Зарабатывай с угольком

83
Топливо. Дотируемые тарифы РЖД позволяют производителям энергетического угля выгодно продавать его на экспорт. Рентабельность внутренних поставок тоже на высоте благодаря холодной зиме.

Зарабатывай с угольком

 

В РЖД раскрывают шокирующие цифры: для компаний, экспортирующих энергетический уголь, дотируется до 90% тарифа за счет доходов от перевозки более маржинальных грузов, например черной металлургии. И все равно, при текущей стоимости энергетического угля в 3–3,1 тыс. рублей за тонну (FOB Дальний Восток) его железнодорожная транспортировка из Кузбасса составляет около 36% цены. Президент РЖД Владимир Якунин лоббирует изменение порядка тарифообразования – его привязку не к цене груза, а к себестоимости. Пока безуспешно. Но это, если произойдет, станет катастрофой для угольщиков. О конкуренции на мировом рынке с Австралией, Индонезией и странами Южной Африки, где месторождения располагаются на побережье, а не за тысячи километров от него, придется забыть. До тех пор продажа угля на экспорт останется весьма выгодным бизнесом. Несмотря даже на постепенный рост тарифа: в 2010 году он увеличился на 9%, а к 2012 году, по прогнозам Минэкономразвития, его повышение вероятно еще на 17%.
«Спрос на твердое топливо в мире возрастает особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР)», – говорит аналитик «Инфины» Алексей Полежаев. Страны АТР менее остро переживают кризис, нежели европейские. Так, поставки в Великобританию, самому крупному импортеру российского угля в зоне ЕС, в прошлом году выросли с 15 до 17 млн тонн. Сравните с динамикой экспорта в Китай: 10 млн тонн в 2009 году против 0,24 млн в 2008-м. «Экспорт в этом направлении будет только увеличиваться», – уверен Алексей Полежаев.
Общее оживление мировой экономики способствует постепенному росту потребления электро­энергии, который, в свою очередь, формирует благоприятную конъюнктуру на рынке энергетического угля. С июля 2009 года экспортные цены на энергетический уголь выросли на треть до $92 (FOB Ньюкасл). И старший аналитик «Метрополя» Денис Нуштаев уверен, что это не предел. По его мнению, во втором полугодии экспортная стоимость угля превысит $100 при себестоимости добычи и транспортировки $50–52 за тонну.

Сланцы и «Газпром». Основным внутренним фактором будущего роста финансовых показателей компаний, добывающих энергетический уголь, эксперты называют государственную стратегию по наращиванию генерирующих мощностей (в народе ГОЭЛРО-2) с одновременным увеличением доли угольных ТЭЦ в топливно-энергетическом балансе страны. Причем в течение ближайших пяти лет она должна вырасти с нынешних 17 до 25%. «Решение государства переориентировать рынок электроэнергетики на угольное сырье объясняется необходимостью высвободить как можно большие объемы газа для экспорта за границу», – поясняет Алексей Серов из «КИТ Финанса».
Проблема кроется в самой постановке вопроса. О каком увеличении экспорта газа речь, если монополия снова и снова переносит ввод Штокмановского месторождения, – как раз из-за проблем со сбытом? И в перспективе легче не станет из-за глобализации рынка газа, с одной стороны, и совершенствования технологий его добычи – с другой. Например, США в 2009 году получили 100 млрд кубометров сланцевого газа (при общей добыче в 745 млрд). К 2020 году его производство, согласно прогнозам, вырастет до 135 млрд кубов. И Штаты перейдут на полное газовое самообеспечение (в 2009 году на импорт пришлось порядка 16% от общего объема потребления). Руководитель аналитического департамента «Совлинка» Михаил Армяков успокаивает: «Рынок газа США в настоящее время никак не пересекается с европейским, традиционно основным для «Газпрома». Разработка сланцев, скорее отодвигает возможность начала поставок сжиженного природного газа на американский рынок, на что рассчитывала монополия».
Другое дело, если добычей сланцевого газа займется Германия – одна из стран-лидеров по его запасам. Прибавьте к этому принятое несколько лет назад Европой решение добиваться диверсификации поставок газа на свой рынок. «Первые плоды этого решения «Газпром» ощутил в прошлом году, – рассказывает Михаил Армяков. – Как только цена на газ на спотовом рынке Европы оказалась ниже контрактных цен «Газпрома», потребители переключились на поставщиков из других регионов».

С газа на уголь. Впрочем, стратегия и принятая в качестве обновления к ней в начале 2008 года генеральная схема размещения объектов электроэнергетики и без того не выполняются. И не предвидение будущих проблем «Газпрома» или экономический кризис тому виной. У энергетиков нет стимула увеличивать долю угольной генерации. Сжигать в топках газ по-прежнему выгоднее. Исходя из нынешних тарифов «Газпрома», себестоимость полученной таким образом электроэнергии в 1,5 раза ниже в расчете на 1 тонну условного топлива, чем от сжигания угля. Впрочем, пока цены на «голубое топливо» растут в связи с переходом на метод net-back parity (повышение цены до уровня европейских цен внутри страны), что в перспективе будет способствовать повышению спроса на уголь со стороны энергетиков.
Теоретически потребителями энергетического угля могут быть не только новые ТЭЦ, но и бывшие газовые. Но для их переоборудования нужны серьезные инвестиции. Кроме того, неочевидна быстрая окупаемость вложений в перевод электростанции на альтернативное топливо. О неэффективности подобных проектов говорил еще Анатолий Чубайс в бытность предправления РАО «ЕЭС России». При расчетах он использовал данные газовых электростанций, которые ранее топились углем. Хотя у них еще оставалась необходимая угольная инфраструктура, реализация проекта не приводила к увеличению выработки электроэнергии, а значит и росту доходов, что ставило под сомнение его окупаемость. Анатолий Чубайс оценивал стоимость перевода на уголь газовой станции, уже имеющей инфраструктуру для углеподачи, в $1 млрд, срок реализации проекта – 3 года. «За счет необходимости капиталовложений такая «переведенная» станция будет на протяжении нескольких лет генерировать меньший денежный поток, чем газовая при условии равной выработки, цен на электроэнергию, но более резкого роста цен на газ, чем на уголь, – считает Екатерина Трипотень из «Совлинка». – А при отсутствии необходимой инфраструктуры к стоимости проекта смело можно прибавлять 40%».
Проблемой является экологичность. При сжигании угля в атмосферу выбрасывается значительно больше вредных веществ, чем при использовании газа. Можно много говорить о прогрессе в технологиях по очистке выбросов по сравнению с теми, которые использовались в Советском Союзе. Но факт остается фактом: их использование стоит денег. «Складывается две динамики: с одной стороны, повышение цен на газ и на электроэнергию, делающее выгодным использование угля, – размышляет аналитик Unicredit Securities Дмитрий Коновалов. – С другой стороны, увеличиваются экологические требования, что делает производство угля более дорогим. Если эти два фактора друг друга нейтрализуют, цены поднимутся выше, чем затраты на очистительные технологии. Тогда такие проекты будут иметь смысл. К тому же запасов угля в России намного больше, чем запасов газа».
«Учитывая все факторы, не думаю, что вопрос угольной генерации будет актуален в ближайшие годы, – резюмирует Екатерина Трипотень. – Даже старая генсхема РАО, построенная еще до кризиса на базе оптимистичных прогнозов темпа спроса на электроэнергии, предполагала ввод угольной генерации в большем объеме, чем газовой, за пределами 2015 года».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль