Петр Козорезенко: «Работа арт-дилеров и антикваров и состоит в том, чтобы искать…»

120
Интервью. Гендиректор галереи «Арт Коминтерн» Петр Козорезенко оценивает объем продаж на российском арт-рынке в $100 млн в год и уверен в надежности вложений в искусство.

Петр Петрович, какие особенности имеют инвестиции в искусство и антиквариат?
– Человек, который собирается этим заниматься, как минимум должен в этом процессе хоть что-то понимать. Это не просто операция купли-продажи, когда сегодня купил что-то за 100 рублей, а завтра продал за 150. Например, две работы Айвазовского одного и того же формата, близкие по годам, но разного художественного уровня могут в разы отличаться по цене. А чтобы понять разницу в качестве, нужно быть специалистом…
Неспециалист этого делать не может?
– Может. Но риск гораздо больше. Это как рынок FOREX, вроде бы все о нем слышали, но кто там заработал? Может быть, существует где-то два-три таких человека, но остальные все потеряли. Потому что в любом деле надо быть специалистом или иметь одного, а лучше нескольких консультантов, которые в этом понимают и направят вас в правильном направлении.
Я бы не отделял коллекционеров от инвесторов – инвестор почти всегда становится коллекционером, а коллекционер обычно является инвестором. Я не знаю ни одного коллекционера, который только покупает. Все периодически продают: чистят свою коллекцию, меняют приоритеты.
Что нужно покупать?
– Рецепт прост и сложен одновременно – покупать следует лучшие вещи лучших художников.
Дело за малым – определить, кто лучший…
– Если мы возьмем русскую классику, то это все художники первого ряда: Шишкин, Поленов, Айвазовский, Верещагин, Серов – все, чьи картины висят в Третьяковской галерее. Вопрос в том, где найти лучшие вещи этих авторов…
Вы уже частично ответили на этот вопрос – в Третьяковской галерее…
– Я имею в виду вторичный рынок. Как раз работа арт-дилеров и антикваров и состоит в том, чтобы искать. Во время перестройки открылось очень много коллекций, которые собирались в Советском Союзе и в советское время не продавались, а потом выплыли еще какие-то вещи. Русское и советское искусство  быстро стало очень популярным.
Интересен пример западных аукционов. На последней русской неделе в Лондоне Василий Васильевич Верещагин – небольшая вещица на индийский мотив – при стартовой цене в районе 30–40 тыс. фунтов стерлингов, была продана за $800 тыс. Это говорит о том, что работа была недооценена – старт был дешевый, потому что автор крайне редкий. Многие наши дилеры хотели эту картину купить, но, мне кажется, в итоге ее приобрел клиент. На это указывает конечная цена.
Кто-то охотился, видимо, за этой вещью и взял себе в коллекцию…
– Или таких людей было несколько и они ее просто «замахали»…
Но я предполагаю, что это вряд ли был инвестор, потому что, купив за $800 тыс., потом трудно будет продать на 20% дороже, чтобы хотя бы покрыть издержки.
– Есть вещи очень редкие, которые строгой цены не имеют. С Айвазовским все более-менее понятно – очень много работ продавалось, можно маркетинг провести по размеру и качеству, статистика есть. Но появляется уникальная вещь, и она может стоить, на примере того же Верещагина, и 30 тыс. и 500 тыс. фунтов. Цены нет. Искусство, в отличие от валюты, не имеет курсовой стоимости: инвестор должен найти своего конечного покупателя.
Рецепта инвестиций в искусство как такового нет. Написана целая книга о том, как это делает Deutsche Bank. Он имеет целую программу, согласно которой ежегодно приобретается определенное количество работ молодых художников. Понятно, что спустя годы кто-то из них обязательно «выстрелит», и банк не только отобьет свои вложения, но и неплохо заработает. Есть еще одна умная книжка того же банка – «Как инвестировать в искусство». Там все построено на топ-500 – пятистах самых дорогих продажах. Написано очень неплохо, но если у вас нет $1 млн, то…
Я знаком с этой книгой, но она мне напомнила известную книгу Елены Молоховец «Подарокъ молодымъ хозяйкамъ», 1911 года издания. В этой книге есть масса любопытных с точки зрения современного человека советов. Например, что делать, если к вам неожиданно нагрянули гости? Нужно послать человека в подвал, где он возьмет немного  окорока, соленых грибков, ну, и так далее. К реальной жизни это – увы! – не имеет никакого отношения…
– Если говорить о русском искусстве, то наших соотечественников, чьи работы продаются по цене свыше $1 млн, не так много: Машков, Айвазовский, Сомов, Гончарова, Илларионов, Петров-Водкин, Врубель, Боголюбов – всего человек двадцать. Самая дорогая была работа Константина Сомова – $7,3 млн с учетом комиссионных. Как правило, когда речь идет о русских мастерах, их работы стоят десятки и сотни тысяч долларов или евро. Просто нет большого количества уникальных «миллионных» предметов.
Что касается инвестиций, то приобретать следует вещи высокого качества хороших художников и не очень большого формата. Это могут быть работы мастеров второго ряда – в какой-то степени недооцененных…
Как понять, что художник недооценен? Здесь у каждого эксперта своя точка зрения…
– Во-первых, на рынке должно быть какое-то заметное количество работ этого художника. Если у него всего несколько картин, то он может быть никогда и не будет оценен по достоинству, так как известен узкому кругу профессионалов.
К примеру, сколько стоит Врубель? За весь период было сделано всего 16 атрибуций во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени Грабаря. Две из этих 16 работ продали мы. А реальных цен на этого автора просто нет.
Это все штучные, разовые сделки. Статистикой это назвать нельзя.
– Да. Хотя по прецеденту можно судить по большим торгам, таким, как Sotheby’s.
Простите, но это все равно получается «плюс-минус лапоть». Ну, посмотрели мы, сколько стоила работа Врубеля на Sotheby’s в прошлом году – и что нам это дает? Мы можем оценить лишь порядок цен. Но промахнуться здесь очень легко. Невозможно сделать финансовый анализ как на фондовом рынке…
– Один наш коллега – он математик по образованию – составил некую формулу. Суть ее в том, что покупать надо условно 100%, а продавать минимум с коэффициентом 1,4. Все, что ниже – невыгодно. Тут еще очень важен горизонт инвестирования, быстрая продажа – это одно, тут небольшие комиссионные. В долгосрочной перспективе – немного другое. Были прецеденты, когда люди в конце 1990-х – начале 2000-х годов покупали вещи за $10–20 тыс., и буквально через 2–3 года эти работы стоили сотни тысяч долларов.
Например, буквально 5–7 лет назад на рынке встречались работы Петра Петровича Кончаловского по цене $5–10 тыс. А потом состоялась одна очень сильная продажа за $100 тыс. с небольшим. И она автоматически подтянула цены на все остальные его картины.
В идеале работа галерейщика или арт-дилера заключается в том, чтобы найти некоего автора из 1920-х, 1930-х или 1950-х годов, и приобрести его коллекцию из 20–50 работ. Автор должен везде встречаться, но быть при этом недооцененным. Далее арт-дилер проводит выставки, публикует фотографии, популяризирует этого автора. И таким образом поднимает на него цену.
Это долгосрочная работа…
– Да, на несколько лет. И среднестатистический инвестор этим заниматься не будет.

 

Полная версия интервью:
finansmag.ru/faces/226

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль