ВВП: итоги «нулевых»

95
Ким Анна
Автор: Ким Анна
Рэнкинг. Свежая статистика МВФ должна разочаровать Владимира Путина и Андрея Илларионова. Удвоить размеры экономики Россия не смогла, равно как и обогнать в производительности Португалию.

По итогам 2008 года Россия занимала шестое место в списке крупнейших экономик мира, но в прош­лом году скатилась на седьмое, пропустив вперед Великобританию. Таковы свежие данные, опубликованные МВФ 21 апреля. С учетом паритета покупательной способности1 российская экономика почти одного размера с французской и почти на две трети больше канадской.
Менее радостная картина получается, если проранжировать страны в соответствии не с абсолютным размером ВВП, а с его величиной на душу населения. Россия заняла в этом рэнкинге 52-ю строчку с $14,9 тыс. – сразу за Литвой и перед Аргентиной. Разумеется, годы нефтяного благополучия не прошли даром: в 2000 году среднедушевой показатель ВВП не превышал $7,8 тыс., что ставило Россию лишь на 66-е мес­то – ниже Турции, Чили, Венесуэлы и других развивающихся стран. Всех их удалось обогнать за «нулевые». Партнеров по БРИК Россия в рэнкинге также заметно опережает: Бразилия на 76-й строчке, Китай – на 100-й, Индия – только на 129-й. Правда, Поднебесная наращивает эффективность своей экономики быстрее всех, прежде всего благодаря массивным инвестициям, в том числе в технологии и инфраструктуру. Ее среднедушевой ВВП вырос за десять лет в 2,8 раза.
Печально, но догнать и перегнать Португалию, как того хотел некогда советник президента Андрей Илларионов, не получилось. Ее ВВП на душу населения все еще в полтора раза больше, чем у России. Правда, отставание удалось сократить: в 2000 году оно было более чем двукратным.

Удвоения не вышло. Другая давняя мечта российского руководства также не сбылась: с 2000-го по 2009 год российский ВВП увеличился примерно в полтора раза в абсолютном значении. Примерно схожим, судя по данным МВФ, был результат таких стран как Литва, Киргизия и Румыния. Призрачность надежды на выполнение задачи, поставленной в 2003 году Владимиром Путиным, стала очевидной еще года три назад: уже тогда выяснилось, что успех принесут только двузначные темпы роста. Кризис же окончательно развеял все иллюзии: в 2009 году российская экономика упала на 7,9%.
Между тем в некоторых странах мира, где удвоением ВВП вряд ли кто-то озадачивался, фокус более чем удался. Наиболее заметным, разумеется, стал бум в Китае, где экономика почти все докризисное время росла темпами, превышающими 10%, и даже кризис внес в эту производственную машину лишь временный незначительный сбой. Однако данные МВФ показывают, что вовсе не китайцы совершили самый большой рывок за «нулевые» годы. Так, лидер нашего рэнкинга – Катар – нарастил ВВП в 2,5 раза. Наряду с Экваториальной Гвинеей и Анголой он выжал максимум из роста цен на энергетическое сырье. Интересно и другое. В число «сверхскоростных» стран попало немало соседей России по постсоветскому пространству: от нефтегазовых Азербайджана (рост в 3,6 раза) и Туркмении (в 3 раза) до Таджикистана. Удвоение последним своего ВВП особенно парадоксально, если учесть несметное число гастарбайтеров, трудившихся все эти годы на российской территории. В остальном же список самых динамичных экономик выглядит не очень привлекательно: в нем доминируют отсталые представители африканского континента. К этому, впрочем, надо отнестись со здоровым скепсисом. Оценки ВВП в таких странах не вполне надежны из-за большой доли неформальной и теневой экономики (см. «Светлая альтернатива ВВП»).

Хитрости лидеров. В чем же секрет высокой производительности экономик, попавших в самую верхнюю часть рэнкинга? Ведь, чтобы достичь их уровней, России пришлось бы не удваивать, а как минимум утраивать свой показатель среднедушевого ВВП. Довольно простое объяснение – малочисленное население в таких странах, как Катар, Люксембург и Бруней, – не назовешь удовлетворительным: ведь и во второй сотне рэнкинга много стран, где живут 1–2 млн человек и даже меньше. На самом деле разгадка кроется не столько в численности населения, сколько в доле иностранцев в рабочей силе. По некоторым оценкам, в Люксембурге и Брунее она может быть около половины, а в Катаре – и вовсе 90%. Гастарбайтеры принимают самое активное участие в создании ВВП этих стран, но не учитываются (или учитываются лишь частично) в статистике их населения. Это характерно и для других стран Ближнего Востока, живущих нефте- и газодобычей. Возможности больших стран, в том числе России, пользоваться таким преимуществом объективно невелики.
Другой, более очевидный секрет успеха кроется в структуре наиболее производительных экономик. Особенно бросается в глаза присутствие в десятке сильнейших большого числа региональных финансовых центров (Люксембург, Сингапур, Швейцария, Гонконг). В целом же для стран, занимаю­щих «верхушку» рэнкинга, характерна значительная доля в ВВП услуг и промышленных секторов с высокой добавленной стоимостью. Россия вот уже не первый десяток лет обозначает цель диверсификации своей экономики, но на деле продвигается к ней исключительно медленно. Это отдаляет ее не только от первой десятки рэнкинга, но и от стран бывшего социалистического блока – Словении, Чехии, Словакии, Венгрии, Польши.

 

1 Показатели, рассчитанные по паритету покупательной способности (ППС), позволяют проводить международные сопоставления ВВП более корректно, чем полученные с применением курсов валют. На последние могут влиять, например, государственная политика или спекулятивные потоки капитала. ППС же отражает разницу в уровнях цен: в упрощенном виде он представляет собой соотношение стоимости одной и той же корзины товаров и услуг в двух странах.

 

Рэнкинг стран по размеру ВВП на душу населения, 2009 г.

 

Страна/территория

Население, млн чел.

ВВП в текущих ценах, $ млрд

ВВП, $ млрд по ППС

Рост/снижение реального ВВП в 2009 г., %

ВВП, $ тыс. по ППС на душу населения

1

Катар

1,22

83,9

102,1

+9,0

83,8

2

Люксембург

0,50

51,7

38,8

-4,2

78,4

3

Норвегия

4,84

383,0

254,5

-1,5

52,6

4

Сингапур

4,75

177,1

240,0

-2,0

50,5

5

Бруней

0,40

10,5

19,7

-0,5

49,1

6

США

307,37

14256,3

14256,3

-2,4

46,4

7

Швейцария

7,32

494,6

314,9

-1,5

43,0

8

Гонконг (в составе КНР)

7,07

210,7

302,0

-2,7

42,7

9

Нидерланды

16,48

794,8

658,2

-4,0

39,9

10

Ирландия

4,44

227,8

175,1

-7,1

39,5

11

Австралия

21,88

997,2

851,2

+1,3

38,9

12

Австрия

8,30

381,9

322,5

-3,6

38,8

13

Кувейт

3,54

111,3

135,4

-2,7

38,3

14

Канада

33,69

1336,4

1281,1

-2,6

38,0

15

Исландия

0,32

12,1

12,1

-6,5

38,0

16

ОАЭ

4,91

230,0

179,3

-0,7

36,5

17

Швеция

9,22

405,4

331,5

-4,4

36,0

18

Дания

5,51

309,3

197,1

-5,1

35,8

19

Бельгия

10,81

470,4

382,7

-3,0

35,4

20

Великобритания

61,80

2183,6

2139,4

-4,9

34,6

21

Германия

82,03

3352,7

2806,3

-5,0

34,2

22

Франция

62,60

2675,9

2108,2

-2,2

33,7

23

Финляндия

5,35

238,1

179,6

-7,8

33,6

24

Япония

127,56

5068,1

4159,4

-5,2

32,6

25

Тайвань (в составе КНР)

23,12

379,0

736,0

-1,9

31,8

26

Греция

11,16

330,8

333,5

-2,0

29,9

27

Испания

45,83

1464,0

1360,6

-3,6

29,7

28

Италия

59,78

2118,3

1740,1

-5,0

29,1

29

Кипр

0,80

23,6

22,7

-1,7

28,5

30

Израиль

7,27

194,8

206,4

+0,7

28,4

31

Республика Корея

48,76

832,5

1364,1

+0,2

28,0

32

Словения

2,02

49,2

55,7

-7,3

27,7

33

Бахрейн

1,04

20,2

28,1

+2,9

27,1

34

Новая Зеландия

4,32

117,8

115,4

-1,6

26,7

35

Багамские острова

0,34

7,3

9,0

-5,0

26,5

36

Оман

2,96

53,4

74,4

+3,4

25,1

37

Чехия

10,50

194,8

253,0

-4,3

24,1

38

Мальта

0,42

8,0

9,8

-1,9

23,6

39

Саудовская Аравия

25,52

369,7

592,6

+0,1

23,2

40

Португалия

10,64

227,9

232,7

-2,7

21,9

41

Словакия

5,42

88,2

115,1

-4,7

21,2

42

Сейшельские острова

0,09

0,8

1,7

-7,6

20,4

43

Тринидад и Тобаго

1,31

20,4

25,9

-3,5

19,8

44

Экваториальная Гвинея

1,28

12,2

23,7

+5,3

18,6

45

Венгрия

10,01

129,4

185,9

-6,3

18,6

46

Барбадос

0,28

3,6

5,0

-5,3

18,1

47

Польша

38,11

430,2

688,8

+1,7

18,1

48

Эстония

1,34

19,1

24,0

-14,1

17,9

49

Антигуа и Барбуда

0,09

1,2

1,5

-6,7

17,9

50

Хорватия

4,44

63,2

78,5

-5,8

17,7

51

Литва

3,34

37,3

55,2

-15,0

16,5

52

Россия

141,39

1229,2

2109,6

-7,9

14,9

53

Аргентина

40,13

310,1

584,4

+0,9

14,6

54

Чили

16,98

161,8

243,6

-1,5

14,3

55

Ливия

6,33

60,4

90,7

+1,8

14,3

56

Габон

1,48

11,0

21,1

-1,4

14,3

57

Латвия

2,26

26,2

32,2

-18,0

14,3

58

Ливан

3,86

33,6

54,9

+9,0

14,2

59

Ботсвана

1,82

11,6

25,4

-6,0

14,0

60

Малайзия

27,76

191,5

382,3

-1,7

13,8

61

Мексика

107,55

874,9

1465,7

-6,5

13,6

62

Сент-Китс и Невис

0,05

0,6

0,7

-5,5

13,4

63

Уругвай

3,35

31,5

44,0

+2,9

13,2

64

Белоруссия

9,48

49,0

120,8

+0,2

12,7

65

Маврикий

1,28

8,8

16,1

+1,5

12,5

66

Турция

70,54

615,3

880,1

-4,7

12,5

67

Венесуэла

28,61

337,3

349,1

-3,3

12,2

68

Румыния

21,42

161,5

255,2

-7,1

11,9

69

Болгария

7,57

47,1

90,1

-5,0

11,9

70

Панама

3,47

24,7

40,8

+2,4

11,8

71

Казахстан

15,57

109,3

182,0

+1,2

11,7

72

Иран

74,10

330,5

827,9

+1,8

11,2

73

Гренада

0,10

0,6

1,1

-7,7

10,7

74

Сербия

7,38

42,9

78,5

-2,9

10,6

75

Коста-Рика

4,62

29,3

48,9

-1,1

10,6

76

Бразилия

191,48

1574,0

2013,2

-0,2

10,5

77

Черногория

Н.д.

4,1

6,5

-7,0

10,4

78

ЮАР

49,32

287,2

505,2

-1,8

10,2

79

Сент-Люсия

0,17

1,0

1,7

-5,2

10,2

80

Доминика

0,07

0,4

0,7

-0,3

10,2

81

Сент-Винсент и Гренадины

0,11

0,6

1,1

-2,5

10,0

82

Азербайджан

8,97

43,1

85,8

+9,3

9,6

83

Македония

2,06

9,2

18,9

-0,7

9,2

84

Колумбия

44,98

228,8

402,0

+0,1

8,9

85

Доминиканская Республика

9,03

46,7

80,3

+3,5

8,9

86

Ямайка

2,71

11,9

23,8

-2,8

8,8

87

Суринам

0,52

3,0

4,5

+2,5

8,6

88

Перу

29,10

126,8

251,4

+0,9

8,6

89

Тунис

10,43

40,2

86,1

+3,0

8,3

90

Таиланд

66,98

263,9

539,9

-2,3

8,1

91

Эквадор

14,12

57,3

111,2

+0,4

7,9

92

Белиз

0,33

1,3

2,6

-1,1

7,7

93

Сальвадор

5,82

21,1

42,9

-3,5

7,4

94

Босния и Герцеговина

4,00

17,1

29,5

-3,4

7,4

95

Албания

3,19

12,2

22,8

+2,8

7,2

96

Тонга

0,10

0,3

0,7

-0,5

7,1

97

Алжир

34,98

140,8

240,3

+2,0

6,9

98

Гайана

0,77

2,0

5,1

+3,3

6,7

99

Намибия

2,08

9,5

13,8

-0,7

6,6

100

Китай (КНР)

1334,74

4909,0

8765,2

+8,7

6,6

101

Украина

45,71

116,2

289,7

-15,1

6,3

102

Египет

76,70

188,0

469,7

+4,7

6,1

103

Ангола

17,31

68,8

105,9

-0,4

6,1

104

Кирибати

0,10

0,1

0,6

-0,7

6,0

105

Туркмения

5,35

Н.д.

32,0

+4,2

6,0

106

Самоа

0,18

0,6

1,0

-4,9

5,8

107

Свазиленд

1,03

3,0

5,9

+0,4

5,7

108

Иордания

5,99

22,9

33,7

+2,8

5,6

109

Бутан

0,68

1,3

3,5

+6,3

5,2

110

Армения

3,27

8,7

16,2

-14,4

5,0

111

Мальдивы

0,35

1,4

1,7

-3,0

4,9

112

Сирия

20,37

52,5

99,5

+4,0

4,9

113

Гватемала

14,01

37,3

67,8

+0,6

4,8

114

Шри-Ланка

20,24

41,3

96,5

+3,5

4,8

115

Грузия

4,39

10,7

20,9

-4,0

4,8

116

Вануату

0,24

0,6

1,1

+3,3

4,7

117

Марокко

31,70

90,8

146,0

+5,2

4,6

118

Парагвай

6,28

14,7

28,5

-4,5

4,5

119

Боливия

10,23

17,6

45,6

+3,3

4,5

120

Фиджи

0,88

3,1

3,9

-2,5

4,4

121

Индонезия

231,55

539,4

962,5

+4,5

4,2

122

Гондурас

7,83

14,3

32,5

-1,9

4,2

123

Республика Конго

3,76

9,5

15,6

+7,6

4,1

124

Кабо-Верде

0,51

1,8

1,8

+4,1

3,6

125

Ирак

31,23

65,8

111,5

+4,2

3,6

126

Филиппины

92,23

161,0

324,7

+0,9

3,5

127

Монголия

2,69

4,2

9,4

-1,6

3,5

128

Вьетнам

87,21

92,4

256,6

+5,3

2,9

129

Индия

1199,06

1236,0

3526,1

+5,7

2,9

130

Молдавия

3,57

5,4

10,1

-6,5

2,8

131

Соломоновы острова

0,54

0,7

1,5

-2,2

2,8

132

Узбекистан

27,91

32,8

78,3

+8,1

2,8

133

Пакистан

163,77

166,5

435,8

+2,0

2,7

134

Никарагуа

6,33

6,2

16,6

-1,5

2,6

135

Восточный Тимор

1,09

0,6

2,7

+7,4

2,5

136

Джибути

0,80

1,0

2,0

+5,0

2,5

137

Йемен

23,69

25,1

58,2

+3,9

2,5

138

Судан

39,12

54,7

93,1

+4,5

2,4

139

Лаос

6,38

5,6

14,4

+7,6

2,3

140

Киргизия

5,37

4,6

12,1

+2,3

2,3

141

Нигерия

151,87

173,4

341,6

+5,6

2,2

142

Папуа-Новая Гвинея

6,34

7,9

13,7

+4,5

2,2

143

Камерун

19,93

22,2

42,8

+2,0

2,1

144

Таджикистан

6,50

5,0

13,7

+3,4

2,1

145

Мавритания

3,11

3,0

6,3

-1,1

2,0

146

Камбоджа

13,94

10,8

28,1

-2,5

2,0

147

Сан-Томе и Принсипи

0,16

0,2

0,3

+4,0

1,8

148

Сенегал

12,82

12,7

22,3

+1,5

1,7

149

Кения

35,88

32,7

62,1

+2,1

1,7

150

Кот-д-Ивуар

21,39

22,5

35,8

+3,8

1,7

151

Республика Чад

9,97

6,9

16,1

-1,6

1,6

152

Гана

23,11

15,5

35,8

+3,5

1,6

153

Замбия

11,97

13,0

18,5

+6,3

1,5

154

Бангладеш

164,71

94,5

241,3

+5,4

1,5

155

Бенин

9,38

6,7

13,6

+2,7

1,4

156

Гамбия

1,67

0,7

2,4

+4,6

1,4

157

Танзания

40,54

22,3

57,4

+5,5

1,4

158

Гаити

8,94

6,6

12,0

+2,9

1,3

159

Буркина Фасо

14,37

8,1

18,7

+3,2

1,3

160

Лесото

2,50

1,6

3,0

+1,4

1,2

161

Непал

27,91

12,6

33,6

+4,7

1,2

162

Мьянма

59,98

27,6

71,8

+4,8

1,2

163

Уганда

33,20

15,7

39,7

+7,1

1,2

164

Мали

13,67

9,0

16,0

+4,5

1,2

165

Коморские острова

0,67

0,5

0,8

+1,1

1,2

166

Руанда

9,79

5,2

11,3

+4,1

1,1

167

Гвинея-Бисау

1,61

0,8

1,7

+3,0

1,1

168

Гвинейская
Республика

10,61

4,4

10,5

-0,3

1,0

169

Эфиопия

82,81

32,3

79,0

+9,9

1,0

170

Афганистан

28,89

14,0

27,0

+22,5

0,9

171

Мозамбик

21,16

9,8

19,8

+6,3

0,9

172

Мадагаскар

20,75

8,6

19,4

-5,0

0,9

173

Малави

13,93

4,6

12,3

+8,0

0,9

174

Того

6,79

2,9

5,6

+2,5

0,8

175

Сьерра-Леоне

6,04

1,9

4,6

+4,0

0,8

176

Центрально-Африканская Республика

4,44

2,0

3,3

+1,7

0,7

177

Нигер

14,19

5,3

10,2

-0,9

0,7

178

Эритрея

5,16

1,9

3,5

+3,6

0,7

179

Либерия

3,67

0,9

1,6

+4,6

0,4

180

Бурунди

8,11

1,3

3,2

+3,5

0,4

181

Зимбабве

11,73

4,4

4,2

+4,0

0,4

182

Демократическая
республика Конго

64,77

11,1

21,5

+2,8

0,3

Источник: МВФ

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль