Проверить, оплатить, перевести! Рейтинг систем интернет-банкинга

85
Функционал. Снова апрель, и снова «Ф.» подводит промежуточные итоги банковской интернет-революции. Интрига сохраняется, вступить в борьбу за умы и кошельки пользователей, потеснив лидера, готовятся новые игроки.

Отечественные корифеи рынка интернет-банкинга поглядывают в сторону Обибанка – от этого небольшого игрока вскоре можно ждать технологических сюрпризов. ИФК «Метрополь» (акционер Обибанка) закрывает сделку по продаже 50% кредитной организации японской SBI Holdings, являющейся заметным игроком на рынке онлайн-банкинга в Стране восходящего солнца. В результате «Оби», который только в начале апреля ввел услугу по оплате мобильного телефона через веб-банк, может получить приличный импульс в развитии интернет-технологий. Правда, в «Мет­рополе» пока затруднились рассказать «Ф.», какие именно ноу-хау ждут от японцев.

Рост популяции. Еще в 2007 году SBI Holdings совместно с Sumitomo Trust & Banking запустила онлайновый SBI Sumishin Net Bank, который сумел за полтора года привлечь почти 640 тыс. клиентов. Объясняется все просто – кредитные организации вынуждены снижать издержки, что и стало стимулом для активного развития удаленных сервисов. Однако в России такие цифры – удел избранных. У отечественных лидеров интернет-банкинга – «Альфы», ВТБ24, «Уралсиба» – по 500–600 тыс. пользователей, несмотря на многолетний «стаж» работы. Отдельные впечатляющие цифры розничных игроков (например, Промсвязьбанк увеличил в 2009 году количество клиентов своего PSB-Retail в 3,5 раза) обусловлены скорее эффектом относительно низкой базы. По оценке начальника управления дистанционных каналов обслуживания Барклайс банка Ильи Демина, в России сейчас насчитывается не более 1,5 млн более-менее активных клиентов виртуальных банковских офисов.
И все же количество пользователей для ежегодного рейтинга возможностей интернет-систем не является принципиальным фактором. Объект интереса – их функциональность. Как и в прошлый раз (№ 15–16, 2009), он составлялся по принципу: чем больше возможностей по дистанционному управлению финансами дает банк, тем выше его место в таблице. Каждая функция веб-системы оценивалась в один балл. Но на этот раз важным фактором стала и востребованность этих опций (процент операций, совершаемых гражданами через интернет-банк). Если несколько кредитных организаций набирали одинаковое количество баллов, преимущество отдавалось той, у которой этот процент выше и которая заключила больше договоров с вендорами. Еще один немаловажный критерий – отзывы клиентов о «дружелюбии» интерфейса.

Опциональный перебор. За минувшие 12 месяцев в списке произошли значительные изменения. Правда, победитель прошлогоднего рейтинга – система «Телебанк» – остался на верхней строчке. Одно из основных преимуществ онлайн-офиса ВТБ24 – впечатляющая функциональность (например, за год в банке появилась возможность покупать ПИФы и управлять своими кредитами), которая, правда, привела к усложнению интерфейса. Эксперты предупреждали и раньше, что погоня кредитных организаций за постоянным увеличением «меню» может обернуться для клиентов сложностью работы с таким массивом информации. Один из собеседников «Ф.» рассказывает, что долго не мог понять, как заплатить за городской телефон в «Телебанке» – в списке платежей просто не находилось такой возможности.
У «бронзового» призера списка – PSB-Retail – таких проблем пока нет. Возможно, поэтому доля операций через удаленные каналы обслуживания в Промсвязьбанке приближается к 60% от общего количества операций граждан (этот показатель выше только у «Альфы», «Банка24.ру» и «Сити»). За год банк провел «тюнинг» – появилась возможность онлайн-заказа карт категории Gold, а также кобрэндингового «пластика» (например, с «Трансаэро»).
В спину тройке лидеров дышит Альфа-банк со своим «Альфа-кликом». Уступая ВТБ24 и Пром­связьбанку в части возможности переводов за рубеж или платежей в бюджет, «Альфа», тем не менее, продолжает постепенно расширять ассортимент – в мае «меню» кредитной организации пополнится сервисом, поз­воляющим открывать депозит и управлять им через интернет. Самый большой резонанс за минувший год вызвало «растворение» в недрах Альфа-банка интернет-офиса «Северной казны», до сих пор вызывающее стенания на специализированных форумах. Несмотря на многочисленную «паству» на Урале, команда ИБ «Северной казны» оказалась невостребованной новыми владельцами. А из ее возможностей Альфа-банк позаимствовал оплату коммунальных услуг в Екатеринбурге, интеграцию с системой «Город» в Челябинске и возможность выпустить виртуальную карту для покупок в интернете.
Часть клиентов «Северной казны», по словам игроков рынка, заполучил екатеринбургский «Банк 24.ру» (входит в группу «Лайф»), сумевший с ходу вскарабкаться на второе место в общем зачете. Привлечь внимание потенциальных клиентов кредитной организации есть чем – в «Банке 24.ру» один из самых широких списков партнеров: через интернет можно оплатить охранные услуги, учебу, страховку, расплачиваться на сайте знакомств loveplanet.ru или в социальной сети vkontakte, перечислять средства в благотворительные фонды и даже заплатить за услуги пейджинговой связи. «Мы стараемся сделать из банка точку онлайн-продаж, – рассказывает директор по информационным технологиями «Банка 24.ру» Николай Петелин. – Если клиент имеет положительную историю взаимоотношений с банком, то, когда он заходит в онлайн-банк, например, чтобы сделать перевод, мы ему сообщаем о заранее одобренном кредитном лимите на определенную сумму». Такая возможность появилась в банке в феврале. А в начале апреля стали возможны переводы средств через системы «Мигом» и Western Union без отрыва от домашнего или офисного компьютера. «Представляете, насколько это помогает разгрузить отделения», – говорит Николай Петелин.
Проявляют активность и другие банки – например, «Юникредит» в течение года увеличил количество пунктов в представленном «меню» до 18, что позволило ему переместиться сразу на десяток ступенек в нашем списке. Увеличивается и количество организаций, в адрес которых будут приниматься платежи, – сейчас у Юникредитбанка их 33, но в ближайшие несколько месяцев должно стать 130. А вот попытки заигрывания с клиентами в интернете Сбербанка получаются пока довольно неуклюжими. Впервые появившись в рейтинге «Ф.» в прошлом году на предпоследнем месте в таблице, финансовый гигант за год не сумел продвинуться. «Электронная сберкасса», хотя и получила более благозвучное название «Сбербанк Онлайн», сохранила все те же «болезни» – на интернет-форумах клиенты охотно делятся душераздирающими историями о технических сбоях при попытках оплатить какие-либо услуги или о том, что телефонного соединения со службой технической поддержки иногда приходится ждать целый месяц. По словам экспертов, сейчас в банке «целый зоопарк решений» – используются три технологических решения, на которых функционирует интернет-банкинг, что существенно осложняет работу. Однако «Сбер» не оставляет попыток стать более современным – в начале апреля банк заявил о намерении отказаться от сберкнижек, заменив их «пластиком», что позволит клиентам проводить операции по счетам и через «Сбербанк Онлайн». Выдержит ли наплыв клиентов веб-офис банка?
В нынешний список так и не попал один из главных «долгостроев» – «самый лучший в мире интернет-банк» от Владимира Фролова (экс-председатель совета директоров «Северной казны»). С осени прошлого года работа над ним кипит на платформе Инбанка (бывший «Уран»), правда, запуск проекта уже несколько раз откладывался. Это дало повод некоторым экспертам говорить о том, что самостоятельного запуска Инбанка и не будет, а Владимир Фролов якобы трудится в интересах «Номоса», проводя обкатку новой интернет-системы. Пока же «Номос» занимает в списке «Ф.» место в середине второго десятка.
Хитом последних месяцев все эксперты называют возможность пополнения электронных кошельков – благодаря законодателям интерес граждан к этой теме резко вырос. За год такая опция появилась в МБРР, «Юникредите», МКБ, «Райффайзене», Транскредитбанке и «Авангарде». В мае запускает услугу и «Барклайс». У клиентов Росбанка, «Сити», ВТБ24 и Пробизнесбанка данная возможность была и раньше.
Самыми популярными услугами в онлайне по-прежнему остаются пополнение счета мобильного телефона, платежи за интернет и коммуналку. Все более востребованными, по словам участников рынка, становятся внешние переводы (из топ-20 они пока недоступны клиентам МБРР, «Барклайса» и «Сбера»). В Райффайзенбанке стартовал «пилот» – по онлайн-открытию депозитов. «Люди заинтересованы в том, чтобы самостоятельно и оперативно управлять своими средствами», – объясняет интерес к таким опциям Илья Демин.
Банкиры готовы расширять предложение и дальше – опция покупки ПИФов за год появилась у «Уралсиба», «Юникредита», МДМ-банка, Банка Москвы. Многие кредитные организации пополнили свой ассортимент возможностью направлять средства на благотворительность. Правда, например, в PSB-Retail без комиссии перевести средства можно лишь в три организации, за пожертвования в адрес остальных придется заплатить.
Российские банкиры в поисках дальнейших предложений смотрят на Запад – там уже давно существуют сервисы дистанционной уплаты налогов, управления пенсионными накоплениями, страхования. Но иностранные идеи приживаются в России медленно. «Российским клиентам пока неинтересны, например, инструменты финансового планирования. У нас почти никто не пользуется приложениями для учета и планирования персональных финансов вроде Microsoft Money», – сетует Илья Демин.
Вряд ли широко востребованными в России станут приложения для iPhone – слишком узкий это рынок, считают эксперты. Хотя питерский банк СИАБ в марте запустил SIAB-Mobile для мобильных телефонов и iPhone, а также собственный интернет-банк. Кредитная организация ввела в действие процессинговый центр, не пожалев на это $3 млн, и сертифицировала специальную программу в Apple. Цели понятны, а до лидеров по количеству клиентов, можно сказать, рукой подать.

 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль