SG меняется кредитами

71
Процессы. Операционная интеграция внутри группы SG в России идет полным ходом – «Русфинанс» и Росбанк тестируют «обмен» кредитными программами. Для успешной реализации планов они занимают деньги на рынке.

В салоне «АвтоГермес» в районе Дмитровского шоссе можно оформить ссуду на покупку легкового автомобиля в любом из почти трех десятков банков. Однако через некоторое время клиенту, намеревающемуся взять кредит в Росбанке, придется постараться. Приоритет получает «Русфинанс», и только если потенциальному заемщику там откажут, он сможет подать заявку на получение ссуды в Росбанке. Все дело в продолжающемся процессе операционной интеграции внутри группы Societe Generale в России – сейчас тестируется проект, в рамках которого Росбанк уступает автокредитную «поляну» Русфинансбанку (РФБ). А тот в качестве компенсации начинает дистанционно продвигать потребкредиты бывшего «интерросовского» банка по своей базе клиентов. «Если «пилот» будет признан удачным, «обмен кредитами» будет осуществлен в полном объеме», – говорит собеседник «Ф.» в РФБ. В результате Росбанк станет еще более универсальным, а «Русфинанс» – еще более автокредитным.

Родственные отношения. Объединение российских активов «Сосьете» будет обсуждаться на внеочередном собрании акционеров 19 июля (по итогам слияния Росбанка и БСЖВ, у SG будет 81,5% акций), но интеграция внутри группы идет с конца прошлого года. Банкоматные сети БСЖВ и Росбанка уже несколько месяцев работают по единым тарифам, с марта реализуется пилотный проект по продаже Росбанком ипотечных продуктов «Дельтакредита».
Перераспределение ролей банков SG в России связано с тем, что через два года отечественные активы должны приносить «маме» 15% доходов от всего зарубежного бизнеса группы – так решили в головном офисе. Пока же кредитные организации группы в России убыточны (общий «минус» банков в I квартале составил 24 млн евро). До конца 2009 года «Сосьете» не вмешивалась в процессы взаимодействия российских банковских активов. Теперь все иначе – группа не скрывает намерений войти в число лидеров не только в рознице, но и в корпоративном банкинге. Аналитики считают подход «Сосьете» к «дочкам» оправданным – кредитные организации способны усилить синергетический эффект, продавая продукты друг друга в своих сетях. «С учетом разных целевых клиентских групп кросс-продажи, как ожидается, могут привести к общему увеличению доходов, – считает заместитель руководителя аналитического отдела ИК «Совлинк» Ольга Беленькая. – Одновременно может ставиться задача усиления специализации «дочек», что позволит сократить затраты на дублирование операционных функций и повысить эффективность бизнеса».
По данным МСФО «Русфинанса» за 2009 год около 78% его кредитного портфеля приходилось на автокредиты, а с 1 июня банк пошел даже на такой маркетинговый ход, как отмена комиссии за их выдачу. «Риски могут заключаться в неудобстве реализации идеи «обмена кредитами» для клиентов и, в частности, в совместимости стандартов и технологий предоставления продуктов банка-партнера», – считает Ольга Беленькая. Для успешной реализации проекта, по мнению начальника департамента розничных продаж банка «Открытие» Евгения Стародубцева, необходимо сделать так, чтобы линейка автокредитов «Русфинанса» удовлетворяла запросам потенциальных клиентов Росбанка. В противном случае возможно перетекание части потенциальных клиентов к конкурентам. «У Росбанка достаточно интересные программы кредитования, даже на фоне других финансовых институтов», – уверяет корреспондента «Ф.» сотрудник кредитного отдела автосалона «АвтоГермес».

Кумулятивный ресурс. По итогам 2009 года Русфинансбанк занял второе место в стране по объему выданных автокредитов (24,6 млрд рублей), уступив только «Сберу». Росбанк выдал ссуд на покупку авто на 8,6 млрд рублей. Не слишком удачным для него получился прошлый год и в сегменте потребкредитования. Перед банком ставилась цель увеличить кредитный портфель по итогам 2009-го, но он, наоборот, «похудел» на 15%. Сейчас РФБ уже начал продавать кредиты банка-партнера – сотрудники ведут переговоры до момента согласия клиента на получение ссуды, после чего все контакты передаются в Росбанк. «Помощь» родственного банка должна прийтись кстати. Однако амбициозные планы Росбанка долгое время ограничивал норматив достаточности капитала, который летом прошлого года падал до отметки 11,1%. Ситуацию выправил «суборд» от Societe Generale на 4,7 млрд рублей, выданный в марте. А сейчас Росбанк намерен выпустить биржевые облигации на 10 млрд рублей, что должно облегчить ситуацию с кредитованием. Той же дорогой идет и «Русфинанс», намереваясь в скором времени занять на рынке 8 млрд.
Правда, пока большой вопрос, будет ли кредитное предложение Росбанка востребовано среди аудитории РФБ. Весомую часть потребкредитов «Русфинанса», по словам его сотрудников, составляют небольшие займы (до 150 тыс. рублей) жителям сельских районов – эти ссуды предлагаются по телефону, а деньги граждане получают на свой счет после того, как в банк поступают заполненные документы. У Росбанка «потребы» крупнее – например, по нецелевому кредиту «Большие деньги» сумма может доходить до 500 тыс. рублей. Кроме того, по итогам 2009 года «Русфинанс», по данным агентства StatBanker, входит в число банков-лидеров в сегменте среднесрочного кредитования (от года до трех лет) – у него 3,4% рынка, а Росбанк, напротив, среди передовиков долгосрочного кредитования (3,3%).
В любом случае, основной плюс такого сотрудничества – экономия на масштабах деятельности. «Сейчас возможности Росбанка используются недостаточно. Ограниченный капитал банка сдерживает рост кредитования, но если бы ему была оказана поддержка капиталом, то мощная филиальная сеть и резервы ликвидности могли бы быть использованы более эффективно, что повысило бы операционную рентабельность банка и помогло сократить убытки», – считает аналитик Moody’s Ольга Ульянова. У финансового института более 600 отделений по всей стране. Однако другие банковские группы в России не спешат следовать примеру SG в области перекрестных продаж. Так, банк «Открытие» пока не планирует обмен кредитными программами, поскольку «Открытие» и «Петровский» не имеют такой ярко выраженной monoline-позиции в сфере автокредитования, как, например, «Русфинанс», объясняет Евгений Стародубцев. Похожая ситуация и у финансовой группы «Лайф». «Кредитные организации группы предоставляют унифицированные продукты, а бизнес делят территориально», – говорит вице-президент Пробизнесбанка Андрей Филь. В составе группы сейчас семь банков, которые «покрывают» территорию от Новосибирска до Москвы.
Теперь помимо крупного универсального банка в составе группы будут близкие по своей модели к монолайнерам «Дельтакредит» и «Русфинанс». «Монолайнеры имеют преимущества в специализации, низкой себестоимости услуг, возможности концентрации на качестве сервиса в целевом рыночном сегменте», – говорит Ольга Беленькая. Как правило, эти преимущества реализуются на растущем рынке, а в кризисные времена такие банки обычно сталкиваются с трудностями, как в части привлечения фондирования, так и в части концентрации рисков в портфеле. «В отличие от универсальных банков, у монолайнеров нет возможности перекрыть потери по одному направлению бизнеса за счет доходов от других операций», – отмечает Ольга Беленькая. Поэтому модель, при которой монолайнеры входят в группу значительно более мощного универсального банка, позволяет сохранить преимущества специализации и свести к минимуму риски, считает она. Кроме того, многое зависит от качества управления. «Считается, что монолайнеры хуже универсальных банков переживают периоды экономического спада, но тот же «Дельтакредит», к удивлению аналитиков, вполне успешно проходит нынешний кризис, и даже является прибыльным», – говорит Ольга Ульянова. Например, в четвертом квартале прошлого года из банков группы худшие результаты показали как раз Росбанк и БСЖВ, являющиеся универсальными.
 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль