Модем – двигатель прогресса

68
Интернет. Жажда общения заставляет расти сумасшедшими темпами число пользователей беспроводного интернета. Наиболее популярны USB-модемы. Между сетями WiMAX и 3G сохраняется статус-кво.

Население Центральной части России и городов-миллионников становится все более требовательным к интернет-доступу. «Люди хотят просматривать фотографии женщин и автомобилей с все большим разрешением», – шутит ведущий аналитик Mobile Research Эльдар Муртазин. Однако появилась прослойка пользователей, которая приносит удобство в жертву скорости. Удобство, которое обеспечивает беспроводной доступ. В России услуга предоставляется сотовыми операторами, которые торгуют 3G-модемами для ноутбуков. Объем интернет-трафика, проходящий через телефоны, несущественен. В Москве, где «третье поколение» радиосвязи пока пребывает в зачаточном состоянии, царит WiMAX от «Скартела» (брэнд Yota) и немного от «Комстар-ОТС», а также CDMA от «Скай Линка». Всего в России, по оценке J’son & Partners Consulting, по итогам 2009 года было 4,39 млн пользователей беспроводного интернета (без учета телефонов с поддержкой 3G).

Столичные привилегии. Жители Москвы, как всегда, оказались в выгодном положении по отношению ко всей стране: стоимость мегабайта от WiMAX ниже 3G. Но поскольку широкополосные операторы ориентированы на безлимитный доступ, то их тарифы выше, чем у «Большой тройки». В результате WiMAX-операторы получают больший ежемесячный доход с абонента (ARPU). Правда, 3G заставляет идти на уступки. «После выхода «Большой тройки» с услугами 3G месячный счет пользователя несколько снизился в связи с выводом на рынок более дешевых тарифов. На сегодня ARPU абонента на интернет-тарифах составляет 674 рубля», – рассказывает Юрий Хромов, заместитель генерального директора «Скай Линка». По данным оператора «Комстар-ОТС», его пользователи в среднем тратят на услугу WiMAX от 300 до 500 рублей в месяц.
По оценкам J’son & Partners Consulting, абонентская база мобильного WiMAX за 2009 год выросла с 8 тыс. человек до 300 тыс. Фиксированный WiMAX (предусматривает подключение в радиусе действия определенной базовой станции, а при перемещении из одной зоны в другую связь разрывается и устанавливается заново) менее перспективен. Число его поклонников росло гораздо медленнее рынка – на 20% до 88,7 тыс. абонентов.
Будущее явно за мобильным WiMAX (стандарт IEEE 802.16e-2005). «У российских операторов есть шанс сократить отрыв от конкурентов на мировом рынке и обеспечить населению доступ к услугам на качественно новом уровне, – считает Юрий Хромов. – Но только если регулятором будет принято решение о применении принципа технологической нейтральности (пока регулятор считает, что четвертое поколение сетей связи должно работать на отечественном оборудовании – «Ф.»), что позволит ускорить переход к LTE».

Региональный вал. Производственные показатели операторов «Большой тройки» подтверждают прогнозы динамики спроса на передачу данных в 3G. «За 2009 год общий трафик передачи данных в сетях «Мегафона» вырос в 3,3 раза до 5,56 терабайт по сравнению с 2008 годом, – рассказывает руководитель департамента бизнес-коммуникаций оператора Роман Проколов. – Более 60% трафика в конце 2009 года передавалось по сетям 3G».
Несмотря на лимитированную дороговизну интернета от сотовых операторов, модемы прекрасно раскупаются. Пользовательская ARPU (среднемесячная выручка от одного абонента), по оценкам J’son & Partners Consulting, снизилась в 2009 году на 14% до 500 руб­лей. «Среди абонентов беспроводного интернета быстрее всего росло число пользователей USB-модемов с поддержкой 3G. За прошедший год оно утроилось», – говорит Виталий Солонин, ведущий консультант аналитической компании. «Доля трафика 3G через USB-модемы в среднем за 2009 год составила около 80% и имеет тенденцию к повышению при запуске безлимитных тарифных планов», – подтверждает директор по развитию продаж мобильного интернета «Вымпелкома» Игорь Пилюгин. У оператора на конец 2009 года оказалось более 1 млн активных пользователей USB-модемов, 3G-трафик через них возрос за 2009 год приблизительно в 3 раза.
Только 13% российских интернет-абонентов «Вымпелкома» заходят в интернет через телефон, остальные предпочитают модемы. «Трубочники» не желают тратиться на интернет. По оценкам J’son & Partners Consulting, их интернет-ARPU на порядок ниже: 50 рублей в месяц. Правда, эти расчеты делались с учетом всех активных sim-карт. Между тем интернет-доступом в сотовых сетях с телефонов пользуются не более четверти абонентов. Например, число активных пользователей мобильного интернет-доступа «Мегафона» в начале 2010 года составляло 12 млн человек c ARPU 320 рублей при общей абонентской базе в 51 млн. У МТС – 15 млн и 69 млн соответственно. Чем дороже устройство, тем выше доход с абонента. «Трафик пользователей iPhone после запуска сетей 3G вырастает в 5 раз», – уточняет Игорь Пилюгин.

Сетевой предел. И для широкополосного доступа, и для сотовой связи на первое место выходит пропускная способность. Заявленная скорость вряд ли может служить ориентиром. «Лавинообразный рост трафика требует пересмотра архитектуры подсистемы пакетной коммутации мобильной сети, чтобы как можно меньшее количество элементов сети требовало расширения. То есть внедряются решения по оптимизации маршрутов прохождения трафика (Direct Tunnel, HSPA offload, GPRS Acceleration), – объясняет Игорь Пилюгин. – Во-вторых, требуется значительное расширение пакетной транспортной сети, обеспечивающей связь компонентов мобильной сети между собой и интернетом». А ведь число абонентов будет только расти: сейчас рынок находится на стартовых позициях и до точки насыщения еще годы.
Больше всех инвестировать в сети в 2010 году намерены МТС. Общий объем капвложений компании на 2010 год составит 22–24% выручки, или $2,3–2,6 млрд. Деньги идут и на транспортную сеть, и на беспроводную составляющую. На втором месте «Мегафон» с инвестпрограммой в 50 млрд рублей. «Мы занимаем треть рынка беспроводного интернета, – оценивает долю своей компании Роман Проколов. – И намерены стать лидерами в сегменте мобильного интернета и развитии сетей 3G в России. В 2010 году компания направит на развитие сетей третьего поколения более 25 млрд рублей». Отягощенный долгами «Вымпелком» в хвосте. Его капитальные затраты в 2010 году составят 15–18% выручки, или $1,4–1,7 млрд. «На развитие сетей третьего поколения в России планируется пустить четверть от общего объема запланированных капвложений», – говорит Игорь Пилюгин. Хотя именно у «Вымпелкома» отсутствует полноценное безлимитное предложение, а 1 Мб обходится в среднем в 5 рублей. Велика вероятность, что в 2010 году оператор будет сдавать позиции в пользу конкурентов. А «Скай Линк» заявляет, что его сеть прекрасно держит нагрузку и сегодня не нуждается в масштабном инвестировании. «Мы охватываем более 6 тыс. населенных пунктов, основные вложения были сделаны в предыдущие годы. Во всех регионах есть необходимый ресурс емкости сети», – говорит Юрий Хромов. Оператор будет наращивать емкость по мере роста подключений и объемов трафика.

 

Основные тарифы на беспроводной интернет-доступ в Москве

Оператор

Тариф

Стоимость,
руб./мес.

Лимит

Ориентир входной скорости, кбит/с

Скартел

Yota Мини

900

Безлимитный

500–1000

Yota Макс

500

Безлимитный

Yota День

50 (в день)

Безлимитный

Скай Линк

Проще простого

4,6

1 Мб в дневное время

500–700

Легкий интернет

1–3

1 Мб

Миг 600

750

600 Мб

250 Мб

500

250 Мб

1000 Мб

1200

1 Гб

2000 Мб

1800

2 Гб

4000 Мб

3000

4 Гб

Безлимитный интернет

2700

Безлимитный

Коммуникатор

1990

60 Мб

Комстар

WiMAX S

0,5

1 Мб

3000

WiMAX M0

90

0,3 Гб

WiMAX M1

300

1 Гб

WiMAX M3

700

10 Гб

Мегафон

Мегафон-модем

140

40

80–130

Модем Плюс

300

100 Мб

МТС

Безлимитный интернет

900

Безлимитный

80–130

Интернет-беспредел

1900

Безлимитный

i-Онлайнер

1490

1 Гб

Онлайнер

2,35

1 Мб

Вымпелком

В рамках телефонных тарифов

2,5–4,95

1 Мб

80–130

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль