Пляж, солнце и пятизвездочный кризис

82
Фишки. Туристическая отрасль активно восстанавливается, на IPO пытаются выйти интересные высокотехнологичные игроки в этой сфере. «Ф.» выяснял, как на этом заработать.

Принято думать, что туриндустрия понесла гигантские потери за время «Великой рецессии». Однако это не совсем так. По оценкам Euromonitor, денежные потоки в отрасли снизились в прошлом году всего на 8%, в том числе продажи номеров в гостиницах – на 16%, авиабилетов – на 14%. Хотя внешне – из репортажей в СМИ – все выглядело в серых тонах: самолеты поднимались в небо пустыми, а в отелях царила необыкновенная тишина. Данные Airports Council International куда радужнее: глобальный трафик пассажирских авиа­перевозок оказался выше ожиданий в прошлом году и просел относительно 2008-го всего на 2,6%. Данные декабря 2009-го к декабрю 2008-го и вовсе показали рост – на 5,3% – на фоне сильнейшего спроса в Азиатско-Тихоокеанском регионе (почти на 15%).
Правда в том, что в периоды массовых увольнений людям обычно не до планирования отпусков, а падающий спрос вынуждает корпорации в массовом порядке закрывать свои заграничные представительства, не говоря уже об открытии новых. Однако люди не могут бесконечно оттягивать с отдыхом, к тому же в периоды кризиса путешествия не отменяются вовсе – просто кардинальным образом меняется структура рынка: спрос на дешевые и качественные туры возрастает в разы. В свою очередь авиалинии, отели, туроператоры стараются максимально «прогнуться» под запросы потребителя, в том числе за счет предоставления все большего ассортимента направлений, вариантов размещения, специальных программ. Сектор туризма во многих странах очень конкурентный, и для компаний тут важно как-то выделяться, будь то эксклюзивный продукт, новое технологическое предложение или сервис.
«Думаю, что туристическая отрасль будет неплохо развиваться, поскольку за время кризиса мы видели, как люди урезали свои расходы на отдых. Есть отложенный спрос. Инвестиции в акции туркомпаний считаю оправданными», – говорит старший партнер компании «Третий Рим» Евгений Коган.

И гамбургеры с кофе… Туристический рынок хорошо развит в плане возможностей для портфельных инвестиций. Помимо авиалиний, на мировых биржах торгуются десятки туристических фишек, наиболее известные из которых бумаги глобальных игроков: Expedia, Priceline, Orbitz Worldwide и TUI Travel. Помимо них, активно торгуются и бумаги региональных операторов, работающих преимущественно на внутренний рынок: американские многопрофильные холдинги, китайские, австралийские, индонезийские, скандинавские. Несмотря на все многообразие «туристических» акций, многообразия составленных из них ETF не наблюдается. Торгуется, к примеру, фонд, сформированный полностью из акций авиакомпаний, – Claymore NYSE Arca Airline. Собственно «турфишки» – та же Expedia и Priceline – иногда попадаются в ETF, которые относятся к сектору «consumer discretionary», куда входят также бумаги производителей автомобилей, одежды, компаний из медийного, гостиничного, ресторанного бизнеса. Пример такого фонда – First Trust Consumer Disc AlphaDEX. Некоторые управляющие включают акции туроператоров в фонды наряду с авиалиниями, железными дорогами и нередко… с сетями быстрого питания. К примеру, в Dow Jones Travel & Leisure Titans 30 Index первые три места по доле в портфеле занимают акции McDonald's, Japan Railway и Starbucks. Такое широкое понимание туристического сектора, с одной стороны, открывает неограниченные возможности для инвесторов, стремящихся максимально диверсифицировать свои риски и поставить на восстановление потребительского спроса, с другой – ставит перед непростым выбором.
Все проще, если ориентироваться на экономические циклы. Поскольку акции всех вышеперечисленных компаний относятся к циклическим, они имеют обыкновение сильно падать, когда вся экономика сжимается, и быстро расти по мере восстановления бизнес-активности. Если вопрос о том, закончился кризис или нет, остается открытым, то с отложенным спросом все предельно ясно. Не лишним тут будет вспомнить Уоррена Баффета, главу Berkshire Hathaway, который еще в прошлом ноябре объявил о покупке  железнодорожной компании Burlington Northern. Цель – заработать на эффективной логистике в преддверии оживления товарных и пассажирских потоков. По оценкам МВФ и Euromonitor, восстановление туриндустрии началось во второй половине прошлого года и своих докризисных значений достигнет лишь к середине следующего. При этом и в 2012 году рост также ждут, но уже с меньшими темпами.

Прыгнуть выше головы. Заработать можно, не дожидаясь подъема, – многие игроки, продающие туры, показали чудеса выживаемости. «Российский рынок выездного туризма в прошлом году сократился на 25–30% по числу клиентов, в то время как в Европе на 10–15%. Однако этот процесс сопровождался уходом с рынка ряда средних и мелких игроков, что отчасти позволило снизить негативное влияние операторов, строящих свою бизнес-модель на демпинге и росте «в кредит». В это время сильные компании сократили объемы предлагаемого продукта, что позволило сохранить продажные цены на стабильном уровне, а снижение цен на услуги отелей и авиа­линий привело к росту рентабельности. В этой связи некоторые компании торговались лучше рынка», – объясняет Максим Шеметов, вице-президент S-Group Capital Management, имеющей совместное с TUI Travel предприятие в России. Впечатляющие результаты показала, например, Priceline: котировки рухнули вместе с остальным рынком летом-осенью 2008 года более чем на 66%, однако стали расти уже в ноябре, не дожидаясь фондового ренессанса весны-лета 2009-го. Менее чем за полтора года на этих бумагах можно было заработать 350%, Priceline оставил далеко позади даже докризисные максимумы.
Однако все эти чудеса, выдаваемые менеджерскими командами, не означают, что турбизнес будет показывать стабильно хорошие результаты в 2010 году, поскольку период роста за счет объемов и посткризисной (условно) конъюнктуры остался в прошлом. «Рентабельность будет зависеть главным образом от эффективности бизнеса», – замечает Максим Шеметов.

Порты всех морей. «Движок» и сердцевина туристического бизнеса – глобальные системы дистрибуции (GDS) или системы бронирования. Доступ к такой глобальной системе и правильное позиционирование в ней позволяет всем участникам рынка получить максимальную выгоду, и владельцы GDS в конце прошлого года «созрели» для IPO. О планах разместиться в 2010 году заявили сразу три глобальных холдинга, контролирующих львиную долю рынка: Travelport (владеет сервисами Galileo и Worldspan), Amadeus и Sabre. Все эти игроки представлены и в России.
Впрочем, первый блин вышел комом, точнее, совсем не вышел: американская Travelport, объявившая было о крупнейшем за последние три года размещении акций на Лондонской фондовой бирже, была вынуждена отказаться от своих планов. Предполагалось, что Travelport предложит инвесторам свыше 50% акций, а общая капитализация компании составит $3,45 млрд при долге $4,1 млрд. EBITDA Travelport по итогам финансового года, закончившегося в сентябре, составила $579 млн при выручке в $1,7 млрд. У Travelport интересные акционеры: 70% принадлежит крупнейшему в мире частному фонду Blackstone Group, который, в свою очередь, купил эту компанию в 2006 году за $4,3 млрд. Примерно 7,2% акций владеет правительственный инвестфонд Сингапура. «С тех пор, как мы объявили о наших планах, неопределенность на рынках значительно возросла. Мы вернемся к вопросу IPO, когда условия станут более благоприятными», – пояснил Джеф Кларк, исполнительный директор Travelport. Неудача заставила конкурентов – Amadeus и Sabre – крепко задуматься. Отменять назначенные IPO им нет необходимости, поскольку они даже не запускали эту процедуру, но понятно, что неудача Travelport значительно охладит их пыл.
Но погода на фондовых рынках весьма переменчива, а системы бронирования относятся к высокотехнологическому сегменту, и акций именно этого сегмента инвесторы ждут на бирже в 2010 году. Технологии GDS не единственное, чем владеют компании вроде Travelport. Есть еще так называемые системы «Air Solutions» – услуги по планированию, оптимизации бизнеса для авиалиний. К примеру, в феврале российский дискаунтер Sky Express подписал соглашение с Travelport о доступе к системе бронирования. «Мы уверены, что участие в GDS – необходимое условие дальнейшего роста нашей компании», – прокомментировал директор по продажам и маркетингу Sky Express Андрей Егоров. По сути, происходит следующее: не конечные звенья туристического рынка вроде отелей и авиалиний задают тон, но системы вроде GDS оказываются необходимым условием для развития бизнеса. Нередко, кстати, высокотехнологичные туристические компании напрямую владеют акциями самих авиаперевозчиков. Travelport, Amadeus, Sabre и другие интеграторы предлагают также услуги по единой системе расчетов между контрагентами, другие интегрированные решения в области B2B. Вице-президент Газпромбанка Андрей Зокин считает, что интерес к сектору GDS будет расти и участники туристического рынка не смогут обойтись без них. «Посмотрим, что из этого выйдет, – говорит Андрей Зокин, предлагая более глобальный взгляд на развитие мировой индустрии. – Осталось всего два неподеленных рынка – Россия и Китай, и в ближайшее время мы увидим тут множество глобальных мейджоров. Собственно, они уже пришли тем или иным образом в эти страны».

 

Одни из самых ликвидных «тур-фишек»

 

Доходность, %

Цена
акции

Капитализация, $млрд

Площадка

Прибыль/убыток в 2009 году, $млн

 

2007

2008

2009

С начала года

Universal Travel Group

662,0

-76,9

284,0

-4,8

9,7

0,1

NYSE

+11,8

Expedia

50,7

-73,9

212,3

-12,0

22,6

6,6

Nasdaq

+299,5

Ctrip.com International

84,5

-58,4

201,9

1,6

36,5

5,0

Nasdaq

+65,0

Priceline

163,4

-35,9

196,6

3,0

225,0

10,3

Nasdaq

+489,5

Orbitz Worldwide

 

-54,4

89,2

-18,1

6,0

0,5

NYSE

-311,0

eLong

-36,4

-14,3

55,6

-3,5

10,7

0,3

Nasdaq

+1,7

China Travel Hk

102,0

-69,8

54,7

-14,1

2,6

11,7

Hong Kong

-44,7*

Carnival Corporation 

-6,5

-41,7

30,3

13,3

35,8

31,7

NYSE

+1790,0**

TUI Travel

3,1

-18,5

13,4

2,2

226,2

3,0

LSE

-25,0*

Allegiant Travel Company

14,5

51,1

-2,9

10,1

51,9

1,0

Nasdaq

+84,0

* За 9 месяцев. ** За 11 месяцев. По данным на 24.02.2010.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль