Андреас Вассилиу: «Новые акционеры не должны негативно воздействовать на бизнес в России»

79
Интервью. Компания Alico к концу года сменит владельца. О том, как это произойдет, чем обернется сделка для клиентов, рассказывает исполнительный директор Alico по Центральной и Восточной Европе Андреас Вассилиу.

Господин Вассилиу, в какой стадии сейчас находится сделка по продаже Alico компании MetLife?
– Пока главный и единственный акционер компании – корпорация AIG. Напомню, что 79,9% AIG принадлежат сегодня американскому правительству. Правительство решило, что Alico надо продавать. Долго искали – кому. В конечном счете выбор остановился на MetLife. Alico будет на 100% принадлежать этой компании. В начале марта решение о продаже получило подтверждение. Сделка проходит в несколько этапов. Не могу сказать, что какая-то из фаз этого процесса затягивается, все идет в нормальном темпе. Для MetLife эта сделка дает возможность не только оставаться крупнейшим страховщиком жизни в США, каким она уже является, но и стать действительно международной, глобальной компанией. Мы ожидаем, что к декабрю сделка завершится.
Alico – американская компания (American Life Insurance Company), но наш бизнес по страхованию жизни международный. Компания работает только за пределами США – в самых важных регионах мира. Один из крупнейших – Центральная и Восточная Европа, куда входит и Россия. Мы работаем также в Западной Европе, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке. Сборы Alico в 2008 и 2009 годах составляли примерно $18 млрд, а прибыль – более $2 млрд в год.
Сделка проходит не в самые лучшие времена и для мировой экономики, и для AIG, вы считаете ее параметры адекватными?
– Понятно, что продавцу всегда хочется цену чуть повыше, а покупателю – пониже. В данном случае и продавец, и покупатель решили, что $15,5 млрд – это справедливая цена. Из этих средств MetLife уплатит AIG $6,8 млрд денежными средствами, а остальное – своими акциями.
Каковы ожидания от этой сделки?
– Новый акционер – это самый желанный акционер, которого можно было бы найти. Это крупная компания и очень профессиональная. Бизнес Alico хорошо сочетается с бизнесом MetLifе с географической точки зрения. MetLife – лидер на рынке страхования жизни в США, где сосредоточена большая часть операций компании, а Alico исторически сильна за пределами Штатов. Кроме того, мы имеем эффективную комбинацию практического опыта работы на развивающихся рынках со стороны Alico и финансовой мощи MetLife.
Я уверен, что в долгосрочной перспективе это событие окажет серьезный положительный эффект на весь бизнес компании Alico, в том числе и на операции в России. Часть инвестиций предназначена для России. Так что новым владельцам просто придется развивать бизнес здесь. Согласно договоренности с MetLife стратегия российской компании меняться не будет, новые акционеры не должны негативно воздействовать на бизнес в России.
Тем временем некоторые ваши коллеги уходят из России – ING, например…
– А наши учредители, наоборот, направили дополнительный капитал в российскую компанию. Для увеличения уставного капитала было инвестировано 320 млн рублей. Сейчас уже завершается процесс юридического оформления этой процедуры. В итоге уставный капитал «Алико» составит более 500 млн рублей. Это в два с лишним раза больше, чем предписывают новые нормы для страховщиков жизни, которые вступят в силу с 2012 года (240 млн рублей).
Мы работаем в России с 1996 года. И даже кризис 1998-го не нарушил наших планов, мы остались  в России, и мы остались надолго. Мы не позволили и нынешнему кризису выгнать нас из страны.
Любая реструктуризация – это неизбежные потери. Эксперты говорят, что можно потерять до 10–20% объема премий...
– Я думаю, что прогнозы экспертов часто далеки от реальных фактов. Лично я не вижу, почему может быть негативный эффект. MetLife привнесет новые стимулы в нашу работу. Я ожидаю, что дополнительная капитализация будет иметь только позитивный эффект. Не будет внутреннего кризиса, который проявлялся тут и там в определенное время. Отпадут вопросы относительно владельцев компании и их проблем. Например, от российской компании мы ожидаем в этом году 10-процентный рост сборов. Я думаю, что мы обрадуем экспертов, потому что будем тем самым исключением из правила и создадим новую историю реорганизации.
В прошлом году Alico сменила брэнд в России, хотя она хорошо была узнаваема как «АИГ Лайф». Теперь будет новый ребрэндинг?
– Не имеет никакого смысла проводить ребрэндинг каждые три часа. Но окончательное решение относительно названия объединенной компании пока еще не принято.
Alico управляла деятельностью российского страховщика жизни «АИГ Лайф» с 1996 года и была основным ее акционером. Бизнес холдинга изначально развивался так, что все дочерние компании за пределами США входили в группу Alico и носили название Alico. В регионе Центральной и Восточной Европы было несколько исключений – Румыния, Болгария и Россия. Так уж исторически сложилось: когда создавалась российская «дочка», был взят брэнд AIG. В прошлом году мы решили стандартизировать имена наших «дочек», привести их к единообразию. Отчасти этот шаг был связан и с той ситуацией, в которой оказалась AIG во время кризиса. Alico не имело никакого отношения к тем проблемам, с которыми столкнулась AIG. Поэтому не было смысла оставлять у компании название, которое могло бы бросить тень на ее имидж.
Ситибанк долгое время был стратегическим парт­нером российской «АИГ Лайф». Как сказалась потеря такого клиента? Не планируете ли восстановить отношения после реструктуризации?
– Ситибанк для нас важный партнер. И во многих странах мы продолжаем работать с ним. В России у нас было тоже очень успешное сотрудничество. Российская ситуация скорее была связана с деловыми интересами банка и страховой компании CiV Life. Это решение банк принял, руководствуясь собственными соображениями, и мы его уважаем. Мы не снимаем с себя ответственности по всем старым договорам, выполняем все свои обязательства перед клиентами банка. Если мы сможем чем-то еще помочь Ситибанку, то будем счастливы. Мы готовы возобновить наше сотрудничество, но это решение зависит от самого банка.
В России вы ожидаете роста, а по другим рынкам каковы ваши прогнозы, по Южной Европе например?
– Влияние кризиса было глобальным, но разным на отдельные уровни системы страхования жизни. С одной стороны, кризис затронул самих потребителей. У них сократилось количество средств, которые можно инвестировать в страхование. Другое воздействие было на правительства стран, точнее, на государственные финансы. Во многих странах из-за кризиса серьезно пострадала система социального и пенсионного обеспечения. Наконец, кризис повлиял на качество активов, особенно на качество суверенных обязательств. Естественно, это отразилось на всех, кто вкладывал деньги в гособлигации. Последствия всех этих процессов пока до конца не проанализированы, это предстоит сделать, потому что кризис еще не закончился.
Сегодня в выигрыше та компания, которая может управлять кризисной ситуацией. Надо попытаться понять, как можно это сделать в каждой стране. И самое главное – понять, как можно помочь клиентам в этой кризисной ситуации. В Греции, например, которую я хорошо знаю, в первом квартале этого года наш бизнес вырос на 9%. Одно из следствий кризиса – ощущение неуверенности. Люди видят больше факторов, от которых можно и нужно защититься. Если говорить конкретно о Греции, то одна из жертв кризиса в этой стране – государственная пенсионная система. Практически каждый вечер министр социального обеспечения Греции выступает по телевидению и говорит, что система пенсионного обеспечения не способна помочь людям, что они больше не способны платить пенсии, у них просто нет денег. Как грекам решать эту проблему? Достичь 65 лет и не получить никакой пенсии? Люди понимают, что сами должны защитить себя. Они покупают больше полисов, они пролонгируют уже заключенные договоры.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль