Юрий Новожилов: «Немедленное поглощение Транскредитбанка не отражает интересов ни ВТБ, ни РЖД»

130
Интервью. В кабинете главы Транскредитбанка Юрия Новожилова есть аквариум с пираньями. Приближение наблюдателя пугает рыбок, и они шарахаются. Руководство же «Транскреда» бесстрашно наращивает долю рынка, пока акула по имени ВТБ размышляет, какую долю банка ей ухватить.

Юрий Викторович, расскажите, пожалуйста, о сделке по продаже пакета акций Транскредитбанка ВТБ. Уже известны ее параметры?
– Интерес в покупке пакета акций Транскредитбанка есть как со стороны ВТБ, так и со стороны РЖД, которые заинтересованы в стратегическом инвесторе. Конкретные условия пока находятся в стадии обсуждения. Более того, после рассмотрения параметров соглашения они должны будут получить одобрение совета директоров РЖД и наблюдательного совета ВТБ.
Даты заседаний еще не назначены?
– Совет директоров РЖД назначен на 12 октября.
Какую долю акций Транскредитбанка будет приобретать ВТБ?
– Это предмет обсуждения. Представители ВТБ говорили, что они хотели бы получить контроль.
Реально провести сделку до конца 2010 года?
– При напряженном графике, наверное, это возможно. Но очень тяжело. Ведь любое отчуждение акций – это постановление правительства и сопутствующие документы, которые подписываются многими ведомствами. И там большой круг согласующих людей.
Каким образом эта сделка согласуется с недавно появившейся концепцией развития Транскредитбанка?
– Время вносить коррективы в нашу стратегию наступит после окончательного определения размера пакета акций, приобретаемых ВТБ.
В вашей стратегии много внимания уделяется инвестиционному блоку, созданию инвестбанка на базе «ТКБ Капитал». И этот инвестбанк претендует на лидирующие позиции. Но на рынке сейчас лидер – «ВТБ Капитал». Не возникает ли здесь конфликт интересов?
– Нужно учитывать, что у нас были разные задачи. Мы строили гармоничную структуру в рамках группы ТКБ, а «ВТБ Капитал» – это не просто элемент гармонии для ВТБ, это национальный чемпион с огромным инвестиционным потенциалом… И в Транскредитбанке, и в ВТБ работают здравые люди. Когда будет приниматься решение о будущей интеграции, то, безусловно, будут рассмотрены все моменты, дающие синергию.
Вы допускаете вариант развития событий, при котором Транскредитбанк будет поглощен ВТБ?
– Немедленное поглощение ТКБ со стороны ВТБ не отражает интересов ни ВТБ, ни РЖД. Но в перспективе нескольких лет такой сценарий развития событий возможен.
И будет синергия?
– Синергия, безусловно, будет. По всем показателям Транскредитбанк – очень хороший банк. Во-первых, у нас есть сильный корпоративный клиент – РЖД. Хотя его доля уже не так значительна – сейчас примерно 35% в общем объеме нашего бизнеса (по МСФО). Во-вторых, рентабельность нашего капитала по итогам прошлого года составила 23%, а за первое полугодие 2010-го – 26%. Это один из лучших показателей по всей банковской системе. Любой хочет купить такой хороший банк, обладающий сетью в 300 отделений по всей стране, устойчивыми  корпоративными клиентами, качественной базой физических лиц – более 2 млн зарплатных клиентов. Это мечта, а не клиентская база! Мы находимся в десятке лидеров по пластиковым картам. У нас хорошая сеть банкоматов – 2,5 тыс. штук.
А западники Транскредитбанком интересовались?
– Может быть, со временем интерес со стороны западных покупателей и появится, но пока они поступают наоборот – продают свои активы в России.
Когда вы заступали на свой пост, то говорили о диверсификации бизнеса, сокращении кэптивной доли…
– Такая задача стоит и сейчас, и мы ее успешно решаем.
На сколько уменьшилась кэптивная часть бизнеса? Тренд сформировался?
–  Да. Если в прошлом году бизнес, связанный с РЖД, составлял примерно 35%, то по результатам 2010-го, думаю, будет чуть меньше 30%.
Но если посмотреть на ваш кредитный портфель по секторам экономики (МСФО за первое полугодие), то самый большой рост приходится на государственные компании – больше 50%...
– Но это не РЖД. Среди наших клиентов Государственная транспортная лизинговая компания, подведомственная Минтрансу. У нас обслуживаются дорожные строители, имеющие федеральные подряды, мостостроители. Быстро развивается сектор госуслуг, связанный с олимпийским строительством, – несколько лет подряд он растет не только быстро, но и стабильно. Кроме того, мы участвуем в финансировании сооружения моста на остров Русский.
Как получилось, что ваш портфель в 2010 году рос стабильно от месяца к месяцу, причем в основном за счет корпоративных клиентов?
– Хорошо работаем.
А ВТБ и Сбербанк – плохо?
– У нас, по сравнению с крупнейшими банками страны, эффект низкой базы. Увеличение портфеля на 20% с 2 трлн рублей дает 400 млрд прироста. А наши 20% роста – это 20 млрд прироста со 100 млрд. Этот масштаб не позволяет нам терять эффективность.
Почему госструктуры, работающие по этим проектам, становятся именно вашими клиентами, а не ВТБ и «Сбера»?
– Я считаю, что при прочих равных топ-15 банков с точки зрения финансовых условий практически одинаковы. Разница исключительно в сервисе и отношении к клиентам. У нас, например, нередки случаи, когда целый отдел выходит на работу в выходной день, так как клиенту необходимо срочно оформить документы. Наверное, в том числе и поэтому с нами работают. Мне кажется, что клиенты сами должны рассказывать, почему они работают именно с нами.
Каким образом сделка по приобретению ВТБ пакета акций «Транскредита» отразится на банке «КИТ Финанс»?
– По моим данным, никак не отразится. Оздоровление этого банка идет по плану. Я считаю, что это хороший кейс в плане того, как кредитная организация выходит из банкротства.
Когда мы увидим финал этого кейса?
– У нас есть пятилетний план финансового оздоровления. Главное, чтобы «КИТ Финанс» стабильно давал прибыль. И за первое полугодие 2010 года он уже заработал 120 млн рублей. Мы многое для этого сделали: пригласили сильную команду для развития корпоративного бизнеса, поставили с нуля систему сбора просроченной задолженности и восстановили резервы по ипотеке – еще два года назад ипотечный портфель с 12-процентной доходностью казался ужасным, а сейчас все говорят, что это великолепная вещь. На балансе «КИТ Финанса» имеется всего несколько крупных активов. Во-первых, ипотека на 41 млрд рублей. Во-вторых, портфель ценных бумаг на 39 млрд, из которых примерно 60% приходится на облигации РЖД. Актив недвижимости – «Петровский остров» – около 8 млрд рублей. А также небольшой портфель корпоративных кредитов – порядка 13 млрд рублей.
Банк уже готовят к продаже?
– Об этом надо спрашивать акционеров. Я думаю, что наступит время, когда «КИТ Финанс» станет привлекательным. Ведь банк достаточно крупный. Плюс у него хороший раскрученный брэнд.
Но у него сокращается офисная сеть…
– Это один из элементов стратегии. Мы отказались от большого количества арендованных помещений и уволили половину сотрудников. Операционные расходы сократились на 45%. Сейчас у «КИТ Финанса» 22 отделения вместо 70. Это тоже нормально. Главное, чтобы они себя окупали – здесь вопрос не в масштабе, а в эффективности. А открытие новых дополнительных офисов – это вопрос времени и денег.
Банк будет продолжать работать с ипотекой?
– А зачем от нее отказываться? Банк оставляет себе хороших заемщиков. И это благодаря заново отстроенной collection-системе. До того, как мы туда пришли (Юрий Новожилов возглавил «КИТ Финанс» после того, как банк оказался в процессе санации – «Ф.»), ипотечный портфель велся «на коленке» в Excel, а collection вообще отсутствовал. Идеология была очень простой – быстро набрать портфель, секъюритизировать его и продать. Три года назад эта идея, может быть, и работала. Но жизнь поменялась, и банк оказался к этому не готов.
Как вы боролись с просрочкой?
– Мы привели в «КИТ Финанс» команду, которая построила там централизованный сollection, автоматизировала его, создала систему мотивации для сотрудников, работающих в регионах, чтобы они занимались сбором просроченной задолженности.
Среди заемщиков по ипотеке нет жуликов. Это не кредит наличными, где мошенник взял деньги и исчез. Займы на покупку жилья берут обычные люди, которые по разным причинам попали в ситуацию, когда у них возникла просрочка платежа. У кого-то был валютный кредит, который из-за девальвации стал заметно дороже. В этих случаях мы делали конвертацию в рубли. Кому-то простили пени, с кем-то заключили соглашение о реструктуризации, кому-то просто позвонили и сказали, что лучше заплатить, иначе квартиру по суду придется отнимать. Люди все вменяемые, и когда они поняли, что банк с ними работает, начали платить. Часть портфеля стоимостью 1,5–2 млрд рублей мы продали АИЖК…
Сегодня просрочка по ипотечному портфелю «КИТ Финанс» составляет 12%. К январю дефолтный ипотечный портфель на сумму 7 млрд рублей будет секьюритизирован. В результате данной сделки будут выпущены ипотечные облигации на сумму примерно 4,5 млрд рублей, в результате мы восстановим часть резерва и повысим капитализацию банка.
Какая доходность ожидается по облигационному выпуску?
– Думаю, она будет находиться в пределах 10–11%. Можно сколько угодно рассуждать о риске «КИТ Финанса», но, так или иначе, в базе активов есть закладные, которые обеспечены реальными квартирами.
А почему по Транскредитбанку в отчетности не просматривается динамика по ипотеке?
– Чтобы выдавать ипотеку, нужно иметь хороший норматив Н4, долгосрочную ликвидность. В последнее время банк получал длинные деньги за счет субординированных кредитов от пенсионного фонда (НПФ «Благосостояние» – «Ф.»). Регуляторы в последнее время ужесточили свою позицию в отношении субординированных займов банкам, которые, по сути, приравниваются к инвестированию в акции. Таким образом, одна из причин, по которой мы сейчас не можем себе позволить занимать длинную позицию по наращиванию ипотечного портфеля, – это отсутствие долгосрочных денег.
Как вы намерены решать этот вопрос?
– Возможно, появление стратегического инвестора в качестве нового акционера в банке позволит его решить.
Акцент у вас стоит на корпоративном секторе…
– Да. При этом структура портфеля у нас вполне сбалансированная: 60 млрд рублей – «физики», 120–130 млрд – «юрики» и 60 млрд – ценные бумаги.
А почему портфель автокредитования такой маленький?
– Несколько лет назад у нас был ряд неудачных проектов, связанных с автокредитованием и автосалонами, – наблюдался высокий уровень просрочки. Однако мы пытаемся эту линейку продуктов потихоньку выстраивать.
Вы обслуживаете РЖД и через них имеете доступ к огромной клиентской базе. У вас не возникает при этом проблем с антимонопольным законодательством?
– Не возникает. Есть иллюзия, что только мы работаем с РЖД. Но это не так. У РЖД огромный долговой портфель, который сформирован за счет инструментов открытого рынка, прежде всего еврооблигаций, рублевых облигаций. По отчетности МФСО их долг более 300 млрд рублей, а у меня как у банкира есть норматив Н6 для группы связанных лиц, и больше 10 млрд на все структуры РЖД я выдать не могу при всем желании. И тогда кто мы для РЖД? Одна тридцатая их кредитного портфеля.
Какую долю в сегментах вашего бизнеса занимают РЖД вместе со связанными компаниями?
– Если все сложить по МСФО, то 35%. Если смотреть по корпоративному бизнесу, то это меньше 15%, если по физическим лицам – 80%. И в итоге это оказалось хорошо, потому что в период кризиса у нас просрочка по «физикам» была в два-три раза ниже, чем в других банках.
У вас много проблем с корпоративными заемщиками?
– Из нерешенных до сих пор – альянс «Русский текстиль». Никакого конструктива там, к сожалению, не получилось. Были сложности с группой «Эстар», но там все вопросы решены: была реструктуризация, все выплачивается.
Вы залогами не обросли?
– Нет. А недвижимостью не занимались.
В девелопмент хотите выйти?
– Хотим, так как желаем портфель наращивать. Но у нас нет сильной экспертизы в этом вопросе. Мы сейчас берем в команду несколько человек, которые в других банках занимались недвижи­мостью, под проекты кредитования коммерческой недвижимости. Прежде всего, рентной: бизнес-центров, гостиниц и других объектов.
С жилой недвижимостью чуть сложнее, хотя мы рассматриваем некоторые проекты, которые могут получить поддержку по программе «Стимул». Проблема в том, что на рынке имеется небольшое количество групп, умеющих успешно делать массовую застройку. Гораздо больше людей, которые построили три дома и считают, что они девелоперы. От таких мы держимся подальше. Проблема не в деньгах, а в отсутствии хороших проектов и людей, способных этими проектами управлять.
Тем не менее, вы намерены идти в эту отрасль…
– Да. Думаю, в следующем году 5–7% корпоративного сегмента будет сформировано за счет девелопмента.
А за счет чего у вас за полгода сектор construction в отчетности по МСФО вырос в несколько раз?
– В construction вошли, в частности, «УСК Мост», который строит мост на остров Русский, корпорация «Трансстрой» и многие другие. Но это не девелопмент. Это госзаказчики, которые строят дороги, мосты, туннели, или их подрядчики.
Каковы ваши ожидания от 2010 года? Сколько вы сможете заработать?
– У нас план по прибыли не меньше, чем в прошлом году. По МФСО это было чуть больше 4 млрд рублей. Я думаю, мы его выполним. В первом полугодии мы уже заработали 2,8 млрд. В целом кредитный портфель увеличим примерно на 40%. Рост по рознице составит 10–15% – здесь есть свои технические проблемы, так как мы запускаем новые процессы. Думаю, рентабельность капитала по-прежнему будет 20%.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль