Госслон на рынке интернет-закупок

85
Бюджет. Крупнейший покупатель в любой стране – государство. В прошлом году бюджет сделал приобретений на 4 трлн рублей. Но через независимые площадки прошло не более 0,5% госзаказа.

Государственные закупки крайне неохотно перекочевывали в интернет. По оценке заместителя генерального директора «Единой электронной торговой площадки» (ЕЭТП) Андрея Черногорова, до 1 июня 2009 года через Всемирную паутину размещалось не более 5% государственного заказа. Сумма все равно приличная: по словам статс-секретаря – замминистра экономического развития Анны Поповой, объем госзаказа в 2009 году составил 4 трлн рублей.
С 1 июля 2009 года федеральные власти в обязательном прядке закупают через электронные торговые площадки товары, работы и услуги из перечня, утвержденного правительством. «С 1 июля по 31 декабря 2009-го на трех электронных площадках (утвержденных постановлением правительства № 755-р от 1 июня 2009 года) было проведено торгов на сумму около 2 млрд рублей. Из них на нашей площадке прошло более 600 аукционов на сумму 1,39 млрд рублей», – рассказывает Андрей Черногоров. То есть через электронные торговые системы в целом по стране прошло меньше процента госзакупок.
Однако 2010 год отразил резкое улучшение динамики: постановление стало выполняться. «С начала года через системы электронной торговли совершено бюджетных закупок на сумму около 20 млрд рублей», – оценивает председатель совета директоров ОАО «Центр развития экономики» (B2B-Center) Александр Бойко. Скорее всего, цифра занижена: объем торгов с госучастием только на «Единой электронной торговой площадке» (ЕЭТП) составил 25,6 млрд рублей.
Во втором полугодии к федеральным властям присоединятся региональные. Примечательно, что еще до эпохи «обязаловки» регионы пользовались электронными площадками активнее центра. «Москва (как регион-покупатель) до эксперимента проводила более 2000 торгов в год», – говорит Анд­рей Черногоров. Экономить заставил кризис.

Технология отката. Эффективность элект­ронных закупок можно оценить как разницу между стартовой ценой и стоимостью заключенного контракта. По статистике ЕЭТП, средняя экономия по ее торгам составляет около 18%. Руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев подсчитал, что в результате контроля со стороны его ведомства экономия госбюджета на закупках в 2009 году составила 500 млрд рублей. Начальник управления по контролю за размещением госзаказа ФАС Михаил Евраев считает, что использование электронных торгов позволит экономить ежегодно около 1 трлн рублей.
Только один нюанс. В случае госзакупок стартовая цена зачастую гораздо выше рыночной. Поэтому цена победителя тендера также частенько превышает рыночную. Разница между рыночной ценой и настоящей ценой контракта делится между участниками. Эта технология дублируется и на независимых электронных площадках. Однако можно создать специальные алгоритмы отслеживания «серых» тендеров, благо опыта накоплено достаточно. «Если в процедуре только одно предложение от исполнителя, пусть и гораздо ниже стартовой цены, – никакой экономии здесь нет. Если участники долго торгуются от завышенной стартовой цены, а потом приходит другая компания, делает ставку и побеждает, – то и в этом случае экономия отсутствует. Снижение по одному из наших аукционов составило 98%, такого быть не должно», – делится опытом Александр Бойко. Таким образом, тендер можно считать прозрачным только в том случае, если в торгах участвовало несколько исполнителей, демонстрировалось снижение цены с балансированием около некоторого порогового значения. Никаких резких ценовых всплес­ков, внезапных побед быть не должно.
Ужесточившиеся экономические условия заставляют участников торгов «огрызаться» на подобные экзерсисы. Например, в сентябре 2008 года, в разгар падения рынка, «Росинформтехнологии» решили провести открытый аукцион на поставку программного и аппаратного обеспечения для развития системы мониторинга СМИ. В тендере участвовали всего две организации – «Медиалогия» (аффилирована с IBS Group) и Cognitive Technologies, выиграла последняя. Изначально сумма контракта составляла 40 млн рублей, но компания-победитель снизила ее до 15 млн. Однако в процессе заключения контракта, по рассказам руководства Cognitive Technologies, заместитель руководителя агентства Евгений Караваешников (уволился в апреле 2010 года) заявил: победителем контракта должна была стать «Медиалогия», которой агентство задним числом собиралось оплатить уже проведенную модернизацию системы. Cognitive Technologies не отказалась от выполнения контракта. Тогда «Росинформтехнологии» подали в суд, который, правда, встал на сторону исполнителя. Параллельно агентство провело внеплановый тендер на 30 млн рублей, выставив лот «Функциональное развитие подсистемы мониторинга СМИ в специальных целях». «Медиалогия» не осталась голодной.
«Восстание рабов» постепенно приобретает массовый характер. Вдобавок к добросовестным участникам возникла прослойка профессиональных шантажистов. Родился новый способ заработка на угрозах обжалования результатов аукционов. В ответ в апреле этого года ФАС и Минэкономразвития приняли решение в течение полугода ввести плату за обжалование действий госзаказчика для участников аукционов (в том числе электронных) и конкурсов по госзакупкам.
Сговор возможен не только между заказчиком и исполнителем, но и между участниками. Например, в 2009 году шесть строительных организаций Алтайского края договорились участвовать в аукционах по очереди. В аукционах участвовала только одна из шес­ти компаний, а представители остальных пяти присутствовали при заключении контракта. По-видимому, во избежание недоразумений. Первым возмутился Барнаульский юридический институт МВД, который три тендера подряд смог сэкономить только 0,5–1% от стартовой суммы. ФАС оштрафовала всех участников дружного картеля.
В то же время существуют вполне естественные причины для масштабного снижения цен. Анд­рей Черногоров напоминает, что престижность госконтрактов тоже оказывает влияние на конечную цену. «Падение в процессе торгов происходит за счет отказа поставщиков от возможной прибыли. Чтобы выиграть госконтракт, они соглашаются на нулевую рентабельность», – объясняет Андрей Черногоров. Например, АКГ «Созидание и развитие» выиграла контракт Совета федерации на подготовку законопроекта о радиочастотном спектре. Контракт не был прибыльным, но позволил компании нарастить вотум доверия.

Эталоны прозрачности. Закупки через независимые торговые площадки – признак экономической и даже политической зрелости государства. Однако реформа обошлась в немалую сумму, которую тоже надо учитывать при оценке эффективности госзакупок. «Почему никто хотя бы ориентировочно не прикинет, сколько дополнительных расходов принесла реформа госзаказа. Это и затраты на увеличившийся аппарат ФАС, расходы на семинары, экспертов и консультантов, на постоянное обучение и переобучение заказчиков в связи с постоянно меняющимся законодательством, на усложнившиеся и удлинившиеся во времени процедуры. И, конечно, расходы на взятки», – сетует председатель совета директоров межотраслевой торговой системы «Фабрикант» Сергей Габестро.
Еще один момент – принадлежность электронной торговой площадки. Если оператор системы – заказчик, то о прозрачности можно забыть. Естественно, корпоративная площадка в первую очередь преследует интересы собственника. А последнему удобнее работать с проверенными партнерами. По этой причине постепенно число участников снижается, требования к ним мигрируют в сторону предопределенности выбора. И со временем неизбежно создаются все условия для сговора. «Сейчас менее 0,05% госзаказа размещается через независимые электронные площадки», – оценивает Андрей Черногоров. У организаторов независимых электронных площадок уже сформировалось мнение о степени прозрачности закупок того или иного госучреждения. «Наиболее прозрачные системы закупок выстроили Министерство чрезвычайных ситуаций, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральное медико-биологическое агентство и Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка», – отмечает Андрей Черногоров. Сергей Габестро называет Министерство обороны и «Росатом». «Минобороны по собственной инициативе с начала 2009 года активное внедряет электронные торговые процедуры как в госзаказе, так и в корпоративном секторе. Это тысячи процедур, это несколько сотен новых поставщиков, львиная доля которых – производители», – говорит он.
При претензиях на прозрачность в открытом доступе нет систематизированной информации по ходу торгов. «Данные о госзакупках (общий объем, объем проведенных электронных аукционов в разрезе заказчиков, регионов, эффективность, количество участников всего, в том числе в среднем в лоте у заказчика) должны быть доступны в режиме онлайн на сайте zakupki.gov.ru», – считает Сергей Габестро. С другой стороны, правительство постаралось купировать возможность сговора участников электронных аукционов: все торговые системы допускают к участию поставщика с любого компьютера, обеспеченного доступом к интернету. Лишь при определении победителя стороны «расписываются» электронными цифровыми подписями (ЭЦП).

Перспективы. В 2010 году объем госзаказа сохранится на уровне прошлого года. Глядя на динамику, представители торговых систем ожидают, что через их площадки пройдет около 75% госзакупок. По оценкам Минэкономразвития, объем госзаказа в 2010 году на всех трех уровнях власти (федеральный, региональный и муниципальный) составит более 5 трлн рублей. Правительство утвердило перечень товаров и услуг, например лекарства, медицинское оборудование, несложные строительные работы, которые в обязательном прядке будут приобретаться через электронные торговые площадки. «В 2010 году на электронных аукционах будет размещено около 3 трлн рублей бюджетных средств», – прогнозирует Андрей Черногоров.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль