Анна Ким о дорожном фонде

99
Ким Анна
Автор: Ким Анна
Создать стабильно наполняемый дорожный фонд – дело нехитрое. Вопрос – в каких пропорциях он будет финансировать стройки и «откаты»

Правительство хочет возродить практику, упраздненную десять лет назад: дорожное строительство должно финансироваться из специального фонда. Пока нет определенности ни по срокам его создания, ни по источникам наполнения. Обсуждается повышение акцизов на топливо, которые будут поступать в фонд наряду с НДС на транспортные средства и нефтепродукты, при этом возможна отмена транспортного налога. Понятно одно: авторы идеи из Министерства транспорта хотят законодательно закрепить целевой и стабильный источник финансирования дорожного хозяйства, который был бы привязан к интенсивности его использования. Это будет соответствовать мировой практике, а главное, существенно снизит зависимость инвестиций в дороги от положения дел в экономике (мечта Минтранса – фонд размером не менее 475 млрд рублей в год).
В условиях появления бюджетного дефицита с одной стороны, и интенсивного наращивания социальных расходов с другой – государству ничего не оставалось, как сократить капиталовложения. Особенно четко это проявилось в регионах, где дорожное строительство и ремонт пошли «под нож» в числе первых. Скажем, такой небедный регион, как Москва, потратил по статье «Дорожное хозяйство» в 2008 году 109 млрд рублей, в 2009-м – 55 млрд, а на 2010 год запланировал только 38 млрд.
Справедливости ради надо сказать, что искоренение извечной российской беды буксовало и в период нефтяного изобилия, когда, казалось бы, денег у государства хватало. Ввод в действие автодорог с твердым покрытием подрос в последние предкризисные годы, но все же оставался на низком уровне: в 2000 году по всей России построили 6,6 тыс. км, в 2008-м – вдвое меньше. В результате общая протяженность так и колебалась близко к уровню начала десятилетия. Тем временем парк легковых автомобилей в стране увеличился за эти же восемь лет в 1,5 раза, грузовых – примерно на четверть.

В зарубежных странах финансирование инфраструктуры активно используют в качестве антикризисного инструмента. Так сделали, например, США и Китай. Деньги, вложенные в строительство дорог, расходятся по большому числу отраслей – в производство стройматериалов, грузовиков, строительной техники и т.д. – создавая в них спрос и рабочие мес­та. Не говоря уже о том, что вне зависимости от текущей конъюнктуры дорожное строительство остается инвестицией в будущий экономический рост. Это в идеале. Что происходит в российской действительности – известно: строим дороги дорого, но по устаревшим технологиям, затем десятилетиями тратим безумные деньги на заделывание дыр в асфальте, плюс раздача подрядов за «откаты». Много ли толку принесет в этой системе создание специального фонда? Сколько денег в него ни закачай, он заработает только при условии, что будут внедрены эффективные антикоррупционные практики и чиновники начнут заботиться не об «освоении» средств, а о превращении бюджетных руб­лей в асфальтированные километры, реально отвечая за соотношение первого и второго.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль