text
Журнал

Артем Федоров об идеальном банке и статистике

  • 1 августа 2015
  • 78

Социологи рисуют портрет «идеального» банка. Больше всего на него похожи «госы». Это не реклама. Это проблема

В финансовом мышлении россиян пытались разобраться ВЦИОМ и АСВ – запутанная картина получилась. Итак, для 44% респондентов ключевой фактор при выборе банка – участие в его капитале государства. Участие же в системе страхования вкладов – третий по популярности критерий (25%). Правда, проще перечислить банки, которые в эту систему не входят. Получается, рес­понденты больше доверяют государству-акционеру, чем государству-гаранту? Не совсем так. Дело в том, что о страховании вкладов ничего не знает примерно половина опрошенных. Еще 30% «что-то об этом слышали, но ничего конкретного сказать не могут». В результате факт существования ССВ влияет на инвестиционное поведение лишь 8% респондентов. В АСВ не склонны говорить о провале информационной кампании, по мнению специалистов агентства, знание стало «фоновым».

Дело не только в доверии.
С «государственностью» хорошо сочетается вторая по важности характеристика «идеального» банка – выгодные условия по кредитам (ее назвали 27% опрошенных). Но загадочна душа русская. 65% участников того же опроса уверяют, что за последние три года не занимали у банков. Отношение к кредитам у 29% респондентов «не изменилось и остается скорее отрицательным», у 26% – «скорее положительным», у 15% ухудшилось и только у 4% улучшилось. По подсчетам социологов, в 2005–2007 годах проникновение кредитования в народ было более глубоким, чем в 2007–2010-м. Однако эти данные плохо «бьются» с официальной статистикой ЦБ: остаток задолженности по розничным кредитам на 1 марта 2010-го был на 40% больше, чем на 1 марта 2007 года. Стали занимать реже, но больше?
Если условия по кредитам так важны для россиян, логично предположить, что они готовятся к потребительскому буму. Но в то же время в АСВ полагают: «При сегодняшнем дефиците инвестиционных проектов банки в текущем году могут столкнуться с избыточным предложение денег со стороны населения, что вынудит их устанавливать фактически «заградительные» ставки по депозитам». Интересно, что только 12% вкладчиков отреагируют на снижение доходности увеличением потребления, 11% – сменят стратегию накопления. Но самый большой процент – 28% – просто не знают, что делать в такой ситуации. Скорее всего, ничего, будут постепенно отдавать тот бонус к инфляции, который им банки «подарили» в кризис. Именно так собираются поступать еще 27% опрошенных. Удивляться нечему – 24% россиян копят «на всякий случай», четкой цели нет, отсюда и пассивность. А вообще тезис об «избыточном предложении денег» плохо соотносится с другим выводом социологов: доля граждан, способных сберегать, сократилась по сравнению с докризисным временем с 47 до 41%.
Кризис повлиял и на другие клиентские парамет­ры россиян – они стали менее притязательными. В 2007 году «высокое качество обслуживания» было ключевой характеристикой для 33%, теперь для 21%. Это, конечно, плюс неповоротливым госгигантам, но есть для них и минус – люди стали придавать меньше значения разветвленности офисной сети.

Методические рекомендации по управлению финансами компании

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Вам предоставлен неограниченный доступ к «Системе Финансовый директор»

Активируйте доступ прямо сейчас.
Завтра он сгорит!

 
10:11:49


Также, вы сможете прочитать свежий номер журнала Финансовый Директор, архив с 2008 года, скачать книги и формы документов, а также воспользоваться всеми сервисами  для подписчиков.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.