Юрий Новожилов: «Немедленное поглощение Транскредитбанка не отражает интересов ни ВТБ, ни РЖД»

145
Интервью. В кабинете главы Транскредитбанка Юрия Новожилова есть аквариум с пираньями. Приближение наблюдателя пугает рыбок, и они шарахаются. Руководство же «Транскреда» бесстрашно наращивает долю рынка, пока акула по имени ВТБ размышляет, какую долю банка ей ухватить.

Юрий Викторович, расскажите, пожалуйста, о сделке по продаже пакета акций Транскредитбанка ВТБ. Уже известны ее параметры?
– Интерес в покупке пакета акций Транскредитбанка есть как со стороны ВТБ, так и со стороны РЖД, которые заинтересованы в стратегическом инвесторе. Конкретные условия пока находятся в стадии обсуждения. Более того, после рассмотрения параметров соглашения они должны будут получить одобрение совета директоров РЖД и наблюдательного совета ВТБ.
Даты заседаний еще не назначены?
– Совет директоров РЖД назначен на 12 октября.
Какую долю акций Транскредитбанка будет приобретать ВТБ?
– Это предмет обсуждения. Представители ВТБ говорили, что они хотели бы получить контроль.
Реально провести сделку до конца 2010 года?
– При напряженном графике, наверное, это возможно. Но очень тяжело. Ведь любое отчуждение акций – это постановление правительства и сопутствующие документы, которые подписываются многими ведомствами. И там большой круг согласующих людей.
Каким образом эта сделка согласуется с недавно появившейся концепцией развития Транскредитбанка?
– Время вносить коррективы в нашу стратегию наступит после окончательного определения размера пакета акций, приобретаемых ВТБ.
В вашей стратегии много внимания уделяется инвестиционному блоку, созданию инвестбанка на базе «ТКБ Капитал». И этот инвестбанк претендует на лидирующие позиции. Но на рынке сейчас лидер – «ВТБ Капитал». Не возникает ли здесь конфликт интересов?
– Нужно учитывать, что у нас были разные задачи. Мы строили гармоничную структуру в рамках группы ТКБ, а «ВТБ Капитал» – это не просто элемент гармонии для ВТБ, это национальный чемпион с огромным инвестиционным потенциалом… И в Транскредитбанке, и в ВТБ работают здравые люди. Когда будет приниматься решение о будущей интеграции, то, безусловно, будут рассмотрены все моменты, дающие синергию.
Вы допускаете вариант развития событий, при котором Транскредитбанк будет поглощен ВТБ?
– Немедленное поглощение ТКБ со стороны ВТБ не отражает интересов ни ВТБ, ни РЖД. Но в перспективе нескольких лет такой сценарий развития событий возможен.
И будет синергия?
– Синергия, безусловно, будет. По всем показателям Транскредитбанк – очень хороший банк. Во-первых, у нас есть сильный корпоративный клиент – РЖД. Хотя его доля уже не так значительна – сейчас примерно 35% в общем объеме нашего бизнеса (по МСФО). Во-вторых, рентабельность нашего капитала по итогам прошлого года составила 23%, а за первое полугодие 2010-го – 26%. Это один из лучших показателей по всей банковской системе. Любой хочет купить такой хороший банк, обладающий сетью в 300 отделений по всей стране, устойчивыми  корпоративными клиентами, качественной базой физических лиц – более 2 млн зарплатных клиентов. Это мечта, а не клиентская база! Мы находимся в десятке лидеров по пластиковым картам. У нас хорошая сеть банкоматов – 2,5 тыс. штук.
А западники Транскредитбанком интересовались?
– Может быть, со временем интерес со стороны западных покупателей и появится, но пока они поступают наоборот – продают свои активы в России.
Когда вы заступали на свой пост, то говорили о диверсификации бизнеса, сокращении кэптивной доли…
– Такая задача стоит и сейчас, и мы ее успешно решаем.
На сколько уменьшилась кэптивная часть бизнеса? Тренд сформировался?
–  Да. Если в прошлом году бизнес, связанный с РЖД, составлял примерно 35%, то по результатам 2010-го, думаю, будет чуть меньше 30%.
Но если посмотреть на ваш кредитный портфель по секторам экономики (МСФО за первое полугодие), то самый большой рост приходится на государственные компании – больше 50%...
– Но это не РЖД. Среди наших клиентов Государственная транспортная лизинговая компания, подведомственная Минтрансу. У нас обслуживаются дорожные строители, имеющие федеральные подряды, мостостроители. Быстро развивается сектор госуслуг, связанный с олимпийским строительством, – несколько лет подряд он растет не только быстро, но и стабильно. Кроме того, мы участвуем в финансировании сооружения моста на остров Русский.
Как получилось, что ваш портфель в 2010 году рос стабильно от месяца к месяцу, причем в основном за счет корпоративных клиентов?
– Хорошо работаем.
А ВТБ и Сбербанк – плохо?
– У нас, по сравнению с крупнейшими банками страны, эффект низкой базы. Увеличение портфеля на 20% с 2 трлн рублей дает 400 млрд прироста. А наши 20% роста – это 20 млрд прироста со 100 млрд. Этот масштаб не позволяет нам терять эффективность.
Почему госструктуры, работающие по этим проектам, становятся именно вашими клиентами, а не ВТБ и «Сбера»?
– Я считаю, что при прочих равных топ-15 банков с точки зрения финансовых условий практически одинаковы. Разница исключительно в сервисе и отношении к клиентам. У нас, например, нередки случаи, когда целый отдел выходит на работу в выходной день, так как клиенту необходимо срочно оформить документы. Наверное, в том числе и поэтому с нами работают. Мне кажется, что клиенты сами должны рассказывать, почему они работают именно с нами.
Каким образом сделка по приобретению ВТБ пакета акций «Транскредита» отразится на банке «КИТ Финанс»?
– По моим данным, никак не отразится. Оздоровление этого банка идет по плану. Я считаю, что это хороший кейс в плане того, как кредитная организация выходит из банкротства.
Когда мы увидим финал этого кейса?
– У нас есть пятилетний план финансового оздоровления. Главное, чтобы «КИТ Финанс» стабильно давал прибыль. И за первое полугодие 2010 года он уже заработал 120 млн рублей. Мы многое для этого сделали: пригласили сильную команду для развития корпоративного бизнеса, поставили с нуля систему сбора просроченной задолженности и восстановили резервы по ипотеке – еще два года назад ипотечный портфель с 12-процентной доходностью казался ужасным, а сейчас все говорят, что это великолепная вещь. На балансе «КИТ Финанса» имеется всего несколько крупных активов. Во-первых, ипотека на 41 млрд рублей. Во-вторых, портфель ценных бумаг на 39 млрд, из которых примерно 60% приходится на облигации РЖД. Актив недвижимости – «Петровский остров» – около 8 млрд рублей. А также небольшой портфель корпоративных кредитов – порядка 13 млрд рублей.
Банк уже готовят к продаже?
– Об этом надо спрашивать акционеров. Я думаю, что наступит время, когда «КИТ Финанс» станет привлекательным. Ведь банк достаточно крупный. Плюс у него хороший раскрученный брэнд.
Но у него сокращается офисная сеть…
– Это один из элементов стратегии. Мы отказались от большого количества арендованных помещений и уволили половину сотрудников. Операционные расходы сократились на 45%. Сейчас у «КИТ Финанса» 22 отделения вместо 70. Это тоже нормально. Главное, чтобы они себя окупали – здесь вопрос не в масштабе, а в эффективности. А открытие новых дополнительных офисов – это вопрос времени и денег.
Банк будет продолжать работать с ипотекой?
– А зачем от нее отказываться? Банк оставляет себе хороших заемщиков. И это благодаря заново отстроенной collection-системе. До того, как мы туда пришли (Юрий Новожилов возглавил «КИТ Финанс» после того, как банк оказался в процессе санации – «Ф.»), ипотечный портфель велся «на коленке» в Excel, а collection вообще отсутствовал. Идеология была очень простой – быстро набрать портфель, секъюритизировать его и продать. Три года назад эта идея, может быть, и работала. Но жизнь поменялась, и банк оказался к этому не готов.
Как вы боролись с просрочкой?
– Мы привели в «КИТ Финанс» команду, которая построила там централизованный сollection, автоматизировала его, создала систему мотивации для сотрудников, работающих в регионах, чтобы они занимались сбором просроченной задолженности.
Среди заемщиков по ипотеке нет жуликов. Это не кредит наличными, где мошенник взял деньги и исчез. Займы на покупку жилья берут обычные люди, которые по разным причинам попали в ситуацию, когда у них возникла просрочка платежа. У кого-то был валютный кредит, который из-за девальвации стал заметно дороже. В этих случаях мы делали конвертацию в рубли. Кому-то простили пени, с кем-то заключили соглашение о реструктуризации, кому-то просто позвонили и сказали, что лучше заплатить, иначе квартиру по суду придется отнимать. Люди все вменяемые, и когда они поняли, что банк с ними работает, начали платить. Часть портфеля стоимостью 1,5–2 млрд рублей мы продали АИЖК…
Сегодня просрочка по ипотечному портфелю «КИТ Финанс» составляет 12%. К январю дефолтный ипотечный портфель на сумму 7 млрд рублей будет секьюритизирован. В результате данной сделки будут выпущены ипотечные облигации на сумму примерно 4,5 млрд рублей, в результате мы восстановим часть резерва и повысим капитализацию банка.
Какая доходность ожидается по облигационному выпуску?
– Думаю, она будет находиться в пределах 10–11%. Можно сколько угодно рассуждать о риске «КИТ Финанса», но, так или иначе, в базе активов есть закладные, которые обеспечены реальными квартирами.
А почему по Транскредитбанку в отчетности не просматривается динамика по ипотеке?
– Чтобы выдавать ипотеку, нужно иметь хороший норматив Н4, долгосрочную ликвидность. В последнее время банк получал длинные деньги за счет субординированных кредитов от пенсионного фонда (НПФ «Благосостояние» – «Ф.»). Регуляторы в последнее время ужесточили свою позицию в отношении субординированных займов банкам, которые, по сути, приравниваются к инвестированию в акции. Таким образом, одна из причин, по которой мы сейчас не можем себе позволить занимать длинную позицию по наращиванию ипотечного портфеля, – это отсутствие долгосрочных денег.
Как вы намерены решать этот вопрос?
– Возможно, появление стратегического инвестора в качестве нового акционера в банке позволит его решить.
Акцент у вас стоит на корпоративном секторе…
– Да. При этом структура портфеля у нас вполне сбалансированная: 60 млрд рублей – «физики», 120–130 млрд – «юрики» и 60 млрд – ценные бумаги.
А почему портфель автокредитования такой маленький?
– Несколько лет назад у нас был ряд неудачных проектов, связанных с автокредитованием и автосалонами, – наблюдался высокий уровень просрочки. Однако мы пытаемся эту линейку продуктов потихоньку выстраивать.
Вы обслуживаете РЖД и через них имеете доступ к огромной клиентской базе. У вас не возникает при этом проблем с антимонопольным законодательством?
– Не возникает. Есть иллюзия, что только мы работаем с РЖД. Но это не так. У РЖД огромный долговой портфель, который сформирован за счет инструментов открытого рынка, прежде всего еврооблигаций, рублевых облигаций. По отчетности МФСО их долг более 300 млрд рублей, а у меня как у банкира есть норматив Н6 для группы связанных лиц, и больше 10 млрд на все структуры РЖД я выдать не могу при всем желании. И тогда кто мы для РЖД? Одна тридцатая их кредитного портфеля.
Какую долю в сегментах вашего бизнеса занимают РЖД вместе со связанными компаниями?
– Если все сложить по МСФО, то 35%. Если смотреть по корпоративному бизнесу, то это меньше 15%, если по физическим лицам – 80%. И в итоге это оказалось хорошо, потому что в период кризиса у нас просрочка по «физикам» была в два-три раза ниже, чем в других банках.
У вас много проблем с корпоративными заемщиками?
– Из нерешенных до сих пор – альянс «Русский текстиль». Никакого конструктива там, к сожалению, не получилось. Были сложности с группой «Эстар», но там все вопросы решены: была реструктуризация, все выплачивается.
Вы залогами не обросли?
– Нет. А недвижимостью не занимались.
В девелопмент хотите выйти?
– Хотим, так как желаем портфель наращивать. Но у нас нет сильной экспертизы в этом вопросе. Мы сейчас берем в команду несколько человек, которые в других банках занимались недвижи­мостью, под проекты кредитования коммерческой недвижимости. Прежде всего, рентной: бизнес-центров, гостиниц и других объектов.
С жилой недвижимостью чуть сложнее, хотя мы рассматриваем некоторые проекты, которые могут получить поддержку по программе «Стимул». Проблема в том, что на рынке имеется небольшое количество групп, умеющих успешно делать массовую застройку. Гораздо больше людей, которые построили три дома и считают, что они девелоперы. От таких мы держимся подальше. Проблема не в деньгах, а в отсутствии хороших проектов и людей, способных этими проектами управлять.
Тем не менее, вы намерены идти в эту отрасль…
– Да. Думаю, в следующем году 5–7% корпоративного сегмента будет сформировано за счет девелопмента.
А за счет чего у вас за полгода сектор construction в отчетности по МСФО вырос в несколько раз?
– В construction вошли, в частности, «УСК Мост», который строит мост на остров Русский, корпорация «Трансстрой» и многие другие. Но это не девелопмент. Это госзаказчики, которые строят дороги, мосты, туннели, или их подрядчики.
Каковы ваши ожидания от 2010 года? Сколько вы сможете заработать?
– У нас план по прибыли не меньше, чем в прошлом году. По МФСО это было чуть больше 4 млрд рублей. Я думаю, мы его выполним. В первом полугодии мы уже заработали 2,8 млрд. В целом кредитный портфель увеличим примерно на 40%. Рост по рознице составит 10–15% – здесь есть свои технические проблемы, так как мы запускаем новые процессы. Думаю, рентабельность капитала по-прежнему будет 20%.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль