text
Открыть свежий номер журнала>> / Подписка за 22 308 13 990 руб! >> ✆ 8 (800) 550-07-98
Журнал

Yota прибыли

  • 1 августа 2015
  • 258

Связь. Провайдер беспроводного интернета «Скартел» (брэнд Yota) вложил в строительство сети стандарта WiMAX $500 млн. Есть ли шансы их окупить если новая технология LTE уже наступает?

По итогам февраля Yota набрала 350 тыс. абонентов (главным образом, в Москве и Санкт-Петербурге) и впервые вышла на операционную прибыль в рамках всей компании, а не отдельных городов. Хотя до чистой прибыли еще далеко: согласно бизнес-модели провайдера ее получение запланировано на 2014 год. Пока продажам мобильного WiMAX от Yota мешает только качество связи и уровень покрытия сети. В остальном – полное бесконкурентное раздолье, которым и объясняются впечатляющие темпы роста абонентской базы. Но в скором времени ситуация может измениться: сотовые операторы «Большой тройки» обещаются еще до лета начать тестирование сетей по технологии LTE, конкурирующей с Mobile WiMAX.

Конкурентов точка нет. На рынке беспроводного ШПД (широкополосного доступа) в интернет кроме «Скартела» также работает «Скай Линк». Он предоставляет свои услуги на базе технологии CDMA – проще говоря, предшественника Mobile WiMAX. Деятельность «Скай Линка» сложно назвать успешной: по словам генерального директора Гульнары Хаясьяновой компания впервые за семь лет работы вышла на чистую прибыль только во втором квартале 2009 года. «Разрабатывая модель для «Скай Линка», мы видели, что рынок не готов к активному использованию ШПД, – рассказывает заместитель генерального директора «Ростелекома» Антон Годовиков, под руководством которого в 2002 году создавалась стратегия развития компании. – Потребности потенциальных абонентов в основном были связаны с телефонией. На нее мы и сделали ставку, а ШПД был вторичен».
Были другие попытки. В 2005 году фонд «Сумма Капитал» Зиявудина Магомедова (№ 88 в рейтинге миллиардеров «Ф.») решил создать федерального WiMAX-оператора. Сейчас «Сумма Телеком» прекрасно себя чувствует, но отнюдь не в качестве провайдера беспроводного ШПД. На привлеченные от акционера деньги компания занялась формированием транспортной сети, скупая и прокладывая фрагменты оптоволоконных линий. Кроме того, «Сумма» получила «усеченное» разрешение ГКРЧ: использовать частоты WiMAX можно, но исключительно на дорогом инфраструктурном оборудовании NextNet Wireless. Попытка их переоформления на другую линейку оборудования не удалась. И спустя два года компания остается без WiMAX-лицензий в России (за это время она стала одним из основных игроков рынка в Казахстане) и переориентировалась на технологию последней мили.
У «Скартела» проблем с получением лицензий не возникло. Кроме Москвы и Московской области (Мытищи, Одинцово), Yota присутствует в Манагуа (Никарагуа), Санкт-Петербурге, Уфе, Сочи и Краснодаре. «В российской столице единственный конкурент Yota – «Комстар-ОТС», сеть которого гораздо меньше, – комментирует эксперт CNews Analytics Александр Левашов. – На конец 2009 года у Yota в Москве было 600 базовых станций, у «Комстара» только 200. Также мобильный WiMAX в России развивают «Синтерра», Freshtel и Wi-Te, но эти компании не работают в столице, их доли рынка в целом по России, думаю, пока не заметны».

Канальная проблема. Любые базовые станции для беспроводной связи хоть мобильной, хоть ШПД соединяются между собой оптоволоконными каналами передачи данных. Однако прокладывание собственной транспортной сети – долгое, трудное, и главное, дорогостоящее занятие. Особенно в городах. «При строительстве линии между городами, в чистом поле вдоль дороги, можно выбрать подрядчика, чьи услуги обойдутся в среднем в 25–30 тыс. рублей за километр. При этом строительная организация сама получает разрешения и оформляет землеотвод, – рассказывает заместитель гендиректора «Суммы Телеком» Олег Леонов. – В городе, где земля в дефиците, другая арифметика. Аренда канализации и получение технических условий на прокладку кабеля стоят дорого. Часто это неосуществимая задача, например, когда возможности существующей канализации исчерпаны и требуется строить еще одну – параллельную. Но оформлять землеотвод и разрешения на то, чтобы копать мостовые и тротуары, очень дорого. Затраты на прокладку кабеля в чистом поле и в крупном городе (но еще не в Москве или Питере) различаются в десятки раз».
В то же время источником дохода для оператора являются абоненты, которых не подсоединишь к транспортной сети. Не зря операторы среди стратегических целей озвучивают не столько финансовые показатели, сколько производственные. На начальных этапах развития главное – наращивание абонентской базы. «Как правило, новые операторы делают выбор в пользу быстрого набора пользователей и строительства базовых станций. И уже в дальнейшем увеличивают мощность опорной транспортной сети в соответствии с потребностями по пропуску абонентского трафика», – объясняет руководитель департамента венчурных инвестиций «ВТБ управление активами» Айдар Калиев, под руководством которого создавались GSM-операторы Кыргызстана и Молдовы. Можно сказать, абонент платит дважды: сначала за подключение, получая все заявленные характеристики услуги, а потом за развитие, поскольку постепенно констатирует снижение оплаченных характеристик.
«Скартел» начал со строительства базовых станций, опираясь на аренду проводных каналов. Но каждый бизнес развивается по определенным законам, и длительное существование WiMAX-оператора, особенно в России, должно основываться на собственной опорной сети. «Конечно, в мире десятилетиями успешно работают компании, опирающиеся на арендуемую инфраструктуру. Но в рамках несколько иного регулирования и системы ценообразования, – рассуждает топ-менеджер крупного российского провод­ного оператора-арендодателя. – В России менталитет бизнеса пока более жесткий: рано или поздно начнутся попытки давления. В конечном итоге это приведет к субъективным расценкам на арендуемые ресурсы. Думаю, Yota следует определить участки, на которых аренда наземных ресурсов безальтернативна, и рассматривать варианты поэтапного строительства на таких участках собственных линий».
Переломный момент, когда развитию WiMAX от Yota мешает качество связи, уже наступил. В начале зимы генеральный директор «Скартела» Денис Свердлов признал, что в Москве сильно перегружено более 50 станций, а на 30–40% станций на одном секторе вместо положенных 30 одновременно работает до 90 абонентов. Отсюда уменьшение скорости. Из-за этих перегрузок, по словам Дениса Свердлова, компания решила ограничить рекламные акции. Вероятнее всего, скорость широкополосного доступа ограничивается не столько техническими характеристиками оборудования, сколько пропускной способностью каналов. «Сеть WiMAX требует большого транспортного ресурса из-за значительных объемов трафика. Необходима высокая пропускная способность сети как на базовую станцию, так и от нее», – оценивает ситуацию Айдар Калиев. А на арендованных каналах сложно угнаться за растущим числом абонентов.
Другой фактор, тормозящий рост абонентской базы – пользовательское оборудование. «Хитом продаж является USB-модем для ноутбуков, остальные устройства энтузиазма у потребителей не вызывают, – комментирует научный руководитель Инновационного института при МФТИ Юрий Аммосов. – Коммуникатор на WinMo вышел неудачным, Express-карта требует дорогого адаптера для PCMCIA, который почему-то предлагается искать отдельно по рынкам электроники – словом, работа розничного канала «Скартела» несовершенна». Вице-президент «Скартела» Игорь Торгов проблему осознает и утверждает, что компания намерена изменить модель потребления: «Мы планируем выбрать устройства, где есть USB-порты и договориться с производителями о прошивке, поддерживающей Yota». А в продаже уже появился Wi-Fi-роутер с функцией Yota Ready.

Кто дает деньги. Ухудшение динамики набора абонентов сразу бьет по финансовым показателям, ведь порог для выхода в плюс давно определен. «Наша цель – достигнуть уровня проникновения в 2% (число абонентов Yota от числа жителей) в городах присутствия. Это расчетная точка выхода на операционную прибыль», – заявляет Игорь Торгов. Пока указанные рубежи взяты только в Москве (более 200 тыс. абонентов) и Санкт-Петербурге (70 тыс. абонентов). В этих городах оператор вышел на точку безубыточности в октябре 2009 года при месячной выручке $6 млн. Всего за 2009 год, по оценке ведущего консультанта J’son & Partners Виталия Солонина, «Скартел» заработал 1,1 млрд рублей (около $37 млн).
В 2008–2009 годах Yota инвестировала в развитие сети около $500 млн. Из них половина ушла на строительство фрагментов транспортной сети. Но это только начало: провайдер планирует выход еще в 15 регионов России (главным образом, города-миллионники), а также в Белоруссию, Перу и три другие (пока еще не названные) страны мира. Плюс увеличить число станций в Москве в пять раз до 3 тыс. штук к концу 2010 года. На региональную экспансию в России компания намерена потратить в 2010 году $300 млн.
Откуда деньги? С 2009 года «Скартел» кредитуется в крупнейших российских банках. А на начальном этапе развития это были акционеры. Известно, что 25,1% акций оператора через WiMax Holding принадлежат «Ростехнологиям». Но госкорпорация обычно стремится получить контрольный пакет. «Раз Сергею Чемезову (генеральный директор «Ростехнологий» – «Ф.») этого не позволили, значит, среди акционеров есть более влиятельные фигуры», – рассуждает представитель инвестиционного сообщества. По другим данным, одним из бенефициаров «Скартела» является сам Сергей Чемезов. Наконец, легкость, с которой «Скартел» получает лицензии, может указывать на тесные отношения с Минкомсвязи и/или группой «питерских связистов».

Смутные сомнения. Основной идеологический конкурент Mobile WiMAX – технология LTE, являющаяся следующим поколением стандарта UMTS (3G). «Рынок останется за WiMAX, – оптимистичен Игорь Торгов. – В России у него преимущество, связанное с более ранним выходом на рынок». Весьма призрачная фора, что доказывает пример «Скай Линка», работающего по технологии CDMA – формально она относится к третьему поколению мобильной связи. «Как технология, WiMAX не станет вторым GSM. Yota, скорее всего, придется «мигрировать» на LTE: под эту технологию заточено гораздо больше компьютеров и смартфонов», – подчеркивает профессор Высшей школы экономики, эксперт в области инвестиционной политики и венчурного инвестирования Иван Родионов.
По мнению Юрия Аммосова, с развитием сетей LTE мобильный WiMAX перейдет в вечное положение догоняющего: «Сотовым операторам достаточно модернизировать сеть (это дешевле и проще прокладки новой), и она сразу будет нести и голос, и данные, и надежную авторизацию. Так же будет устанавливаться и четвертое поколение сотовой связи – LTE. Поэтому WiMAX во всех странах, где его внедряют, находится в положении догоняющего, как бы нас не уверяли, что это не третье, а уже четвертое поколение».
Впрочем, лицензии вполне позволяют «Скартелу» превратиться из оператора WiMAX в оператора LTE, поскольку используется один и тот же частотный ресурс. Компании достаточно заменить оборудование: инвестиции в «мачты» базовых станций и транспортную сеть не пропадут. Создание базовой станции с нуля обходится в $70–100 тыс., из которых около $30 тыс. приходится на оборудование. Таким образом «переформатирование» 600 базовых станций в Москве обойдется максимум в $20 млн. Ведущий аналитик Mobile Research Эльдар Муртазин считает, что изменения в стратегии компании произойдут уже летом 2010 года. По его мнению, приоритет будет отдан технологии LTE, а «Скартел» получит все возможности стать четвертым федеральным мобильным оператором «от государства». «Существующий бизнес выступит как опорный. То есть он будет генерировать деньги для развития LTE», – заключает Эльдар Муртазин.

Методические рекомендации по управлению финансами компании

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.