Будущее Петербурга, территориальное и инфраструктурное планирование развития

128
Последние шесть лет мне приходилось много заниматься вопросами развития «тяжелой» транспортной инфраструктуры в границах такого мегаполиса, как Санкт-Петербург. И этот опыт подвиг меня на мысли о комплексном развитии транспортной инфраструктуры в увязке с Генпланом и Стратегией развития региона.

В Германии, например, такие комплексные стратегии называются «мастер-планами», и в них уже вписываются все транспортно-логистические концепции. Любой стратегический транспортный документ (мастер-план) Deutsche Bahn, национального железнодорожного перевозчика Германии, касающийся развития транспортного узла, уже на стадии проектирования интегрирует все социальные, экономические, градостроительные, демографические аспекты и задачи региона.

На мой взгляд, следуя этой логике, стратегия развития городов должна начинаться с цивилизационного уровня – каким мы хотим видеть регион, в частности Северо-Запад, какой у него драйвер роста, приоритет в развитии. У «романовского» Ленинграда, например, – это был промышленный, оборонный комплекс. У Петербурга 90-х – начала 2000-х – туристический центр. Сейчас же существует некая компиляция обоих вариантов, и других пока нет.

А между тем, здесь ничего не надо выдумывать: стоит обратиться к демографическим принципам расселения. Они и должны стать одним из краеугольных камней Стратегии развития региона.

Посмотрим на Генсхему расселения на территории РФ. В ней три стратегические демографические зоны – Среднерусская (Псков-Новгород-Кострома), Южнорусская (Ставропольский и Краснодарский края) и Уральско-Южносибирская (от Новосибирска до Красноярска). Именно этот цивилизационный уровень должен стать фундаментом концепции развития регионов и схемы территориального планирования.

На переходе от цивилизационного к концептуальному уровням вскрываются очевидные недостатки планирования, маскируемые компиляциями, – в частности, в проекте Стратегии развития Санкт-Петербурга.

Главные ограничители развития Петербурга– локализация в существующих административных границах, когда город и область в своих планах почти не учитывают друг друга, а также недостаток концептуального содержания.

Концептуальным принципом для Стратегий развития регионов, в том числе и Санкт-Петербурга, может быть принцип опережающего развития инфраструктуры, и, прежде всего, транспортной. И уже под нее приспосабливается демография, т.е. расселение происходит по направлениям развития инфраструктуры, а не по административным границам. Каркас такой системы – железнодорожный транспорт, автомобильный лишь дополняет его.

Кстати, пример. Каждый год объем продаж бензина в США сокращается на пять процентов. За десять лет объем железнодорожных перевозок – вырос почти в два раза. Это одно из проявлений экологического тренда.

Замена  автомобильного транспорта на железнодорожный во внутригородских грузовых перевозках для Санкт-Петербурга – решение давно уже назревшее. Тогда, исходя из средней скорости движения поезда в 60-80 км/час, зона расселения растягивается на площадь в 100 километров от центра мегаполиса.

Расселение и развитие региона идет лучами, вдоль линий железных дорог. Образуется слоистая, или, как говорят некоторые последователи такой точки зрения, фрактальная структура расселения. Это система нескольких центров мегаполиса, которые привязаны к соответствующим инфраструктурам – культурно-образовательной, социальной, инженерной, транспортной, аграрной, – грамотно структурированным, в том числе, и в самой концепции развития региона.

В качестве практического вывода предлагаю применить агломеративный принцип территориального планирования, основанный на принципе опережающего развития инфраструктуры, в качестве концептуальной основы Стратегии развития не только транспортно-логистической инфраструктуры, но и общей Стратегии развития Санкт-Петербурга.

Ну и наконец, последнее. При планировании источников роста показателей ВВП региона, в частности Санкт-Петербурга, можно исходить не только из общеэкономических, но и из специфически транспортных критериев, таких как объем грузовых железнодорожных перевозок и скорость доставки грузов. Прямо пропорциональное влияние этих критериев на  динамику регионального ВВП еще 30 лет назад выявил отечественный транспортный экономист Г. Гольц, доказавший необходимость снижения транспортной составляющей в цене товара для объективного роста ВВП.

Так, управляя экономикой транспорта, в частности грузового железнодорожного, можно управлять ростом ВВП региона, и особенно такого крупного мегаполиса, как Санкт-Петербург.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль