Иван Ситнов: «Переговоры с сотовыми операторами «большой тройки» ведут все платежные системы»

158
Интервью. «Золотая корона – Денежные переводы» сделала ставку на гастарбайтеров. В результате, как утверждает ее директор Иван Ситнов, величина перевода на 23% превышает среднерыночную.

Иван, какова доля «Золотой короны» на рынке денежных переводов?
– Он делится на два больших сегмента: внутрироссийский и Россия–СНГ. Внутренний рынок денежных переводов без открытия счета превысил $10 млрд по итогам 2009 года, а его основные игроки – Сбербанк и «Почта России», которая в 2009 году перевела 250 млрд рублей. Вместе они занимают более 90% внутрироссийского рынка, поскольку у «Почты» около 40 тыс. отделений, а у Сбербанка – около 20 тыс. Конкуренция других игроков сосредоточена в сегменте Россия–СНГ, объем переводов по которому составил $9,6 млрд. По сути, кто сегодня владеет наибольшей сетью, тот и основной игрок. У «Золотой короны» около 12 тыс. пунктов (торгово-сервисные предприятия и банки) в России, поэтому она считается третьим игроком после «Почты» и Сбербанка. На нас приходится около 20% всех денежных переводов сектора Россия–СНГ. Но хотелось бы заметить, что у нас в стратегических планах стоит дальнейшее наращивание сети в РФ и увеличение своей доли в сегменте внутрироссийских переводов.
Целевая аудитория, с которой мы работаем, – иностранные граждане, приезжающие в Россию на заработки, главным образом из СНГ. В структуре оборота системы сегодня 25% приходится на переводы внутри России, остальное – Россия–СНГ. Основываясь на данных Центробанка за первый квартал 2010 года, мы занимали по обороту переводов в разные страны 3–27%, а в целом – 17% рынка. Это второй показатель по рынку переводов Россия-СНГ после «Юнистрима» (28%), далее – Western Union, «Мигом», «Контакт».
Пункты «Золотой короны» – это сеть терминалов?
– В основном специалисты наших партнеров – операционисты или продавцы, принимающие и выдающие деньги, которые работают в торговом предприятии или банке. У «Золотой короны» всего лишь около 500 терминалов – банкоматов с функцией приема наличных. Внутри страны система безадресная, это означает, что получатель может явиться в любой пункт на территории государства и получить деньги.
Насколько значимо для банков партнерство с вами?
– Сервис денежных переводов должен присутствовать в линейке каждого розничного банка, но подходы к организации этого сервиса разные. Кто-то сотрудничает с большим количеством систем, предлагая клиенту выбор, кто-то работает только с мировыми брэндами, кто-то открывает свои пункты отправки, инвестируя в инфраструктуру. Все зависит от стратегии банка, от доли сервисов, приносящих комиссионный доход в общем обороте банка, от позиционирования банка, наконец. Мы, например, не раз сталкивались с ситуацией, когда банк отказывался сотрудничать, мотивируя отказ тем, что не хотел бы привлекать в свои офисы ту целевую аудиторию, которая отправляет переводы. Если же цели банка и возможности нашей системы совпадают, сотрудничество получается весьма эффективным. Некоторым нашим партнерам денежные переводы без открытия счета приносят до 20% дохода.
Комиссия за перевод делится между…
– Банком-отправителем, банком-получателем и системой переводов. Комиссия за услугу составляет от 1,5% для России, а для переводов в СНГ – от 2%. Все более низкие рекламные заявления – это акционные предложения, которые обычно действуют ограниченное время. «Золотая корона» и банк, выдающий перевод, делят между собой 1%, остальное получает банк-отправитель. Он находится в привилегированном положении, потому что, по сути, именно он привлекает клиента. Банк-отправитель лучше всех знает клиента и сам решает, какую комиссию в каком из своих пунктов установить.
На какой стадии развития находится российский рынок денежных переводов?
– Рынок зрелый и высококонкурентный. Лет пять назад средний тариф составлял 5%. Бурное развитие миновало, сейчас мы видим сложившуюся структуру рынка, установившиеся тарифы. Снижения комиссий уже не будет, потому что сейчас системы балансируют на грани рационального процента рентабельности.
«Золотая корона» входит в состав группы компаний «Центр финансовых технологий» (ЦФТ). Основной бизнес холдинга помогал вам занять существенную долю рынка?
– ЦФТ с 1991 года работает на рынке информационных технологий для финансового сектора. Накопленный опыт в сфере автоматизации банков и оказания широкого спектра услуг по процессированию банковских карт «Золотая корона», массовых платежей в системе «Город» – очень серьезный бэкграунд для создания системы денежных переводов. Мы прекрасно понимаем, как снизить себестоимость операции без потери доходности. Поэтому можем предложить партнерам более дешевые тарифы по сравнению с конкурентами. Мы очень быстро внедряемся – всего за 2–3 дня можем подключить банк, поскольку решены все проблемы по интеграции с АБС. Большинство текущих клиентов ЦФТ по банковским системам уже стали нашими партнерами по сервису переводов.
Как вы развивались?
– В 2008 году наша доля рынка составила 2,5%, в 2009 – 10–11%. То есть обороты системы за год выросли почти в 4 раза – на 280%. Конечно, доходы растут меньшими темпами. В первой половине 2010 года наш оборот превысил $1,2 млрд. Рост по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составил 330%.
В 2008 году средняя сумма перевода по нашей системе составляла $650. По данным ЦБ, в среднем по рынку этот показатель был равен $530. Вот очевидное подтверждение сказанного мною: мы смогли предложить более комфортные условия сотрудничества, и к нам изначально приходили клиенты с более крупными суммами, не желающие отдавать высокие комиссионные. В кризис клиенты стали менее активны, минимальный средний перевод был зафиксирован в первом квартале 2009 года – $430, но уже в первом квартале 2010-го сумма составила $500, во втором – $530.
С какими трудностями столкнулись при создании сети денежных переводов?
– Сложно было формировать сеть в СНГ, удаленно контролировать действия партнеров. Например, 3–4 года назад в отдаленных районах Узбекистана и Киргизии за выдачу перевода операторы могли установить дополнительный сбор в $20 с каждых выданных $500, мотивируя его дефицитом наличной валюты в стране. Дело в том, что банки закупают валюту и инкассируют ее по подразделениям, и это выливается в расходы 0,1–0,2% от суммы. Понятно, что мы получили волну рекламаций клиентов. Пришлось провести некоторую фильтрацию партнеров-агентов. Впоследствии пришли к схеме, когда сначала создавали в каждом регионе СНГ коалицию партнеров из 3–4 крупнейших розничных банков. Они, в свою очередь, приводили «второй эшелон».
Каковы затраты банка на подключение к системе, на установку специального программного обеспечения своим операционистам?
– В структуре затрат банка нет такой статьи, как приобретение ПО. Мы подключаем банки бесплатно. В некоторых случаях возможны затраты на интеграцию с АБС, но только в тех ситуациях, когда у банка самописная система или некий другой сложный случай. Есть затраты на обучение персонала, но они неизбежны. Мы постарались их минимизировать и предоставляем банкам удобные алгоритмы. Сегодня все установки ПО осуществляются через сеть, по сути, оператор банка обращается к интернет-ссылке, при помощи сертификата безопасности и смарт-ключа идентифицируется и осуществляет перевод. Смарт-ключи – это аналоги цифровой подписи, у ЦФТ есть собственный удостоверяющий центр. Мы работаем онлайн, и перевод, отправленный по «Золотой короне», можно получить уже через несколько минут. Затраты на маркетинг делим с партнерами.
И какой будет дальнейшая эволюция?
– Банки стремятся сокращать издержки. Им невыгодно работать, например, с пятью платежными системами. Требуется единое для всех программное обеспечение. Мы еще в прошлом году начали интегрироваться с крупнейшими локальными игроками – такими, как Avers и PrivatMoney в Украине, Faster в Казахстане, Caspian Money Transfer в Азербайджане. В итоге наши банки-партнеры получили в «одном окне» пять систем. У оператора один ключ, системы работают на единых условиях – тарифы, онлайн, безадресность. Для клиента ничего не меняется, он может сделать перевод через «Золотую корону», а деньги выдадут, например, в БТА-банке через систему «Фастер», которая будет участвовать в разделе 1% комиссионных. По аналогичной схеме мы больше года работаем с международной системой MoneyGram.
На вашу деятельность повлияло принятие закона о защите персональных данных?
– Система сразу создавалась с учетом требований по защите критичной информации, в том числе персональных данных. Кроме собственно мер безопасности, в ЦФТ с конца 2006 года действует система управления информационной безопасностью согласно ISO 27001. Таким образом, фактически система законодательным требованиям соответствует. Если говорить о формальной стороне, нам пришлось разработать и утвердить ряд документов в том виде, в котором их хотят видеть регуляторы. На самом деле это не более чем отражение изначально заложенных организационных и технических мер защиты информации.
Сотовые операторы начали развивать сервис денежных переводов. Вы планируете сотрудничать с кем-нибудь из них?
– Переговоры с операторами «большой тройки» ведут все платежные системы, и мы хотели бы предоставить свои пункты для выдачи переводов. Но у этого сервиса есть одна большая проблема – его стоимость. За пополнение счетов МТС и «Вымпелком» платят агентам в среднем 2%. Если с этих счетов проводить денежные переводы, то стоимость услуги сразу увеличивается на 2%. Поэтому реальная стоимость услуги от «Вымпелкома» через «Мобиденьги» более 3% – намного выше среднего рыночного показателя. Возможно, услуга начнет пользоваться массовым спросом, когда снизятся расходы операторов на пополнение абонентских счетов. Однако я не вижу возможности большого развития, разве только во внутрироссийском сегменте для перевода небольших сумм.
И остается непонятным вопрос, что делать абоненту, если платеж не прошел. Конечно, первым делом он позвонит сотовому оператору, но если виновата система денежных переводов, то выяснение взаимоотношений может затянуться. А гастарбайтеру некогда, он должен быстро передать деньги и идти работать. Как и мы.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль