Дело вместо слова

56
Электронное правительство появится только тогда, когда мы перестанем впустую тратить деньги на долгосрочные концепции.

Существует большое количество мифов относительно информатизации общества. Один из них: мы уже 10 лет пытаемся внедрить в стране электронное правительство, и ничего не получается. На самом деле не совсем так. Хотя программа «Электронная Россия» возникла в 2001 году, возможности реально работать над ней появились лишь недавно. В результате только в конце 2009 года был совершен значимый шаг – запущена первая очередь портала gosuslugi.ru. Каковы же уроки, которые мы извлекли на столь длинном пути по созданию электронного правительства?

Проблем не счесть. До сих пор нет единой команды, чтобы сказать: вот эти люди и являются отцами-основателями электронного правительства. Есть совет главных конструкторов, но его состав неоднороден, какие-то ведомства участвуют активно, а кто-то относится с прохладцей. При этом у совета нет эффективной связи с регионами, каждый из них применяет совершенно разные решения. И в отсутствие единой методологии они слабо стыкуются между собой. Была попытка сделать единую методологическую основу как системный проект электронного правительства. Он дважды выносился на рассмотрение президиума совета по развитию информационного общества. И каждый раз получал неудовлетворительную оценку: качество документа явно не соответствует масштабу.
Мы пытаемся идти по пути, который обречен на провал. Страны «большой восьмерки» уже действуют иначе. Государство первоначально инвестирует в создание единого инфраструктурного решения – услуг хостинга для всех приложений в ведомствах; обеспечивает сотрудников единым ящиком электронной почты, чтобы они, наконец, могли общаться друг с другом без посредников и можно было увидеть, кто где сидит и чем занимается. Единая служба внедрения не влезает в дела организаций, а только предлагает все системы проводить в рамках единого аппаратного решения с едиными стандартами обмена информацией. После чего каждое ведомство публикует на внешнем сайте каталоги тех данных, которые считает возможным раскрыть для обмена. Составляется перечень очень небольшого количества госпроектов, которые реализовываются централизованно. Остальное должно быть реализовано на основе привлечения компаний с рынка. 
При таком подходе набор услуг будут определять граждане, а не чиновники. И при этом мы не будем сталкивать лбами Минкомсвязи с ведомствами.

Несколько тем.
Вот конкретные предложения, которые могли бы попасть в долгосрочную целевую программу в ходе ее доработки. Надо ввести мораторий на разработку долгосрочных концепций, проектов и бумаг. Ситуация, когда подготовка странички проекта стоила тысячи долларов, и при этом регулярно заворачивалась Советом, – пустая трата времени и денег. Взамен можно сосредоточиться на реализации достаточно небольшого количества совершенно конкретных тем.
Необходимо завершить те несколько начинаний, которые были инциированы. Например, проект 112 (единый номер для всех аварийно-спасательных служб – «Ф.»). Ведь это не только оперативное реагирование на аварийные ситуации. Фактически это проект государственного call-центра, который может быть использован для оказания любого типа госуслуг.
Другой проект – единый хостинг для ведомств. В свое время мы потратили приличные деньги на создание Единого государственного информационного центра, было закуплено большое количество оборудования. На его основе и можно создать электронную почту для регионов и ведомств на едином домене с единой системой адресации.
Очень важна проблема информатизации госзакупок. Я глубоко убежден, что процесс надо централизовать, сделать единые сайт и каталог, одну понятную точку входа. Тем самым мы закроем вопрос коррупции, непонятных заказов и способов их размещения.
И последнее: те инфраструктурные проекты, которые начались в рамках Минкомсвязи, например технопарки, должны быть проинтегрированы с другими проектами, прежде всего с точки зрения инноваций и высоких технологий. Это «Сколково» и проекты создания инвестфондов. Электронное правительство должно перестать быть затратной статьей нашего бюджета.

По материалам доклада на Тверском социально-экономическом форуме 8–9 июля 2010 года

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль