Константин Фрумкин о российском машиностроении

93
Наше машиностроение – помеха модернизации. Поощряя закупку отечественной техники, мы снижаем эффективность в остальных отраслях

Журналист, у которого есть возможность поездить по регионам, может убедиться, что модернизацией российские предприятия занимаются без всяких призывов сверху – потому что конкуренция, старые основные фонды износились, и кризис действительно заставляет задумываться об оптимизации издержек. Но успешная модернизация проводится прежде всего через внедрение импортного оборудования. Нефтяники во главе с суперпатриотичным «Сургутнефтегазом» покупают  китайские буровые установки, а  отечественная продукция – как мягко выразился глава одной сервисной компании – «конкурентоспособна по ограниченному кругу позиций». Сельхозпредприятия, у кого есть деньги, стараются покупать американскую и канадскую технику, хотя бюджет, Рос­сельхозбанк и Росагролизинг дают льготные кредиты на покупку отечественных машин. И вот в одном и том же хозяйстве работают, оттеняя достоинства друг друга, американский трактор Case и российский К700. При сопоставимой мощности «американец» обрабатывает за сутки около 70 гектаров, «россиянин» – около 20. Плюс «американец» работает качественнее, он надежнее, бесшумнее и с кондиционером. «Что хорошо в К700, – рассказал руководитель крупного уральского агрохолдинга, – так это то, что у него двигатель «Мерседес», но наша коробка передач не выдерживает. Но если поставить еще и коробку «Мерседес» – то зачем тогда нужна отечественная кабина?»

Кредитуя закупки отечественной сельхозтехники, государство «кормит» машиностроителей за счет замедления темпов модернизации сельского хозяйства. И везде, где мы пытаемся поощрить оте­чественное машиностроение, снижается рост эффективности в остальных отраслях. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты опроса предпринимателей, проведенного специалистами Высшей школы экономики. Экономисты выяснили, что инвестиции дают через несколько лет эффект в виде повысившейся производительности труда только в том случае, если это были инвестиции в импортное оборудование. «Лучше вообще не инвестировать, чем инвестировать в отечественное», – прокомментировал озвучивший эти результаты экономист Борис Кузнецов. Говорят, что процветающее советское машиностроение разрушено неграмотными реформами 1990-х годов. Но распад всех хозяйственных связей в «лихие 90-е»  много чего разрушил, но многое и восстановилось, и даже с избытком. Пищепром умер, но воскрес еще краше. Проблема машиностроения не в том, что оно умерло, а в том, что оно не смогло воскреснуть. А не смогло потому, что не умеет делать хорошее оборудование. Лучшее, что на данном этапе может сделать российская экономика, – это «переодеться в импортное» и тем самым увеличить энергоэффективность, производительность труда и т.д. и т.п. Машиностроение же наше – помеха модернизации. Не знаю, какой из этого следует глобальный вывод, но пока это факт. 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль