. В свою очередь, автогигант сократил количество сотрудников и передал федеральным и местным властям многочисленные объекты социальной сферы. Долгосрочный план «Автоваза» предусматривает полное обновление модельного ряда к 2016 году при участии альянса Renault-Nissan, который предоставит технологии, оборудование и управленческие кадры. Предусматривается, в частности, постановка на конвейер новых моделей на платформе B0 (Logan), а также бюджетного автомобиля, который придет на смену устаревшей вазовской классике. К 2020-му годовой объем производства под брэндом «Лада» должен достичь 1 млн автомобилей. В то же время альянс Renault-Nissan сможет использовать свободные тольяттинские мощности для выпуска машин под собственными марками. По итогам 2008 и 2009 годов «Автоваз» не выплачивал дивидендов. Основными акционерами предприятия являются «Ростехнологии», Renault и «Тройка Диалог». Частным лицам принадлежит около 19% капитала. После проходящей сейчас допэмиссии доли мелких акционеров и «Тройки Диалог» будут размыты, «Ростехнологии» увеличат участие в капитале до 29%, а Renault сохранит за собой блок-пакет.

 

 

Факторы роста

1. Программа утилизации
Правительство решило продлить действие программы, вдохнувшей вторую жизнь в автогигант. Напомним, что граждане получили возможность обменять старый автомобиль на 50 тыс. рублей, которые государство добавляет при покупке новой машины российской сборки. Как показал первый этап программы, 80% ее участников выбирают «Лады». В 2011 году государством будет выделено на утилизацию 14 млрд рублей с учетом переходящего остатка 2010-го.

2. Улучшение отчетности
«Автоваз» завершил первое полугодие с прибылью по МСФО, составившей 3,1 млрд рублей по сравнению с 19,4 млрд чистого убытка годом ранее. Аудитор не стал сопровождать отчет оговоркой о «серьезных сомнениях» в способности компании продолжать деятельность, как в прошлый раз. Продажи выросли на 23% до 221 тыс. автомобилей.

3. Пополнение капитала
До конца года завершится первый этап допэмиссии, размещаемой по закрытой подписке из расчета 40,24 рубля за акцию. В оплату «Ростехнологии» спишут 12,7 млрд рублей долга автогиганта, Renault передаст ему технологии и возьмет на себя расходы на сотрудников, командированных на «Автоваз», а «Тройка Диалог» получит бумаги в качестве компенсации за консалтинговые услуги. На следующий год запланирован второй этап размещения акций.

 

Факторы снижения

1. Переоценка компании рынком
Аномальный рост котировок невозможно объяснить какими-либо общеизвестными фактами. Версия о том, что покупатели рассчитывают на оферту от «Ростехнологий» по цене допэмиссии, неубедительна. Госкорпорация не обязана делать предложение о выкупе после нынешнего размещения. А параметры второго этапа еще подлежат обсуждению. Большинство аналитиков отозвали прежние оценки справедливой стоимости «Автоваза» и затрудняются назвать новые ориентиры.

2. Усиление конкуренции
Иностранные автопроизводители продолжают теснить россиян. В дальнейшем у «Автоваза» может появиться и сильный внутренний конкурент – автозавод «Соллерса» и концерна Fiat. Годовое производство совместного предприятия, создание которого поддерживает государство, планируется довести до 500 тыс. автомобилей к 2016 году.

3. Колоссальный долг
Большой объем обязательств компании по сравнению с масштабом операционных показателей приводит к тому, что даже незначительные изменения в оценке долга, связанные с колебаниями валют или дисконтированием грядущих выплат, сильно влияют на величину чистой прибыли. Если бы не финансовые корректировки по стандартам МСФО, «Автоваз» получил бы 0,6 млрд рублей убытка в первом полугодии.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль