Вы хотели party?

65
Турнир. Послепраздничное похмелье обещает стать для ЮАР тяжелым. Россию, претендующую на ЧМ-2018, это вряд ли чему-то научит – у нас такие мероприятия несут имиджевую нагрузку, финансовая сторона не так важна.

Во время чемпионата мира в ЮАР свою заявку на проведение аналогичного турнира в 2018 году в одном из фешенебельных местных отелей презентовала российская делегация. На закрытом от прессы мероприятии, как говорят, мелькали знакомые всему футбольному люду лица – Роман Абрамович, Андрей Аршавин. Однако презентация закончилась конфузом – из трех книг, которые представляли заявку нашей страны, две были украдены. Та же история произошла и с голландской заявкой. Месяц, который длился ЧМ, функционеры внимательно изучали опыт организации турнира в ЮАР. ФИФА, командам и болельщикам он очень пригодится – предстоящие турниры также пройдут в достаточно колоритных местах. Через четыре года мировое первенство примет славящаяся беспрецедентным уровнем уличной преступности Бразилия, а в 2018 году, не исключено, футбольный праздник приедет в непредсказуемую Россию.

Что им стоит стадион построить? В ЮАР поспешили заявить о коммерческом успехе еще до окончания турнира: доходы от проведения чемпионата мира должны составить 3,9 млрд евро, заявил министр финансов страны Правин Гордхан. Расходы, согласно официальным данным, составили 3,5 млрд евро, а в целом затраты на создание инфраструктуры мундиаля оказались сравнимы с 10-летним объемом инвестиций в строительство муниципального жилья в ЮАР, подсчитали эксперты. Однако аналитики African Development Bank подкрепили позитив властей – ЧМ-2010 должен разогнать экономику страны на 0,2% к прогнозировавшимся ранее 2,4% ВВП.
Тем не менее в ЮАР рискуют «надорваться» уже после того, как туристы разъедутся по домам. На балансе городских властей остается десяток грандиозных стадионов (например, Soccer City в Йоханнесбурге – крупнейшая крытая арена, построенная для ЧМ). На строительство и модернизацию этих объектов ушло, по разным оценкам, от $1,2 до $2 млрд. Для слабой экономики ЮАР суперсовременная спортивная инфраструктура станет тяжким бременем. «Учитывая нормы амортизации, можно предположить, что стоимость эксплуатации будет составлять около 2–5% в год от суммы строительства. Но принимая во внимание благоприятный климат в ЮАР, эта цифра будет ближе к нижней границе, то есть речь будет идти примерно о $30–40 млн. в год», – подсчитал партнер Deloitte Шариф Галеев. И если стадион Green Point после ЧМ станет домашним сразу для двух местных клубов – «Аякс Кейптаун» и «Сантос», то многие другие останутся бесхозными. Из-за отсутствия крупных спортивных мероприятий в ЮАР и невысокого уровня внутреннего футбольного первенства уже через 2–3 года половина стадионов будет законсервирована, предрекают эксперты. Африканцы не одиноки – к примеру, после розыгрыша мирового кубка в Японии и Южной Корее в 2002 году, на налогоплательщиков Страны восходящего солнца также легло содержание восьми стадионов в размере от $2 млн до $6 млн в год за каждую из арен.
Российский бюджет ЧМ-2018 будет внушительнее южноафриканского и составит не менее $6 млрд. По закону жанра, смета постепенно «распухнет» еще в 2–3 раза. Но даже сейчас это больше, чем собирается инвестировать Катар, претендующий на проведение ЧМ-2022. Там готовы вложить в строительство стадионов с охлаждением более $4 млрд. В России это никого не смущает – у нас как-то не принято зарабатывать на проведении масштабных мероприятий (будь то «Евровидение» или Олимпиада в Сочи). Имидж важнее.

Чемпионская наценка. Сливки с ЧМ-2010 снимут и европейские футбольные гранды. Майки с фамилиями героев южноафриканского турнира – неплохое подспорье в экономической деятельности. «Коммерческие доходы клубов зависят от чемпионата. Если в Испании и Англии они, включая доход от продажи маек с фамилиями игроков, составляют около 30% доходной части (а у таких клубов, как «Реал» и «Барселона» достигают 30–35%), то в  Германии эта сумма может достигать 50% бюджета», – отмечает Шариф Галеев. По предварительным расчетам, больше других на продаже атрибутики в предстоящем сезоне сумеют заработать «Барселона» (семь ее игроков дошли до полуфинала ЧМ в качестве игроков основы своих сборных) и «Бавария» (шесть игроков). Настоящими героями стали 19-летний форвард мюнхенцев Томас Мюллер и 21-летний плеймейкер «Вердера» Месут Озил. «Нет сомнений, что продажи атрибутики с фамилиями этих игроков, а также их трансферная стоимость после чемпионата мира резко вырастут», – говорит гендиректор Prof-Sport Company Олег Малежик.
Рост трансферной стоимости игроков – еще одно следствие ЧМ. Недаром перед чемпионатом мира «Барселона» так спешила – переход форварда «Валенсии» Давида Вильи состоялся чуть ли не на следующий день после окончания сезона в Примере. Тогда игрок обошелся сине-гранатовым в 40 млн евро. По подсчетам экспертов Prof-Sport Company, участие в столь масштабных турнирах приплюсовывают к стоимости футболиста 15–20%. Однако наибольшую «прибавку» получают игроки, которые участвуют в плей-офф. «В среднем трансферная стоимость после удачного выступления вырастает в 1,5–2 раза», – утверждает Шариф Галеев. Так, форвард сборной Германии Лукас Подольски, стоимость которого до начала ЧМ оценивалась в 10 млн евро, продемонстрировав впечатляющую игру, стал объектом интереса «Милана», «Ювентуса» и «Манчестер Сити». Его «ценник» мгновенно достиг отметки в 20 млн евро. Еще один объект живейшего интереса скаутов – словак Роберт Виттек. Отнюдь не звездный форвард отличился на полях ЮАР четырежды и стал объектом интереса «Рубина», «Зенита» и московского «Спартака». Потенциальным покупателям теперь придется прилично переплатить – накануне мундиаля Виттек оценивался в 2,3 млн евро. Сейчас торги начнутся как минимум с 3,5 млн евро.
«Барселона» в итоге не прогадала – «царь Давид» на пути к финалу наколотил пять мячей, а клуб имеет все шансы уже в течение стартующего в сентябре сезона отбить затраты на его трансфер только на продаже атрибутики. Зато ЦСКА, не пожелавший продавать Милоша Красича перед ЧМ «Ювентусу» за 12 млн евро, после бесславного выступления игрока на турнире, рискует расстаться с ним за существенно меньшие деньги, чем предполагалось ранее.

Рекламный трюк. По подсчетам компании Visa, во время групповой стадии ЧМ-2010 туристы и участники соревнований потратили в ЮАР по безналу $176 млн, что на 65% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Помимо признанных лидеров по тратам, активно вели себя туристы из Мозамбика и Ботсваны, оставившие на территории страны-хозяйки турнира $4,9 и $4,3 млн соответственно. Расходы главным образом связаны с оплатой проживания, авиабилетов, аренды автомобилей и питания. Цифры могли быть больше, если бы не неразвитость местной эквайринговой инфраструктуры. Наличными туристы оставили в ЮАР значительно большую сумму. Траты распределены неравномерно – больше всего денег останется в Йоханнесбурге, а вот Полокван и Нельспрут, где прошли не самые «топовые» матчи, на впечатляющий экономический эффект рассчитывать не могут.
Помимо множества организационных проблем, турнир в ЮАР продемонстрировал, как непросто в таких странах приходится и партнерам ФИФА. В Южной Африке зафиксировано несколько тысяч случаев так называемого паразитического маркетинга. Компанию Bavaria обвинили в несанкционированной рекламе на стадионе, что ущемляло права официального спонсора, Budweiser. Кроме того, несмотря на то что официальным спонсором турнира является Adidas, по всей стране преспокойно висели постеры и продавалась продукция Nike (тем не менее Adidas отрапортовал о продажах атрибутики на $1,5 млрд только за первые 10 дней турнира).
Учитывая уровень коррупции и страсть соотечественников к контрафакту, майки Fick Fufa, продающиеся в ЮАР тысячными тиражами, могут показаться чиновникам ФИФА и спонсорам мундиаля невинной шуткой, если турнир в 2018-м отдадут России.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль