Анна Ким о рекламе

70
Ким Анна
Автор: Ким Анна
Высшее образование в России не станет хорошим до тех пор, пока общество и государство не избавят его от ложных функций

Одна из панельных сессий международного экономического форума в Санкт-Петербурге называется так: «Образование в России: сможет ли российское образование стать глобально конкурентоспособным?» В такой постановке вопроса можно найти и позитивный, и негативный моменты. С одной стороны, из нее следует, что мы, похоже, наконец-то избавились от опасного мифа о том, будто одно из конкурентных преимуществ России – ее образованная рабочая сила. Вернее, этот тезис верен, если говорить о преимуществах над Эфиопией или Сомали, к примеру. Но мы ведь не с ними хотим равняться. С другой стороны, о глобальной конкурентоспособности мечтать еще рано. Понимаю извечное российское желание иметь все не хуже, чем на Западе. Но в данном случае, как мне кажется, нужно начинать с постановки более прозаических, приземленных целей и задач.

Нужно признаться самим себе, что значительная часть системы высшего образования уже давно не выполняет свою прямую функцию – готовить для экономики квалифицированные кадры. Вместо этого она занимается, говоря языком экономической теории, неэффективным использованием ограниченных ресурсов. Руководитель одного из федеральных госведомств в частной беседе недавно пожаловался: «Я всем, кто приходит устраиваться на работу, задаю единственный вопрос: дайте определение ВВП. Ни один еще не дал правильного ответа!» Что это, если не диагноз, по крайней мере высшему экономическому образованию?
Министерство образования и науки недавно подсчитало, что в ближайшие пять лет около 100 тыс. преподавателей вузов могут оказаться ненужными – из-за демографического провала число абитуриентов упадет почти на треть (об этом написали «Ведомости»). А стоит ли сокрушаться, если появляется возможность избавить образовательную систему хотя бы от части «балласта»? Это, разумеется, был бы болезненный процесс. Еще труднее избавиться от пережитков советского менталитета. У нас по-прежнему считается, что массовое высшее образование – это норма. Не поступил ребенок в вуз – трагедия, ПТУ – приговор. Быть недоучкой, но зато «белым воротничком» престижнее, чем слесарем – обладателем «золотых рук». Итог: огромный сектор экономики живет и потребляет ресурсы за счет ложной мотивации общества. Вузы отвратительно учат, зато дают работу огромному числу «педагогов», неспособных ничему научить. Дают молодым людям возможность легально уклониться от службы в армии (кстати, еще одного неэффективного потребителя ресурсов). Неумехам и бездельникам – возможность помахать «корочкой» перед носом работодателя.

Потому и жалобы
на недофинансирование образования в России сами по себе бессмысленны. Пусть они даже и справедливы отчасти: когда преподаватель вуза зарабатывает меньше, чем уборщица в частном банке – это позор. Но образование – одна из многочисленных сфер, где проблемы нельзя решить простым закачиванием денег.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль