Коммунальный хайтек

96
Технологии. Идет медленная, но верная коммерциализация вечно убыточного управления ЖКХ. Эффективно бороться с укоренившимся воровством и приписками помогает автоматизация.

Серьезно говорить об автоматизации ЖКХ как о сформировавшемся секторе IT-рынка пока рано. По оценке директора департамента по работе с органами государственного управления Optima Consulting Алексея Толчинского, объем этого рынка в 2009 году не превысил 5 млрд рублей, и серьезного роста пока не предвидится. Но потенциал автоматизации ЖКХ огромен, и уже проявились важные тренды. Так, сбытовые компании сильнее управляющих заинтересованы в повышении своей эффективности. Возможно, у них просто больше денег.

Дружба домами. Управлять многоквартирным домом может товарищество собственников жилья (ТСЖ) или управляющая компания (УК). Последняя взимает «дань» и обязана отчитываться в своих действиях и тратах. По результатам сотрудничества жильцы ежегодно перезаключают договор. Обычно в хозяйстве УК не один дом, и каждый объект характеризуется большими объемами индивидуальных данных. «Нужно помнить, когда по нормативам требуется осмотр кровли, когда – очередная санитарная обработка, – рассказывает Алексей Толчинский. – Нужно знать историю каждого дома, какие проблемы чаще всего возникают. Даже списывать показания счетчиков или выписывать квитанции при управлении несколькими тысячами квартир вручную очень трудно». Сэкономить силы позволяет автоматизация, тем более что большинство операций однообразны и регулярны.
Основа для автоматизации – создание базы данных о деятельности предприятия, а ЖКХ отличается оригинальностью показателей. «УК в первую очередь заводят в систему ведение картотек объектов ЖКХ (улиц, домов, квартир), подрядных организаций с учетом их специализации и истории взаимодействия, а также планирование работ по капитальному и текущему ремонту, аварийно-диспетчерскую службу», – перечисляет приоритеты Алексей Толчинский.
Для любого бизнеса главный ориентир – бюджет, и ЖКХ не исключение. Планирование расходов на год вперед особенно важно для формирования доходной части, то есть тарифов. Отсюда возникает потребность в сводных отчетах с возможностью детализации как по запланированным, так и по фактическим затратам в деньгах, ресурсах, материалах. Производственные показатели обязательны, поскольку в соответствии с законодательством УК связаны всевозможными нормативами.
По роду своей деятельности УК взаимодействуют с множеством поставщиков различных услуг, в том числе сбытовыми компаниями. Партнеры обмениваются данными. Так появляется проблема межкорпоративной интеграции IT-решений. Например, управляющая компания из Калининградской области автоматизировала свою деятельность, при этом одно рабочее место было установлено в городской организации водоснабжения. В результате поставщик воды получает информацию об объемах потребления с точностью до дома, что помогает ему выставить правильные счета.

На передовой. Главная цель автоматизации ЖКХ – борьба с непрозрачностью и злоупотреблениями. В «первых рядах» стоят коммунальные сбытовые компании городов-миллионников. Эти крупные предприятия считаются самыми выгодными заказчиками. В силу масштаба деятельности им требуются «тяжелые» ERP-системы. Например, МГУП «Мосводоканал» обеспечивает Москву питьевой водой, отвечает за работоспособность системы водоотведения и очистку сточных вод. Столичный поставщик воды обслуживает около 10% отечественного населения. К 2007 году системы управления предприятием были разрозненны, устарели технологически и морально. «Мосводоканалу» требовалось:
автоматизировать и упорядочить планирование ремонтов и обеспечение подразделений запчастями и материалами;
централизовать и сократить сроки подготовки
финансовой отчетности;
обеспечить прозрачность бизнес-процессов, связанных с закупками и запасами;
сократить сроки и повысить качество заявочной кампании в подразделениях;
улучшить внутренний контроль ключевых бизнес-процессов.
Компания начала внедрять систему Oracle e-Business Suite. К 2010 году в центральном подразделении и всех филиалах были автоматизированы управление техническим обслуживанием и ремонтами, закупками и запасами, заявочная кампания, бухгалтерский, налоговый и управленческий учет. Причем ERP-система интегрирована с локальными модулями «Бюджетирование», «Управление капитальным строительством», «Биллинг», «Галактика» (автобаза) и «Одно окно». Сегодня система находится в опытно-промышленной эксплуа­тации, автоматизирована основная функциональная бизнес-цепочка: планирование и выполнение планово-предупредительных ремонтов и аварийно-восстановительных работ с учетом текущих корректировок. Рассказывает заместитель генерального директора МГУП «Мосводоканал» Денис Янев: «В режиме реального времени видны тип операции, место ее проведения, исполнитель, перечень материалов и запчастей, утвержденные техкарты и нормы расхода ТМЦ. Известны местонахождение работников и выполняемые ими работы. Мы смогли увеличить горизонт планирования поставки ТМЦ, полностью прозрачен процесс их поставки и использования».
По словам руководителя направления Oracle Utilities Global Business Unit в СНГ Ольги Стариковой, востребованы шесть типов бизнес-приложений:
ERP-система для контроля и управления затратами с акцентом на управление ремонтами, логистикой и финансами;
решения, автоматизирующие выставление счетов с возможностями проследить всю цепочку от ведения приборов учета, снятия и выверки показаний до платежей, а также управлением взаимоотношениями с потребителями;
системы управления мобильными ресурсами для эффективного управления бригадами, работающими на объектах. Решения предлагают варианты оптимальной комплектации бригад, планирования работ, организации оперативных аварийно-восстановительных работ, сокращение маршрутов, диспетчеризацию и контроль выполнения работ, фиксацию уже выполненных работ;
системы бизнес-аналитики, причем не только для формирования регламентированных и сводных отчетов для предоставления акционерам компании, регулирующим органам и органам исполнительной власти, но и для контроля операционной деятельности, анализа эффективности;
системы управления мобильными ресурсами. Например, одна из московских уборочных организаций завершает внедрение подобного решения, позволяющего отслеживать перемещение и скорость движения уборочной техники, оперативно формировать маршруты с учетом текущей ситуации на дорогах;
«интеллектуальные» надстройки, ориентированные на экономию ресурсов. Они используют технологии Smart Grid («Умные сети») и Smart Metering («Умные измерения»). Элементы концепции экономии входят в новый закон «Об энергоэффективности и энергосбережении». Соответственно, появились системы, позволяющие проводить программы энергосбережения.
Если говорить предметнее, то на данном этапе развития сектор ЖКХ, даже в лице своих наиболее «продвинутых» представителей, озабочен скорее собираемостью дохода, а не рентабельностью. Отсюда акцент на автоматизацию именно сбыта. Наиболее востребованные функции перечисляет руководитель направления департамента решений Microsoft компании GMCS Бэла Темирканова: «Автоматизация сбытовой деятельности позволяет: в режиме онлайн отслеживать дебиторскую задолженность по группам абонентов, по каждому абоненту, в разрезе договоров; проводить сопоставление выручки в виде диаграмм, временных трендов; отслеживать скорость и сроки погашения дебиторской задолженности, а также рассчитывать упущенную выгоду, связанную с несвоевременным взиманием дебиторской задолженности». Следующий шаг – ликвидация кассовых разрывов. По словам Бэлы Темиркановой, автоматизация сбыта позволяет увязать поступление платежей от абонентов с выплатами поставщикам за оказанные услуги. Такой подход дает возможность сопоставить периоды оборачиваемости «дебиторки» и «кредиторки».

О наболевшем. Справочники – бич всех компаний ЖКХ. Чем крупнее компания, а это обычно сервисное предприятие, например поставщик электроэнергии или воды, тем масштабнее проблема. Бухгалтерия каждого филиала живет своей жизнью, центральный офис видит только верхний срез данных, без детализации. Единого информационного пространства просто нет. В результате любой проект внедрения корпоративной информационной системы начинается с создания общих для всей компании справочников, классификаторов, нормативов. Например, в многофилиальной компании до внедрения сис­темы в каждом филиале ответственный за товарно-материальные ценности (ТМЦ) бухгалтер вел свой справочник ТМЦ. Во время внедрения ERP-системы из множества этих справочников требовалось создать один, очистить его от дубликатов, разработать новую систему классификации и кодификации. «Это сотни тысяч записей, и только один справочник, – делится опытом Ольга Старикова. – А ведь требуется нормализовать десятки таких справочников».
В силу отсутствия опыта систематизации данных на корпоративном уровне заказчик часто не в состоянии оценить достаточную степень детализации. Одна компания потратила немало денег и труда на описание оборудования практически до гайки для системы управления ремонтами. «В результате программа способна обработать этот объем данных, но вот люди справиться с такими детальными результатами не в состоянии», – рассказывает Ольга Старикова.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль