SG меняется кредитами

81
Процессы. Операционная интеграция внутри группы SG в России идет полным ходом – «Русфинанс» и Росбанк тестируют «обмен» кредитными программами. Для успешной реализации планов они занимают деньги на рынке.

В салоне «АвтоГермес» в районе Дмитровского шоссе можно оформить ссуду на покупку легкового автомобиля в любом из почти трех десятков банков. Однако через некоторое время клиенту, намеревающемуся взять кредит в Росбанке, придется постараться. Приоритет получает «Русфинанс», и только если потенциальному заемщику там откажут, он сможет подать заявку на получение ссуды в Росбанке. Все дело в продолжающемся процессе операционной интеграции внутри группы Societe Generale в России – сейчас тестируется проект, в рамках которого Росбанк уступает автокредитную «поляну» Русфинансбанку (РФБ). А тот в качестве компенсации начинает дистанционно продвигать потребкредиты бывшего «интерросовского» банка по своей базе клиентов. «Если «пилот» будет признан удачным, «обмен кредитами» будет осуществлен в полном объеме», – говорит собеседник «Ф.» в РФБ. В результате Росбанк станет еще более универсальным, а «Русфинанс» – еще более автокредитным.

Родственные отношения. Объединение российских активов «Сосьете» будет обсуждаться на внеочередном собрании акционеров 19 июля (по итогам слияния Росбанка и БСЖВ, у SG будет 81,5% акций), но интеграция внутри группы идет с конца прошлого года. Банкоматные сети БСЖВ и Росбанка уже несколько месяцев работают по единым тарифам, с марта реализуется пилотный проект по продаже Росбанком ипотечных продуктов «Дельтакредита».
Перераспределение ролей банков SG в России связано с тем, что через два года отечественные активы должны приносить «маме» 15% доходов от всего зарубежного бизнеса группы – так решили в головном офисе. Пока же кредитные организации группы в России убыточны (общий «минус» банков в I квартале составил 24 млн евро). До конца 2009 года «Сосьете» не вмешивалась в процессы взаимодействия российских банковских активов. Теперь все иначе – группа не скрывает намерений войти в число лидеров не только в рознице, но и в корпоративном банкинге. Аналитики считают подход «Сосьете» к «дочкам» оправданным – кредитные организации способны усилить синергетический эффект, продавая продукты друг друга в своих сетях. «С учетом разных целевых клиентских групп кросс-продажи, как ожидается, могут привести к общему увеличению доходов, – считает заместитель руководителя аналитического отдела ИК «Совлинк» Ольга Беленькая. – Одновременно может ставиться задача усиления специализации «дочек», что позволит сократить затраты на дублирование операционных функций и повысить эффективность бизнеса».
По данным МСФО «Русфинанса» за 2009 год около 78% его кредитного портфеля приходилось на автокредиты, а с 1 июня банк пошел даже на такой маркетинговый ход, как отмена комиссии за их выдачу. «Риски могут заключаться в неудобстве реализации идеи «обмена кредитами» для клиентов и, в частности, в совместимости стандартов и технологий предоставления продуктов банка-партнера», – считает Ольга Беленькая. Для успешной реализации проекта, по мнению начальника департамента розничных продаж банка «Открытие» Евгения Стародубцева, необходимо сделать так, чтобы линейка автокредитов «Русфинанса» удовлетворяла запросам потенциальных клиентов Росбанка. В противном случае возможно перетекание части потенциальных клиентов к конкурентам. «У Росбанка достаточно интересные программы кредитования, даже на фоне других финансовых институтов», – уверяет корреспондента «Ф.» сотрудник кредитного отдела автосалона «АвтоГермес».

Кумулятивный ресурс. По итогам 2009 года Русфинансбанк занял второе место в стране по объему выданных автокредитов (24,6 млрд рублей), уступив только «Сберу». Росбанк выдал ссуд на покупку авто на 8,6 млрд рублей. Не слишком удачным для него получился прошлый год и в сегменте потребкредитования. Перед банком ставилась цель увеличить кредитный портфель по итогам 2009-го, но он, наоборот, «похудел» на 15%. Сейчас РФБ уже начал продавать кредиты банка-партнера – сотрудники ведут переговоры до момента согласия клиента на получение ссуды, после чего все контакты передаются в Росбанк. «Помощь» родственного банка должна прийтись кстати. Однако амбициозные планы Росбанка долгое время ограничивал норматив достаточности капитала, который летом прошлого года падал до отметки 11,1%. Ситуацию выправил «суборд» от Societe Generale на 4,7 млрд рублей, выданный в марте. А сейчас Росбанк намерен выпустить биржевые облигации на 10 млрд рублей, что должно облегчить ситуацию с кредитованием. Той же дорогой идет и «Русфинанс», намереваясь в скором времени занять на рынке 8 млрд.
Правда, пока большой вопрос, будет ли кредитное предложение Росбанка востребовано среди аудитории РФБ. Весомую часть потребкредитов «Русфинанса», по словам его сотрудников, составляют небольшие займы (до 150 тыс. рублей) жителям сельских районов – эти ссуды предлагаются по телефону, а деньги граждане получают на свой счет после того, как в банк поступают заполненные документы. У Росбанка «потребы» крупнее – например, по нецелевому кредиту «Большие деньги» сумма может доходить до 500 тыс. рублей. Кроме того, по итогам 2009 года «Русфинанс», по данным агентства StatBanker, входит в число банков-лидеров в сегменте среднесрочного кредитования (от года до трех лет) – у него 3,4% рынка, а Росбанк, напротив, среди передовиков долгосрочного кредитования (3,3%).
В любом случае, основной плюс такого сотрудничества – экономия на масштабах деятельности. «Сейчас возможности Росбанка используются недостаточно. Ограниченный капитал банка сдерживает рост кредитования, но если бы ему была оказана поддержка капиталом, то мощная филиальная сеть и резервы ликвидности могли бы быть использованы более эффективно, что повысило бы операционную рентабельность банка и помогло сократить убытки», – считает аналитик Moody’s Ольга Ульянова. У финансового института более 600 отделений по всей стране. Однако другие банковские группы в России не спешат следовать примеру SG в области перекрестных продаж. Так, банк «Открытие» пока не планирует обмен кредитными программами, поскольку «Открытие» и «Петровский» не имеют такой ярко выраженной monoline-позиции в сфере автокредитования, как, например, «Русфинанс», объясняет Евгений Стародубцев. Похожая ситуация и у финансовой группы «Лайф». «Кредитные организации группы предоставляют унифицированные продукты, а бизнес делят территориально», – говорит вице-президент Пробизнесбанка Андрей Филь. В составе группы сейчас семь банков, которые «покрывают» территорию от Новосибирска до Москвы.
Теперь помимо крупного универсального банка в составе группы будут близкие по своей модели к монолайнерам «Дельтакредит» и «Русфинанс». «Монолайнеры имеют преимущества в специализации, низкой себестоимости услуг, возможности концентрации на качестве сервиса в целевом рыночном сегменте», – говорит Ольга Беленькая. Как правило, эти преимущества реализуются на растущем рынке, а в кризисные времена такие банки обычно сталкиваются с трудностями, как в части привлечения фондирования, так и в части концентрации рисков в портфеле. «В отличие от универсальных банков, у монолайнеров нет возможности перекрыть потери по одному направлению бизнеса за счет доходов от других операций», – отмечает Ольга Беленькая. Поэтому модель, при которой монолайнеры входят в группу значительно более мощного универсального банка, позволяет сохранить преимущества специализации и свести к минимуму риски, считает она. Кроме того, многое зависит от качества управления. «Считается, что монолайнеры хуже универсальных банков переживают периоды экономического спада, но тот же «Дельтакредит», к удивлению аналитиков, вполне успешно проходит нынешний кризис, и даже является прибыльным», – говорит Ольга Ульянова. Например, в четвертом квартале прошлого года из банков группы худшие результаты показали как раз Росбанк и БСЖВ, являющиеся универсальными.
 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль