Евгений Касперский: «Живу в обычном панельном доме»

114
Интервью. Создатель антивируса своего имени и № 129 в рейтинге миллиардеров «Ф.» подробно рассказал об истории компании, своем видении будущего интернета и причинах, по которым «Лаборатории» до сих пор нет на бирже.

Евгений, на какие средства вы сотоварищи несколько лет разрабатывали антивирус? Ведь приходилось работать «в стол»?
– К огромному сожалению, при переезде в новый офис потерялась коробка с «исторической» тетрадкой, откуда пошла «Лаборатория Касперского». В ней я описал первые 60 вирусов, с которыми работал. Но в принципе, история создания антивируса развивалась неторопливо.
После окончания Института криптографии я работал в научно-исследовательском институте при Министерстве обороны, где моя борьба с вирусами оформилась в хобби. Если в двух словах, то в 1989 году на моем рабочем компьютере «завелся» вирус. Я разобрался, как работает эта вредоносная программа, и быстро написал «лечилку», которая восстановила работоспособность компьютера. Процесс мне понравился, интереса ради стал лечить попадавшиеся мне вирусы собственными силами. Спустя год я уже сочинял лечебные утилиты (назвать это софтом было сложно) и, стремясь подработать, заключил два контракта: на 10 тыс. и 15 тыс. рублей. По одному из договоров я должен был написать антивирусный модуль для большого проекта на MS-DOS, по другому – передавались права на установку антивируса на ПК, предназначенных на продажу.
На вырученные деньги можно было купить подержанную машину, но я купил видеомагнитофон. Впоследствии воспользовался им всего пару раз. Еще купил несколько тонн бумаги, чтобы напечатать свою первую книгу «Компьютерные вирусы в MS-DOS». Вторая инвестиция себя оправдала. Нельзя сказать, что книга пользовалась спросом, но сам факт ее существования очень помог – можно было апеллировать к своему имени на обложке.
Из НИИ я ушел в 1991 году в компьютерную фирму «Ками». Следующий год жил только на зарплату программиста, которая в лучшем случае составляла $100 в месяц.
Чем конкретно вы там занимались?
– 90-е годы были периодом первоначального накопления капитала, для IT-компаний в том числе. Надо было активно зарабатывать, поэтому продавали все, что хорошо продается. Основным бизнесом большинства компьютерщиков были, конечно, продажи компьютеров. Но заодно та же фирма могла торговать, например, индийскими кроссовками и шоколадными конфетами. В «Ками» ситуация была похожая, а я со своими двумя соратниками-подчиненными – весь наш антивирусный отдел – были программистами-нахлебниками, увлеченными идеей создания лучшего в мире антивируса. Хотя заработать на антивирусе в России было невозможно: мешали чудовищные масштабы пиратства и низкий уровень компьютеризации населения.
Деньги на существование отдела изыскали оригинальным путем: руководитель «Ками» Алексей Ремизов (ныне председатель совета директоров и совладелец «Айтеко» – «Ф.»), которого я считаю одним из своих учителей, свозил меня в Европу, познакомил с несколькими антивирусными компаниями. В одной из них мне предложили «халтуру». Так, работая в «Ками», я стал вести базу данных одного из конкурентов, получая за это $1,5–2 тыс. в месяц. Кроме того, как бешеный, писал статьи в английский журнал «Virus Bulletin (раздает антивирусам известные наградки VB100), что ежемесячно пополняло бюджет еще $300–400. На эти деньги жил коллектив антивирусного отдела «Ками» и закупалась необходимая техника.
Как вы стали зарабатывать деньги?
– В 1994 году наш продукт AntiViral Toolkit Pro занял первое место в международных тестах – нас стали упоминать за рубежом, появились контракты. Первые партнеры за рубежом нашли нас сами: различные компании предлагали выступить нашими дистрибьюторами на Западе.
Когда в бизнес вошла Наталья Касперская?
– В 1994 году программному отделу «Ками» понадобился собственный sales-менеджер. И, с благословения Алексея Ремизова, мы взяли Наталью в наш софт­верный проект. От нее требовалось превратить его в коммерческий. Опыта продаж и работы с партнерами у нее почти не было, зато в наличии имелась коммерческая жилка и отличные качества – желание всему научиться и умение делать это быстро. Мы были в ней уверены и оказались правы. К 1996 году в «Ками» над антивирусом работало уже 10 человек, появилась техническая поддержка. Стало понятно, что мы себя окупаем, и я отказался от «халтуры», хотя на тот момент у нас не было никакого «жирка».
Российский IT-рынок взрослел, появлялись покупатели программного обеспечения (ПО), которые понимали преимущества использования не пиратского ПО, софтверный бизнес набирал обороты. Но нам хотелось большего – выхода на международный уровень. Поскольку найти миллион долларов на пиар и маркетинг было негде, сделали ставку не на продуктовые, а на технологические продажи – стали предлагать прямым конкурентам на Западе нашу антивирусную технологию (ядро) на лицензионных условиях. К тому времени рынок знал, что у нас есть высококлассные кусочки кода, и технологические продажи приносили хорошие деньги. В 1996 году мы заключили два контракта: с немцами (популярный в Германии антивирус G-Data) и финнами (небезызвестный F-Secure), которые на основе нашего «движка» делали свой антивирус.
Мы выросли из антивирусного отдела, «Ками» тоже было не до нас, и в 1997 году антивирусная команда отделилась, превратившись в самостоятельный бизнес. Была зарегистрирована «Лаборатория Касперского», Наталья заняла позицию генерального директора. К 1998 году в компании работало около 30 человек, больше половины из которых – программисты. Не было разделения на директоров, менеджеров и рядовых сотрудников. Как и денег, чтобы нанимать топ-менеджмент и задумываться о разветвленной структуре.
Но тут случился август 1998 года…
– И благодаря валютным контрактам мы вплыли в него красиво, как венецианские гондольеры. На фоне жуткой инфляции мы оказались настоящими миллионерами. Ощущение было потрясающим. Можно было позволить себе нанимать профессиональный менеджмент, и осенью 1998 года, как граблями, прошлись по рынку труда.
Тогда же в новую команду вошел и Михаил Калиниченко?
– Да, в 1999 году – в числе трех топ-менеджеров, одним из которых был и Евгений Буякин, который сегодня является исполнительным директором «Лаборатории Касперского». На тот момент у нас имелись прекрасные технологии, но не было настоящего продукта. И мы ожидали, что технический директор станет связующим звеном, превратит технологию в продукт. Для людей «от технологий» это сложная задача, и далеко не каждый с ней справится. У Михаила не получилось, и он ушел. Со следую­щим техническим директором, кстати, мы также расстались. «Срослось» лишь с третьей попытки. Правда, эта заминка не помешала «Лаборатории» стать лидером российского рынка уже в 2000 году.
Во что вы инвестировали первую прибыль?
– В развитие зарубежной партнерской сети. Мы решили начать с Англии, потом были открыты офисы в Германии и Франции, затем – в США. На сегодня у «Лаборатории» почти 30 офисов по всему свету – от Токио и Пекина до Мехико и Мельбурна.
Как изменялось ваше личное благосостояние с ростом бизнеса?
– Мой личный доход составляет необходимую для жизни сумму, и не более того. По-прежнему живу в обычном панельном доме. Строю домик, но не на Рублевке, которая мне не нужна. Зарубежной недвижимости, островка в Тихом океане не имею, хотя мог бы, наверно. Все мои средства инвестированы в компанию. Лишь немногие сегодня относятся к деньгам, как к кислороду. Конечно, без кислорода нельзя. Но вспоминать о нем нужно, когда его не хватает. А жить стараться так, чтобы кислорода хватало всегда.
Живете по принципу «все в дом»?
– В целом, да. Последнее время желающие инвестировать в «Лабораторию» выстроились в очередь, но мы пока не рассматриваем подобные предложения. Компания развивается за счет собственных средств, поэтому и во время кризиса 2008 года особых проблем не испытала. Даже, наоборот, мы использовали этот период для усиления кадрового состава компании.
Почему больше не поднимаете тему IPO?
– «В те давние времена, когда профессия банкира была почетна и уважаема», мы думали о том, чтобы выйти на биржу. В первую очередь потому, что рыночная капитализация способствует более эффективной работе на рынках США и Западной Европы. Для них это так же естественно, как прийти на переговоры в костюме. К слову, я на переговоры в костюме не хожу. Кроме того, мы планировали инвестировать в маркетинг, повысить мотивацию персонала, участвующего в опционной программе. Но сегодня критерием успешности является не цена акции, а присутствие на рынке: выжил – уже хорошо.
И поскольку «Лаборатория» заключает крупные контракты, даже выступая как частная компания, то становиться публичной в условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры нет причин.
Для кого вы готовы надеть костюм?
– Для министра и выше.
Как вы защищаете свою интеллектуальную собственность, в том числе от инсайда?
– У нас сильная служба безопасности, защита от инсайдерских утечек в ее компетенции. Но гораздо большая проблема для нас – «открытое» воровство технологий и баз данных другими компаниями (в первую очередь китайскими), а также контрафакт.
Вечная притча во языцех…
– В России более-менее все в порядке, а в Китае и Индии творится беспредел: по некоторым данным, там до 50% нелицензионного «коробочного» софта.
Большая проблема, с которой постоянно сталкиваются IT-компании – бесконечные патентные войны в США. Во всем мире программное обеспечение защищается такими же авторскими правами, как, например, литературное произведение. В Штатах же действует патентное законодательство, защищаю­щее идею. К примеру, можно запатентовать песню в стиле диско из четырех куплетов. Например, одна чудесная компания запатентовала идею использования активационных кодов (которые вы вводите при входе в систему) и теперь «доит» всех, кто использует эту технологию. Поэтому гиганты типа Microsoft постоянно «попадают» на «патентные расходы», они ведь рано или поздно реализуют эти идеи.
Сейчас «Лаборатория Касперского» ведет семь разбирательств с патентными троллями (существует такое устоявшееся выражение). Приходится содержать довольно большой отдел, который не просто патентует все, что возможно запатентовать, но и «отбивает» удары патентных троллей. Ближайшее судебное заседание состоится в Техасе. Радует, что мы оказались в одной компании с Adobe, Microsoft и Google. Всего по этому делу обвиняемых около двадцати.
Складывается впечатление о потерях в 1–2% выручки.
– Нет, конечно, не до такой степени.
«Доктор Веб» вам уже не конкурент?
– «Антивирус Касперского» – «один, совсем один». У ребят из Питера хорошие технологии, но они не понимают разницы между софтом и продуктом. Продукт – это не просто софт на болванке, но и техническая поддержка и прочие «рюшечки».
На создание этих «рюшечек» достаточно года, максимум двух.
– Чтобы начать работать по-новому, нужно серьезно пересмотреть взгляды на бизнес, философию компании, иногда даже сменить владельца. А через два года поезд уйдет еще дальше, и отрыв в узнаваемости брэндов будет еще больше.
Если программа столь удачна, вы могли бы купить компанию и использовать ее под собственным брэндом.
– Зачем? Мы открыли офис в Питере, и теперь их специалисты работают у нас. Причем мы их не переманивали специально – они просились к нам на работу, но не хотели переезжать в Москву.
Почему «Лаборатория» не занимается прямыми продажами?
– Мы изначально работали по партнерской системе. Потом оказалось, что в странах со сложной политической обстановкой удобнее работать через партнеров, а не действовать напрямую. Половина партнеров работает только с нашим продуктом. И потом, наше партнерство – настоящее сообщество: например, близкий друг партнера из Израиля представляет продукт в Иране.
Какова структура доходов и расходов «Лаборатории»?
– Расскажу на примере 2008-го – по прошлому году еще не готова аудированная отчетность, х­вастаться будем в конце февраля. По позапрошлому году картинка такая. Оборот составил $329 млн, что было на 76% больше по сравнению с результатами предыдущего года. Из них $196 млн, то есть 60%, нам принесли продажи в Европе. Еще $90 млн – в регионе ЕЕМЕА, $24 млн – в Азиатско-Тихоокеанском регионе, $19 млн – в Северной и Южной Америке. При этом продажи пользовательских продуктов составили больше 60% всего пирога – $200 млн, на корпоративные решения пришлось $99 млн, а доля технологического партнерства, кормившего нас в молодые годы, в 2008 году составляла наименьший кусок – всего 9%.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль