Искусство на паях

135
Арт-рынок. C января 2010 года в России можно создавать новые инвестиционные инструменты – ПИФы художественных ценностей. Однако этот продукт не скоро станет массовым – такие вложения сложно стандартизировать.

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), позволяет проф­участникам создавать паевые и акционерные фонды для инвестиций в живопись, графику, скульптуру, монеты, марки, иконы, рукописи, ордена и пр. Документ был зарегистрирован Минюстом РФ 4 декабря 2009 года, официально опубликован 21-го числа того же месяца и, согласно закону, вступил в силу под бой курантов 1 января 2010 года. Однако специалисты не спешат, справедливо считая управление столь неоднозначными активами очень сложным делом.
С одной стороны, хорошо известно, что классика жанра – то есть работы мастеров первой лини (Рубенс, Моне, Айвазовский, Пикассо и др.) – со временем только дорожают. Причем на горизонте 100 лет шедевры показывают рост стоимости в среднем на 10–15% в год. Но мировой арт-рынок не исчерпывается «голубыми фишками». Большая часть произведений искусства гораздо менее стабильны и подвержены резким колебаниям цены. Правда, не столь существенным, как ценные бумаги на фондовых биржах.

Общая картина. Анализ индекса Mei Moses All Art, отражающего положение дел на нью-йоркских и лондонских аукционах, показывает, что после длительного роста (с 2003 по 2007 год индикатор рос на 20% в год) в кризисном 2008-м наступил перелом и началось снижение. Однако к концу года было потеряно всего 4,5%. За первые три месяца 2009 года Mei Moses All Art снизился еще на 35%, после чего падение прекратилось, и начался уверенный рост. Всего за 2009-й год индекс искусств «похудел» на 12%.
При этом, благодаря массовому уходу в искусство инвесторов США и Канады, меньше всего упали продажи американского искусства и сектора IMP&MOD (Impressionism & Modern Art) – импрессионизм и искусство XX века – на 12 и 10% соответственно. Старые мастера и современное искусство «просели» значительно сильнее: на 30 и 29% по сравнению с уровнем января 2009-го.
Согласно статистике продаж, сильнее всего подешевели относительно недорогие вещи: предметы искусства, находящиеся в диапазоне от $100 тыс. до $1 млн, сбавили в цене 25–30%. Средняя «уценка» дорогих произведений искусства, чья стоимость превышает $1 млн, составила 7% при максимальном дисконте 15% от докризисной цены. Что касается количества лотов, выставленных на продажу, то оно снизилось приблизительно вдвое – многие инвесторы и коллекционеры, купившие антиквариат в «тучные» годы, решили воздержаться от продаж до лучших времен.
При общей тенденции к снижению стоимости произведений искусства и предметов антиквариата снижение рынка инвестиций в художественные ценности оказалось существенно меньше, чем рынков ценных бумаг, а динамика изменения семейства индексов Mei Moses All Art не совпадала с изменениями международных фондовых индексов. То есть при существенно меньшей ликвидности по сравнению с акциями и облигациями, искусство и антиквариат являются хорошей альтернативой для диверсификации вложений, в особенности на долгосрочный период.
В пользу последнего обстоятельства говорит тот факт, что за прошедшие пятилетний и десятилетний циклы совокупный средний годовой доход от вложений в предметы искусства составил соответственно 11,7 и 9,5%. То есть инвесторы в художественные ценности остались в плюсе. В то время как владельцы усредненного пакета акций, входящих в индекс S&P 500, потеряли 2,2 и 1,4% соответственно.

Индикация по-русски. Помимо индекса Mei Moses All Art, отражающего поведение лондонских и нью-йоркских аукционных площадок, существует семейство индексов ARTIMX (ARTInvestment Market indeX), разработанных специалистами artinvestment.ru и представляющих собой набор интегральных показателей, характеризующих относительную величину цены условно усредненного произведения искусства на определенный момент времени. Расчет производится по данным о результатах продаж на основных мировых аукционах. Точкой отсчета является расчетная средняя величина стоимости предметов искусства в конце 2000 году. Базовый уровень индексов на этот момент времени принят за 1000 пунктов. Для расчетов выбраны данные о результатах продаж около 3 млн лотов с 12 тыс. аукционов.
Семейство состоит из общего индекса ARTIMX, характеризующего интегральное состояние мирового рынка искусства, а также подмножества ARTIMX Painting и ARTIMX Graphics, рассчитываемые соответственно для живописи и графики. Отдельно определяются индикаторы традиционно выделяемых направлений – ARTIMX Old masters (Старые мастера), ARTIMX Impressionism & Modern Art (Импрессионизм и искусство 20 века), ARTIMX Contemporary Art (Современное искусство).
Кроме общемировых показателей в семейство также входят индексы для русского искусства: ARTIMX-RUS (общий), ARTIMX-RUS Painting (русская живопись) и ARTIMX-RUS Graphics (русская графика), при расчете которых, помимо данных о мировых продажах учитываются результаты торгов российских аукционов. При этом из рассмотрения исключаются работы, относящиеся к категории повышенного инвестиционного риска. То есть предметы искусства, по отношению к инвестиционной привлекательности которых существуют серьезные разногласия среди экспертов, а так же если требуются дополнительные экспертизы для окончательной атрибуции или определения инвестиционной привлекательности.
Кроме ценовых индексов ARTIMX, в качестве дополнительных инструментов для инвесторов предлагается семейство индексов ARTIMXp (ARTIMX profit), отражающих доходность с инфляционной коррекцией на основе индекса CPI, публикуемого Financial Trend Forecaster.
Весьма интересными индикаторами являются индексы покупательской активности ARTIMXba (ARTIMX buying activity), представляющие собой усредненную величину текущего соотношения количества проданных и выставленных на продажу лотов на основных мировых аукционах, выраженную в процентах.

Искусство в развороте. В течение 2001 года – первого года расчета индексов ARTIMX – их значения снижались. В целом искусство подешевело на 24,8% (с 1000 до 752 пунктов). Спад стоимости происходил на фоне резкого снижения покупательской активности: в целом по рынку интерес к художественным ценностям упал на 8,1% (с 66,2% ARTIMXba до 60,8%). По мнению аналитиков, сжатие мирового арт-рынка происходило по инерции, как следствие азиатского кризиса 1997–1998 годов и дефолта России 1998 года.
Индекс ARTIMXba продолжал падать до середины 2002 года, когда его значение опустилось до 59,0% (-10,8% с января 2001 года) – абсолютного минимума за весь период наблюдений. Следует отметить, что снижение объемов продаж сопровождалось ростом цен: интегральный индекс ARTIMX развернулся и начал расти еще в январе 2002-го. С небольшими коррекциями ARTIMX продолжал увеличиваться вплоть до мая 2007 года, когда начался стремительный подъем цен на предметы искусства: за 1 год и 3 месяца художественные ценности подорожали в среднем на 52,7% (интегральный индекс ARTIMX увеличился с 1565 до 2389 пунктов – абсолютного максимума за период наблюдений).
При этом бурный рост спроса наблюдался с июня 2002 года по июнь 2004-го (с 59% до 68% выставленных на продажу предметов искусства). Далее рост замедлился и достиг своего исторического максимума 72,7% в октябре 2007-го. Вплоть до августа 2008-го наблюдалось постепенное снижение интереса к инвестициям в художественные ценности на фоне продолжающегося бурного роста цен.
Обвал на арт-рынке начался в конце августа 2008 года: восстребованность предметов искусства за период сентябрь-декабрь снизилась скачком с 72,3% до 62,5%. Наряду с этим началось падение цен – индекс ARTIMX уменьшился с 1927 пунктов в августе 2008-го до 1457 пунктов в конце декабря. Но это было только начало – цены продолжали пикировать и в 2009 году: конец декабря был отмечен значением индекса ARTIMX равным 1126 пунктов. Последний раз столь невысокие показатели индикатор имел в мае 2005 года.
Январь 2010 года облегчения не принес: цены продолжали снижаться, и в последнюю неделю месяца ARTIMX стал равен 1116 пунктов (уровень января 2004-го) – путешествие в прошлое на мировом арт-рынке продолжается.
Что касается уровня продаж, то, оттолкнувшись от локального минимума декабря 2008 года, спрос начал расти. Декабрь 2009-го был отмечен довольно неплохим показателем: из 100 выставленных на продажу произведений искусства новых хозяев нашли 67 предметов. По мнению экспертов, столь уверенный рост спроса является следствием существенного снижения стоимости художественных ценностей и желанием инвесторов вложиться на минимуме рынка. Дно, судя по всему, еще не достигнуто – игроки продолжают усредняться и сбивать цены.

Пульс шедевров. За время кризиса больше всего пострадал сектор импрессионизма и искусства 20 века. Не отличаясь особо выдающимися показателями (за период 2001–2007 годы стоимость условного произведения увеличилась в 1,9 раза), этот сегмент арт-рынка показал к концу 2009 года наихудший результат: значение индекса ARTIMX Impressionism & Modern Art составило 924 пункта. К концу января 2010 индикатору удалось отвоевать уровень 969 пунктов, что на 42,4% меньше, чем год назад.
Гораздо лучше обстоят дела в секторах старых мастеров и современного искусства. Сегмент Old masters, имея в максимуме значения индекса ARTIMX, равное 2972 пунктам (июль 2007 года), в острую фазу кризиса снизился до 2162 пунктов (декабрь 2008 года) потеряв при этом 27,2%. Затем последовал локальный подъем, сменившийся новым спадом. В результате к августу 2009-го классика кратковременно опустилась до уровня 1578 пунктов, оттолкнувшись от которого начала новое восхождение. В результате к концу января 2010 года индекс ARTIMX Old masters составил 1918 пунктов, что на 33,9% хуже, чем год назад.
Современное искусство продемонстрировало еще большую стабильность, чем старые мастера. Достигнув исторического максимума в ноябре 2008 года (2845 пунктов), то есть в то время, когда остальные сектора арт-рынка уже находились в однозначном пике, Contemporary Art к концу 2009 года опустился до уровня 1780 пунктов. В последнюю неделю января 2010 года индекс ARTIMX Contemporary Art был равен 1765 пунктов, но этот показатель оказался хуже прошлогоднего в аналогичный момент времени всего на 29,9% – самый лучший результат из всех секторов арт-рынка.
Интересно, что востребованность современного искусства сохранялась на довольно высоком уровне весь период кризиса, уменьшившись с июля по декабрь 2008 года с 80 до 70%. Интерес к сектору Impressionism & Modern Art оставался практически неизменным и снизился очень незначительно – с 65 до 64,5%. Что касается Old masters, то к концу 2008 года лишь 56 работ из 100 выставленных на продажу находили своего покупателя.
Все резко изменилось в январе 2009 года: абсолютно все сег­мен­ты арт-рынка показали бурный рост спроса, который к концу декабря достиг почти 100% – продаются практически все выставленные на торги произведения искусства.

Рус­ские сюрпризы. Ди­нами­ка индекса ARTI­MX-RUS демонстрирует устойчивый рост с небольшими кратковременными коррекциями начиная с января 2001 года (начала расчета индикатора) вплоть до ноября 2008-го. За это время стоимость русского искусства выросла более чем 2,7 раза. Судя по динамике ARTIMX-RUS, о кризисе отечественный арт-рынок узнал с очень большим опозданием и поверил в него не до конца. Снижение цен на русское искусство происходило относительно плавно периодически переходя в довольно продолжительные плоские ступеньки с попыткой отскока (с января по июнь 2008 года, с июля по октябрь 2009-го). К концу декабря 2009 года ARTIMX-RUS остановился на отметке 1806 пунктов и далее падать пока не собирается. Последняя неделя января 2010-го показала небольшой рост до 1836 пунк­тов, а общее снижение за год оказалось всего 20,7%.
Но и этот показатель оказался не самым хорошим. Суще-ственно недооцененная русская графика во время всего периода расчета индексов вела себя в весьма агрессивной манере. Во-первых, установив абсолютный рекорд увеличения стоимости активов (за период январь 2001-го – ноябрь 2008-го цена выросла более, чем в 3,5 раза), а во-вторых, кратковременной реакцией на мировой финансовый кризис – опустившись к июлю 2009-го до уровня 1903 пункта, индекс ARTIMX-RUS Graphics вновь начал увеличи­вать­ся и рост до сих пор продолжается: январь 2010 был ознаменован показателем 2255 пунктов.
Однако наилучшие результаты продемонстрировала русская живопись. Повторив в целом динамику индекса ARTIMX-RUS, индикатор ARTIMX-RUS Painting показал существенно меньшее снижение и за год (январь 2009-го – январь 2010 года) потерял всего 13,7%. По мнению экспертов, поведение индексов семейства ARTIMX-RUS свидетельствует о большом потенциале отечественных художественных ценностей в качестве объектов для инвестиций.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль