Союз страховщиков и банкиров пошатнулся

83
Риски. Союз страховщиков и банкиров пошатнулся, заставил усомниться в перспективах финансового супермаркета. Теперь страховые компании задумались о сбалансированности каналов продаж.

Союз страховщиков и банкиров зарождался несколько лет назад на почве потребительского бума. Они совместно пожинали плоды кредитного ажиотажа, охватившего россиян. Банки наращивали портфели розничных кредитов, а страховщики охотно страховали заемщиков. Выгода была обоюдной. Кредитные организации снижали собственные риски и наращивали темпы кредитования, плюс к этому получали неплохие комиссионные (в некоторых случаях они доходили до 45% и даже до 60%) и депозиты страховых компаний на собственных счетах. Страховщики же стремительно расширяли клиентскую базу. Такой клиент был им выгоден – его не надо убеждать в пользе полиса. Ведь зачастую речь идет о страховании залогового имущества. А процентная политика банков даже при кредитовании  в магазинах или по пластиковым картам делала «выгодным» страхование жизни и здоровья. И в лучшие времена, по экспертным оценкам, объем премий, собранных страховщиками через банковский канал, составлял примерно 20–30% от общих сборов.
Но сейчас времена далеко не лучшие. В 2008 году канал начал мельчать. По оценкам «Автостата», рынок автокредитования – ключевой во взаимоотношениях страховщиков и банков – за 2009 год сократился в четыре раза: с $20 млрд до $5 млрд. Еще больше просела ипотека. По данным ЦБ, в 2009 году банки предоставили гражданам жилищные ссуды на сумму 182,2 млрд рублей против 756,8 млрд годом ранее. «Рынок банковского страхования сокращался пропорционально уменьшению кредитных портфелей банков», – свидетельствует начальник управления банковского страхования «Согаза» Валерий Ермаков.

Пролонгация как панацея. Точных данных, впрочем, нет ни в Росстрахнадзоре, ни тем более  в Центробанке. По оценкам экспертов «ВТБ Страхование», сужение рынка в этом сегменте составило  15–20%. Аналитики «Ресо-гарантии» говорят о при- мерно 30%. А специалисты «Росно» еще более пессимистичны. «Падение этого рынка в 2009 году составило около 50%. Наибольшее сокращение произошло  в так называемом сегменте залогового страхования – ипотеке, автокредитовании и кредитование юридических лиц. Например, ряд банков, в том числе из  30 крупнейших, либо закрыли свои программы по ипотеке, либо сделали условия по ним запретительными», – сетует заместитель руководителя московской региональной дирекции «Росно» Юрий Клейн.
Но падение объемов кредитного страхования связано прежде всего со сворачиванием автопрограмм.  «В условиях, когда автострахование составляло более 70% поступлений по банковскому каналу продаж, кризис существенно сказался на объемах рынка. При сокращении продаж новых автомобилей (почти вдвое в 2009 году) одновременно сократилась и доля реализации машин в кредит», – комментирует начальник управления продаж через финансовых посредников компании «ВТБ Страхование» Петр Антонец.
Падение могло оказаться еще более серьезным. В прошлом году от него уберег относительно долговременный характер автокредитования. Бум продаж пришелся на 2007–2008 годы. Большинство ссуд выдавалось на три года, поэтому страховщики в 2009-м продолжали получать страховые взносы по старым договорам. Их выручила пролонгация полисов. Аналогичная ситуация в ипотечном страховании. Новых клиентов почти не прибавилось. Но те компании, которые уделяли внимание пролонгации, не растеряли свою клиентскую базу. «Плате-жи по ранее заключенным договорам продолжают  поступать, и это спасает весь сегмент от обвала», – считает Петр Антонец. По прогнозам экспертов, такая же ситуация сохранится и в этом году. А вот  к 2011-му следует ожидать более серьезного спада, если, конечно, ситуация с кредитованием не изменится.
Наибольшее падение во время кризиса, по оценкам вице-президента «АльфаСтрахования» Юрия Ушарова, испытал сегмент страхования от несчастного случая, который в силу малого срока кредитования не мог рассчитывать на обильную пролонгацию. «Сокращение этого сегмента в целом в 2009 году, по нашим расчетам, составило около 20%, предполагаю, что падение страхования клиентов банков от несчастного случая составляет 50–60%», – уточняет он.

Непотопляемый «пластик». Но одна из ниш уцелела и даже выглядит перспективной. Новые программы банкострахования ориентированы на эмитентов и держателей пластиковых карт. По словам руководителя департамента по работе с финансовыми институтами «Росгосстраха» Сергея Васина, рост мошенничества в период кризиса побуждает все большее число банков использовать страховой подход к защите интересов держателей карт. По мнению экспертов, это пока небольшой, но привлекательный сегмент. Конечно, он не сопоставим по своим объемам с автострахованием или ипотекой, зато более стабилен. Сегодня востребованы две основные разновидности страхования банковских карт: в первом случае принимаются риски эмитентов, во втором – держателей. «Покрываемые риски в чем-то пересекаются, в чем-то разнятся. Страхование по первому варианту более распространено и используется банками, активно работающими с картами. Убытков здесь много и частота их высока. Случаются и массовые убытки, связанные, например, с хищением данных по картам через банкомат при помощи считывающих устройств», – уточняет Петр Антонец.
В разгар кризиса на рынке появился еще один специфический продукт – страхование заемщиков на случай потери работы. Первым услугу предложил «Хоум Кредит» при кредитовании покупок в сети «Эльдорадо». По условиям полиса, если заемщика уволят с работы из-за сокращений или ликвидации фирмы, страховщик покрывает его ежемесячные платежи по кредиту. С подобными программами вскоре начали работать в Альфа-банке и ВТБ24, возможность предложить их рассматривают ОТП-банк, «Райффайзен» и Банк Москвы.
Между тем эксперты «Ресо-гарантии» настроены в отношении страхования от безработицы не столь оптимистично. «Мы ввели такой продукт в 2009 го-ду, когда риск потери работы был актуален. Но я не сказал бы, что он пользуется особым спросом у населения», – говорит начальник отдела по работе  с финансово-кредитными организациями центра обслуживания клиентов «Ресо-гарантии» Сергей Рагинский. В большей мере полис от безработицы интересует банки, которые за счет страхования надеются снизить свои риски. Их предлагают в основном заемщикам по беззалоговым экспресс-кредитам, при выдаче которых платежеспособность клиентов анализируется не столь тщательно – высокие риски покрываются высоким процентом. Правда, круг потенциальных страхователей по таким программам довольно узок. Ведь полис рассчитан на тех, кто официально оформлен на работу и имеет официально подтвержденный доход. К тому же он покрывает риски сокращения по инициативе работодателя или увольнения  из-за закрытия предприятия. Однако  российская практика такова, что сотрудников обычно вынуждают увольняться по собственному желанию.

Финансовый супермаркет закрыт. Кредитные клиенты гораздо убыточнее тех, что пришли в компанию самостоятельно. «Очень часто они считают: раз меня заставляют страховаться, то тогда я буду «выжимать» из страховщика все, отобью оплаченную премию», – рассказывает Юлия Слабышева, начальник отдела по работе с финансовыми организациями группы «Макс». Наиболее убыточно страхование кредитных автомобилей. «Заемщик, который был вынужден застраховать авто иногда против собственной воли, хочет окупить свои затраты на страховку с лихвой и предъявляет к возмещению каждую царапину», – уточняет Юрий Ушаров. По признаниям страховщиков, среди кредитных страхователей больше мошенников. «Клиенты, которые потеряли стабильные доходы, нередко пускаются на откровенное мошенничество, чтобы получить страховку и погасить кредит», – рассказывает Сергей Васин.
Однако самый большой процент мошенничества в прошлом году был среди корпоративных клиентов. Испытывая трудности с ликвидностью, возвратом кредитов, находясь на грани дефолта, они придумывали массу схем, чтобы с помощью выплаченной страховки покрыть долги.
Главный урок, который кризис преподал страховщикам, – это ценность сбалансированного портфеля. «Самый большой риск для компании – стать слишком зависимым от банковского страхования, это направление не должно быть единственным, основным для страховщика», – считает Михаил Дрокин, начальник отдела по работе с финансово-кредитными организациями «Согласие». «Мы изначально строили бизнес как агентская компания. Банковский канал никогда не был для нас основным. В кризисные периоды такая стратегия оправдывает себя. В прош-лом году агентские продажи оставались стабильными и даже показывали некоторый рост. Я считаю, что замыкаться на банке-партнере сегодня серьезный риск», – убежден Сергей Рагинский.
Что же касается идеи финансового супермаркета, которую так активно пропагандировали бан- ки всего несколько лет назад, то сегодня большинство участников рынка относятся к ней скептически. На российской почве идея объединения под одной крышей разных финансовых учреждений и до кризиса плохо приживалась. Теперь ее, похоже, придется отложить на неопределенное время. Крупных финансовых холдингов единицы – ВТБ, «Альфа», «Уралсиб». Есть несколько страховых компаний, действующих фактически как подразделения кредитных организаций, например, «Русский стандарт страхование»  и «Авангард-гарант». Существуют такие банкостраховые пары, как, например, Газпромбанк и «Согаз» или «Росгосстрах» и Русь-банк. Но все это пока далеко от идеи супермаркета. «Она вообще трудно реализуема в России. Нас убедил опыт сотрудничества с банками. Сколько мы ни пытались продавать наши продукты через них, это не имело ощутимого успеха», – рассказывает Сергей Рагинский из «Ресо-гарантии». Банковские сотрудники хорошо понимают, что такое депозиты или кредиты, но как продать страховку –  не знают. А у таких продаж своя специфика. К тому же выложить на «прилавок» финансового супермаркета  можно далеко не все продукты, а только самые простые, максимально стандартизированные. Их разработка требует не только усилий, но и инвестиций.
В целом отношения страховщиков к идее глобального финансового альянса противоречивые. «Работать в крупном финансовом холдинге, с одной стороны, очень выгодно, так как ты понимаешь, что за твоей спиной стоит корпорация, которая в трудную минуту подставит плечо и не позволит пойти на дно, а так же есть постоянный приток клиентов от аффилированных структур. Но, с другой стороны, как показали последние два года, часть финансовых корпораций, наоборот, пыталась избавиться от непрофильных активов, которые могут потянуть на  дно», – считает Юлия Слабышева.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль