Юрий Тюхтин: «На арт-рынке работают люди, которые умеют профессионально ждать…»

184
Интервью. Глава аукционного дома «Совком» Юрий Тюхтин считает, что коллекционирование – это мания, а инвестор должен обладать холодным умом и не подвергаться эмоциям.

Юрий Михайлович, зачем люди инвестируют в искусство?
– Если человек считает себя инвестором, то ему нужно диверсифицировать свои вложения. А искусство как раз является очень высокодоходной отраслью. Однако следует учитывать, что увеличение стоимости этих активов происходит не за день, не за два – нужно рассматривать временной горизонт от года до 10 лет. Если предметы на арт-рынке изначально куплены правильно, то рост их стоимости наверняка побьет увеличение цены любых других активов: ценных бумаг, недвижимости, земельных участков – до кризиса за период с 2002-го по 2008 год подавляющее большинство предметов антиквариата и искусства выросло в цене в десятки, а некоторые даже в сотни раз.
О каких вещах идет речь?
– Лучше всего росло русское искусство – значительно более сильно, чем западноевропейские мастера, импрессионисты, современное и советское искусства. На этот рынок пришло много свежих денег, появилось значительное количество новых людей и корпоративных коллекций. Существенная доля коллекций по уровню уже могут смело считаться музейными.
Какова структура российского арт-рынка?
– Российский арт-рынок пока в зачаточном состоянии, и его структура только формируется. Около 80% нашего арт-рынка до сих пор находится в подполье. Восновном это рынок частных лиц или частных компаний, представляющих интересы арт-дилеров, начавших свою деятельность еще в советские годы. У этих компаний нет бухгалтерских балансов, а кассовые аппараты часто являются предметами интерьера. Такие галереи работают по договоренности – то есть вы не можете прийти туда с улицы, а лишь по рекомендации. Я не говорю, что это плохо. С определенной точки зрения это, может быть, даже хорошо – есть персональный контакт, персональная ответственность.
Тем самым снимаются проблемы с атрибуцией?
–  Да, многие работают под свою личную гарантию. Но не все – я бы сказал, что таких все-таки меньшинство.
Видимо, это те, кто на рынке более 10 лет – из «старых»?
– Те, кто имеет опыт более 10 лет, почти все так работают – так просто удобнее. Арт-рынок, в классическом его понимании, в России только формируется. Здесь нет таких правил делового оборота и традиций, как на Западе – там они вековые. Если другие отрасли были достаточно быстро имплантированы на нашу почву, то в секторе искусства и антиквариата на это потребуется много времени.
С чем это связано?
– Людей, работающих в частном порядке, очень сложно контролировать и регулировать. Кроме того, отечественные законы довольно далеки от цивилизованных. Например, что касается ввоза и вывоза предметов искусства. Сейчас эти правила немного упростили – отменили пошлины. Но все равно они носят скорее запретительный характер. Ни в одной стране мира, кроме России, не нужно таможне предоставлять бумажки по любому поводу – значимость художественной работы для государства определяется исключительно ее ценой: например, если картина продана дорого в Великобритании, то нужно обязательно получить лицензию на ее вывоз.
«Дорого» – это сколько?
– От 100 тыс. фунтов стерлингов и выше, на вывоз нужно получить лицензию. Причем, за вас это сделает продавец. Таким образом, 99,9% людей под это требование не попадает: захотел – привез картину, захотел – увез. Кстати, именно из-за наших законов в Россию не попадают выставки из лучших мировых галерей. Иногда доходит до курьезов: выставка открыта, а на стенах висят фото, как в одной западной галерее на последней «Арт Москве». Смешно и грустно одновременно. Таможня дает сигнал – не забывайте, где мы живем.
Но ведь получается, что наши галереи тоже не могут активно участвовать в выставках за рубежом…
– Нашим дома работать проще. Дело в том, что международный арт-рынок характерен жесточайшей конкуренцией. И 90% отечественных галерей этой борьбы за выживание просто не выдержат. Наши люди не готовы работать много и профессионально. В России им гораздо проще, здесь у людей есть и деньги и душа.
То есть наши нелиберальные законы создают некий инкубатор?
– Да, выращиваются свои кадры, но они не конкурентоспособные. Было бы значительно лучше, если бы важнейшие аукционные торги, хотя бы по русскому искусству, могли проходить в Москве, а не в Лондоне. Во-первых, налоги бы оставались в России – ведь комиссия, которая берется с покупателей, в среднем составляет 20%. Развивался бы смежный бизнес, шипинг, хранение, страхование и т.д. Хорошо бы, чтобы работали мировые галереи, но они несколько раз приезжали в Манеж и пока больше не хотят. Зачем стучаться головой в стену, когда рядом есть открытые двери.
Персонально вы конкуренции не боитесь?
– Нет, не боимся.
Какова сегодня общая доходность арт-рынка и есть ли корреляция с финансовыми и фондовыми рынками?
– На мировом арт-рынке – если говорить о классике, старых мастерах, импрессионистах – не было такого сильного провала, который произошел на фондовых рынках и в секторе недвижимости. Очень сильно просела ликвидность, сделок стало значительно меньше, осенью-зимой были предложения по очень комфортным ценам, но паники не было.
Кто был в рынке, тот если и потерял, то совсем чуть-чуть?
– Если люди или компании не работали на кредитных деньгах, то за кризисный год они не потеряли. Сейчас рынок достаточно оживился по классическим сегментам. Так что для многих прошедший год был прибыльным.
Опять начался рост?
– Да. Во всяком случае по предметам первого ряда.
А что касается современного искусства, особенно второй половины ХХ века?
– Если Вы имеете в виду современное искусство, то здесь был раздут пузырь. Нельзя сказать, что он лопнул, но этот сегмент чувствует себя хуже всего.
Здесь больше всего просело и пока не выровнялось?
– Нет сделок. Я не говорю, что этот сегмент никого не интересует – интерес остался. Просто платить за что-то в моменте у многих людей желание пропало. Любой человек покупает дорогую вещь не только потому, что она ему нравится – да, это первично – но, кроме того, он оценивает, а что она будет стоить завтра. И если на рынке сделок нет, значит, люди занимают выжидательную позицию.
Но кто-то должен стать первым…
– Это одна из причин, почему у нас арт-рынок не совсем цивилизованный. На любом цивилизованном рынке – акций или других вложений – должны быть маркетмейкеры, то есть компании, которые постоянно делают рынок: в моменте и продают, и покупают…
Вы – маркетмейкеры?
– Мы покупаем, но не все, не всех и не бесконечно. Только вещи хорошего качества и очень хороших имен. Но многие пока ничего не делают – не продают и не покупают. Лишних денег нет, а на кредиты в России арт-бизнес не делают. Это, кстати, также одна из наших особенностей.

 

Полная версия интервью:
finansmag.ru/faces/224

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль