Китайский гамбит российского кино

124
Зрелище. В 2010 году в китайский прокат выходит рекордное количество российских фильмов. Однако больших доходов отечественным продюсерам это пока не приносит.

в кулуарах церемонии вручения премии «Блокбастер» один из продюсеров картины «Скалолазка и последний из седьмой колыбели», получившей приз за самый кассовый российский фильм в международном прокате, признавался, что даже не подозревал, что их фильм успешно прокатился в Китае. При бюджете в $3,6 млн. сборы «Скалолазки» в России едва перевалили отметку в $1 млн и были благополучно забыты, зато в Китае в прошлом году лента собрала $2,1 млн – больше, чем любая другая российская картина. Теперь Поднебесная – чуть ли не главная надежда российских продюсеров, недобравших «кассы» в родных кинотеатрах.

Костры амбиций. В 2009 году иностранные фильмы принесли китайским прокатчикам 45% кассовых сборов. Львиная доля пришлась, само собой, на голливудскую продукцию, а аномальные сборы таких лент, как «Аватар» ($127,6 млн) и «2012» ($67 млн) даже заставили Госсовет КНР выпустить специальный циркуляр, оговаривающий, что демонстрация китайских фильмов в кинотеатрах должна занимать не менее двух третей экранного времени. Сейчас в Китае существует жесткая квота по числу картин. «Согласно китайским законам, только 20 иностранных фильмов в год могут быть показаны по системе распределения доходов между продюсером и прокатчиком», – говорит Александр Шапиро, гендиректор компании Pacifica Ventures International, который ранее несколько лет курировал международную дистрибуцию Warner Brothers, в том числе на территории Китая. По его словам, остальные фильмы (не сумевшие попасть в квоту) приобретаются для проката в Китае в большинстве случаев за фиксированную сумму.
В этом году Китай вроде бы пообещал увеличить количество иностранных фильмов в прокате в три раза – до 60 картин (стоит отметить, что местных фильмов в 2009 году было снято более пятисот). Это открывает для российских продюсеров новые горизонты. «После продажи и проката «Волкодава» к нам стали обращаться удивленные китайские дистрибьюторы, утверждая, что они не ожидали такого успеха российского кино, и желая купить права на следующий фильм», – рассказывает начальник отдела международных продаж «Централ партнершип» (ЦПШ) Ирина Арванова. Вдохновившись примером «Скалолазки» и «Кода апокалипсиса» с Анастасией Заворотнюк в главной роли (бокс-офис на территории Поднебесной – более $2 млн), в китайский прокат в 2010 году выходит «тяжелая артиллерия» – отечественные экшн-блокбастеры: «Тарас Бульба» (бюджет $25 млн), «Запрещенная реальность» ($7 млн), «Непобедимый» ($6 млн), «День Д» ($5 млн). Всем этим фильмам похвастать в отечественном прокате нечем, кроме обилия телерекламы и несоразмерно маленьких по сравнению с заявленными бюджетами кассовых сборов.
Интерес к азиатскому рынку понятен – пока фильмы, сумевшие окупиться в России, можно пересчитать по пальцам. По данным «Нева-фильм» и RFilms, российские компании с начала 2006 года по середину 2009-го инвестировали в кинопроизводство около 25 млрд рублей, сумев собрать в прокате лишь 15,1 млрд. Настоящая «черная дыра». Теперь все больше продюсеров смотрят в сторону Китая – тамошний рынок стремительно расширяется: уже шесть лет подряд бокс-офис растет более чем на 30% в год. В 2009 году кассовые сборы увеличились на 44%, составив рекордные для страны $902 млн, отрапортовало в январе China's Film Bureau. Таким образом, Китай уже оставил позади российский рынок с его $736 млн. Сейчас в стране уже 4,7 тыс. залов, причем, 1,8 тыс. – цифровые, а 800 способны демонстрировать картины в формате 3D.

Бюрократический подход. По данным ЦПШ, на продажи в Китай уже приходится около 15% иностранных доходов компании. Помимо «Волкодава», «Непобедимого», обеих частей «Боя с тенью» и «Запрещенной реальности», в прошлом году были проданы «китайские» права на мульт-
фильм «Кракатук». В этом году, возможно, будет продан фэнтези-экшн «Темный мир» с бюджетом в $10 млн. Стараются не отставать и остальные игроки рынка – идут переговоры насчет показа в Китае «Черной молнии», утверждают в компании Bazelevs. «КАРО» недавно продала права на показ молодежного экшна «На игре». «Как и везде, в Азии традиционным спросом пользуются боевики, крупнобюджетное фэнтези и исторические картины», – отмечает генеральный директор ГК «Планета-Информ» Дмитрий Литвинов.
Пока, правда, больших денег Китай российским продюсерам не приносит. Существенная часть таких сделок – продажи за фиксированные суммы, поскольку в число «20 избранных» попадают в основном голливудские хиты. «Российские картины продаются на условиях «все права в твердый счет» с авансовым платежом 20–30% от стоимости, – рассказывает Дмитрий Литвинов. – Стоимость варьируется от $30 тыс. до $200 тыс. за картину». После подписания контракта с дистрибьютором китайский кинопрокатчик должен получить разрешение на показ картины в государственных инстанциях, и только после этого оплачивается оставшаяся сумма. Каждый зарубежный фильм проходит в КНР серьезную цензуру – многие иностранные ленты со сценами жестокости и насилия отвергаются цензурным комитетом. Весь процесс согласований занимает обычно несколько месяцев. Но иногда и гораздо больше – так, еще летом 2008 года российский фильм «Муха» получил первый приз Шанхайского кинофестиваля в номинации «Лучшее игровое кино». Победа подразумевала помощь в дистрибуции на территории Китая со стороны одной из местных компаний. С тех пор российская сторона, по словам продюсера «Мухи» Евгения Гиндилиса, ждет предложений от китайского прокатчика. «Процесс идет медленно из-за того, что для иностранного кино возникает множество барьеров на пути в Китай», – говорит Евгений Гиндилис.
По словам экспертов, многомесячные согласования, конечно, существенно затрудняют выход на китайский рынок, зато гарантирует повышенный зрительский интерес к каждой из иностранных картин, прошедшей через это «сито». Для проектов с небольшими бюджетами и не слишком впечатляющими сборами китайский рынок – реальный шанс отбить инвестиции. Та же «Муха» собрала в российском прокате лишь $125 тыс.
«Чтобы иметь возможность выйти в кинотеатры в Китае, обойдя квоту, и получать процент от проката, многие компании создают вместе с китайскими партнерами совместные проекты», – говорит Александр Шапиро. Однако российские продюсеры рассчитывают и на расширенную квоту, поэтому пытаются «застолбить поляну», ведь Китай становится все привлекательнее. Только в 2010 году там планируется открыть еще тысячу залов. Тогда и проценты с доходов будут еще существеннее. «Китайский рынок очень большой и он стратегически важен для российских продюсеров», – считает Евгений Гиндилис.
«Рынок Китая будет только расти, и цены, по которым китайские дистрибьюторы покупают права, будут взлетать вверх», – говорит Александр Шапиро. Многие производственные компании могут этим воспользоваться. Так, в следующем году Bazelevs Тимура Бекмамбетова планирует приступить к съемкам фильма Darkest Hour с бюджетом $25 млн, в котором жители Москвы будут противостоять нашествию инопланетян. Каким бы ни был результат в российском прокате, китайскому зрителю наверняка будет интересно зрелище осажденной Москвы. Если только создатели не переберут со сценами насилия и жестокости.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль