Когда жадность порождает бедность

77
Основной причиной плохих результатов, которые многие управляющие показали в кризис, послужили низкая дисциплина исполнения стоп-лоссов и отступление от стратегий, заложенных в инвестдекларациях.

Например, стратегия могла допускать покупку только высоконадежных облигаций, а управляющие в погоне за доходностью приобретали мусорные бумаги, которые должны были выстрелить и выстреливали так, что становились дефолтными. Тот, кто не отклонялся от заранее заданного алгоритма, вовремя закрывал убыточные позиции и инвестировал в классы активов, изначально оговоренные с клиентами, понес меньшие потери.

No communication.
В период быстрого падения котировок управляющие не только затягивали с фиксацией убытков, но и делали все, чтобы убедить клиентов в правильности своего подхода. Надеялись, что еще немного, еще чуть-чуть, и рынок начнет расти. А клиенты ведь тоже люди со свойственными всем слабостями, и зачастую они одобряли действия управляющих. Увы, жадность иногда порождает бедность.
Я считаю, что нужно ограничивать коммуникацию между клиентом и управляющим. Последний должен быть независим в принятии решений и не испытывать давления. Инвестор выбирает стратегию с приемлемым для него уровнем риска, а управляющему остается выполнять свою работу.
Компании должны стать честнее, не внушать ложных надежд клиентам, не давать трудно выполнимых обещаний. Хотелось бы, чтобы и инвесторы научились отделять зерна от плевел и скептически относились к некоторым показываемым цифрам. Нельзя купить на $100 млн акции какой-нибудь Усть-Урюпинской носочно-чулочной фабрики, когда ее капитализация всего $10 млн, даже если котировки обещают бурный рост.
Доверие к индустрии управления активами подорвано, и нужно время на восстановление. Если по счетам ИДУ заметны некие позитивные сдвиги, то динамика по паевым фондам удручающая. Думаю, это плохо не только для управляющих, но и для самих потенциальных клиентов. Как показывает практика, пайщики – одна из самых инертных категорий инвесторов. Они начинают отыгрывать очередную «историю роста», когда она уже отгремит. Например, покупка паев год назад, скорее всего, оказалась бы более выгодной, чем она будет тогда, когда возобновится быстрый приток средств в ПИФы. А произойти это может в следующем году.

Купил жене сапоги.
Инвесторы голосуют ногами. Если они видят, что не исполняется дисциплина, что с ними, например, обговорили максимальный убыток в 20%, а в действительности потеряно 40%, то они уйдут к другому управляющему или же с рынка.
При этом мне кажется, что минимальная гарантированная доходность убивает саму суть доверительного управления. С клиентом нужно обсуждать две цифры: сколько он готов потерять при неблагоприятном сценарии и сколько – выплатить в качестве вознаграждения. Если же он хочет 5% годовых без риска, то управляющему почти ничего не остается, кроме как купить какие-нибудь облигации рейтинга BB-, периодически их перекладывать и в итоге заработать 1–2% годовых дополнительного дохода. Все-таки от доверительного управления обычно ждут более высоких результатов, чем обеспечивает банальная покупка облигаций. Но тогда и гарантии доходности бесполезны.
Пока в России не повысится финансовая культура, пока инвесторы не научатся формулировать свое отношение к риску и грамотно выбирать компании, сохранится вероятность повторения тех проблем в индустрии, которые проявились в кризис. И управляющие, и инвесторы должны понимать, что риск и доходность всегда находятся в связке. А мы чуть-чуть ушли от МММ, но все еще хотим покупать жене сапоги сразу же, как внесли тысячу рублей на счет. На фондовом рынке чудес не бывает.
Также давайте называть вещи своими именами. Например, хороших управляющих крайне мало. И каждый из них может вести ограниченное число клиентских портфелей. Поэтому я приветствую объединение активов нескольких инвесторов в единый пул, если те придерживаются одинаковой стратегии. К тому же, когда у управляющего несколько отдельных портфелей, при этом взгляд на рынок у него один и тот же, то возникает вопрос, для кого из клиентов заключать сделки в первую очередь, а кто окажется последним. Объединение активов снимает дополнительные риски. Только клиента нужно честно предупреждать о таком объединении, а не рассказывать, что за ним якобы закреплен индивидуальный высококлассный специалист.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль