Кризис научил губернаторов

66
Ким Анна
Автор: Ким Анна
Рейтинг. Повторять опыт прошлого года, когда пришлось сокращать раздутые бюджеты, регионы не хотят. Теперь они впали в консерватизм.

Ежегодно «Ф.» составляет рейтинг регионов, расставляя их по местам в зависимости от объема запланированных бюджетных расходов на душу населения. Третий рейтинг, в основу которого легли бюджеты на 2010 год, в общих чертах похож на предыдущий. В верхней его части изменений немного. Москва на этот раз уступила второе место Ненецкому автономному округу (НАО), удовлетворившись «бронзой». И это не удивительно: столичным властям приходится учитывать опыт прошлого года, когда доходы бюджета снизились на 21,7% к уровню в 2008-м. А выполнить план по поступлениям в казну удалось только благодаря его изрядному урезанию: год назад мэрия во главе с Юрием Лужковым замахивалась на почти 1,4 трлн рублей доходов, а в итоге собрали чуть более 1 трлн рублей. НАО в этом смысле пришлось легче: львиная доля окружного бюджета формируется поступлениями налога на имущество, а он в период кризиса оказался более стабильным источником денег, чем налог на прибыль и НДФЛ.
В остальном же десятка регионов с самыми высокими подушевыми тратами государственных денег остается стабильной. В ней, помимо обеих столиц с их гигантскими бюджетами, делят места нефтегазовые и дальневосточные регионы. Лидирует по-прежнему Чукотка в силу сочетания двух факторов: малой численности населения и высокой доли в экономике строительства, ЖКХ и госуправления – секторов, плотно связанных с государственным финансированием.

Кризис учит. Пожалуй, единственное заметное изменение десятки лидеров в том, что ее покинул Ханты-Мансийский автономный округ. Год назад его администрация планировала более 140 млрд рублей доходов, в этом году – менее 101 млрд рублей. Впрочем, завышенные ожидания были вообще характерны для регионального планирования на 2009 год. Тогда кризис еще только вступал в острую стадию, и в исходные версии бюджетов легко записывали 10–20-процентные прибавки. Главным дезориентирую­щим фактором были установки федерального центра: в главном финансовом документе страны нефть все еще «шла» по $95 за баррель. Разумеется, эти амбициозные планы не выдержали испытания реалиями, бюджеты пришлось корректировать.
За пределами первой десятки рейтинга аппетиты также стали значительно умереннее. И чем оптимистичнее губернаторы были год назад, тем сильнее просели возглавляемые ими субъекты федерации в свежем рейтинге. Например, Московская область за год потеряла сразу 14 строчек, Нижегородская – 17,  Костромская – 16. И напротив, тем, кто вовремя осознал потенциальный урон от кризиса для регионального бюджета, в этом году пришлось меньше ужиматься, в результате чего в рейтинге «Ф.» они оказались выше. Например, Челябинская область, замыкавшая рейтинг 2009 года, сейчас уже на 55-м месте.

Выход «в красном». Вполне естественно, что, верстая бюджеты на 2010-й год, все старались не переоценивать свои возможности. В этом году ни один регион не запланировал профицит, и только у семи прогнозируемые доходы равны намеченным расходам. В то же время налицо и стремление экономить, прежде всего на инвестиционных программах. Но дошла очередь и до бюджетников: в октябре-ноябре заявления о замораживании зарплат делали губернаторы по всей стране. Суммарно субъекты федерации в этом году планируют потратить около 4,7 трлн руб­лей, – на 16% меньше, чем год назад.
Еще более консервативными выглядят региональные финансовые планы, если сравнить их с фактическим исполнением бюджетов в 2009-м. 60 регионов планируют в этом году получить меньше доходов, чем собрали в январе-ноябре 2009-го (статистика за все 12 месяцев пока недоступна). Причем у некоторых регионов это отставание составляет 20–30% и даже больше. Между тем в правительстве давно утверждают, что худший этап кризиса пройден. Логично предположить, что и нового провала по доходам в бюджетах быть не должно.
Впрочем, осторожность региональных финансистов объясняется не только умеренными ожиданиями в отношении экономики. В 2010 году федеральный центр не обещает баловать губернаторов межбюджетными трансфертами: они составят 1,12 трлн рублей против 1,46 трлн в 2009-м. Сокращены в первую очередь будут субвенции и финансирование инвестиционных проектов. Зато «федералы» дали регионам шанс подтянуть собственные доходы за счет повышения акцизов на алкоголь, включая пиво. Кроме того, они получили право увеличить ставку транспортного налога, чем уже воспользовались некоторые губернаторы.

 

Рейтинг бюджетов российских регионов

Место в рейтинге

Регион

Население, млн чел.

Параметры бюджета субъекта федерации, млрд руб.

Расходы на душу населения, тыс. руб.

Доходы

Расходы

Дефицит

Номиналь-ные

Скорректи-

рованные на уровень цен

1

Чукотский АО

0,05

10,6

13,5

2,9

272,6

138,9

2

Ненецкий АО

0,04

5,7

6,2

0,5

147,1

86,5

3

Москва

10,51

1000,1

1120,2

120,1

106,6

76,4

4

Ямало-Ненецкий АО

0,54

58,9

58,9

0,0

108,3

70,3

5

Санкт-Петербург

4,58

318,5

336,7

18,2

73,5

69,5

6

Магаданская область

0,16

14,8

15,4

0,6

94,5

64,0

7

Камчатский край

0,34

39,2

39,3

0,1

114,4

63,5

8

Республика Саха
(Якутия)

0,95

76,7

81,5

4,8

85,8

62,8

9

Тюменская область

1,34

86,8

92,4

5,6

69,2

55,6

10

Сахалинская область

0,51

33,9

41,5

7,6

80,7

54,9

11

Чеченская Республика

1,24

56,8

56,8

0,0

45,9

53,9

12

Ханты-Мансийский АО

1,52

100,8

107,0

6,2

70,4

51,1

13

Республика Тува

0,31

12,7

12,9

0,2

41,1

43,8

14

Новгородская область

0,65

23,2

23,5

0,3

36,4

39,0

15

Красноярский край

2,89

103,8

115,5

11,7

40,0

38,5

16

Республика Алтай

0,21

8,4

8,5

0,1

40,6

38,4

17

Мурманская область

0,84

29,3

34,9

5,6

41,4

32,0

18

Республика Карелия

0,69

18,5

20,9

2,4

30,4

30,4

19

Амурская область

0,86

26,3

29,3

3,0

33,9

30,3

20

Приморский край

1,99

62,2

72,4

10,2

36,4

29,6

21

Республика Коми

0,96

30,6

32,5

1,9

33,9

28,7

22

Республика Бурятия

0,96

25,2

26,6

1,3

27,7

28,5

23

Кабардино-Балкарская
Республика

0,89

18,8

20,3

1,5

22,7

27,8

24

Кемеровская область

2,82

57,9

63,4

5,5

22,5

27,6

25

Псковская область

0,70

15,4

17,4

2,0

25,0

27,4

26

Ярославская область

1,31

31,6

33,0

1,4

25,2

27,3

27

Республика Ингушетия

0,51

12,0

12,0

0,0

23,6

27,2

28

Забайкальский край

1,12

26,4

27,7

1,3

24,8

26,7

29

Московская область

6,71

182,1

197,0

14,9

29,3

26,7

30

Новосибирская область

2,64

66,0

70,5

4,5

26,7

26,6

31

Белгородская область

1,53

27,0

34,3

7,3

22,5

26,5

32

Архангельская область

1,22

32,6

35,7

3,1

29,3

26,3

33

Тульская область

1,55

33,3

36,7

3,4

23,6

26,3

34

Орловская область

0,82

15,9

17,1

1,3

21,0

25,5

35

Вологодская область

1,22

25,4

31,4

6,0

25,8

25,3

36

Республика Татарстан

3,77

66,1

78,5

12,4

20,8

24,8

37

Еврейская автономная область

0,19

5,0

5,3

0,2

28,4

24,7

38

Костромская область

0,69

13,7

14,9

1,2

21,5

24,7

39

Калужская область

1,00

21,6

22,3

0,7

22,2

24,6

40

Республика Хакасия

0,54

10,5

12,5

2,0

23,2

24,5

41

Удмуртская Республика

1,53

26,9

30,9

4,0

20,2

24,5

42

Астраханская область

1,01

19,1

21,2

2,1

21,1

24,2

43

Республика Мордовия

0,83

14,9

16,5

1,5

19,8

24,1

44

Оренбургская область

2,11

37,1

42,5

5,4

20,1

24,1

45

Томская область

1,04

25,4

25,4

0,0

24,5

24,0

46

Тверская область

1,37

28,9

32,3

3,4

23,6

23,8

47

Пензенская область

1,38

26,2

27,7

1,5

20,1

23,7

48

Иркутская область

2,51

53,8

56,2

2,4

22,4

23,6

49

Хабаровский край

1,40

39,9

43,8

3,9

31,2

23,5

50

Кировская область

1,40

27,0

29,5

2,5

21,1

23,5

51

Ленинградская область

1,63

37,4

38,8

1,4

23,8

23,4

52

Пермский край

2,71

53,9

63,7

9,8

23,5

23,2

53

Республика Калмыкия

0,28

4,5

5,7

1,2

20,0

23,0

54

Нижегородская область

3,34

69,3

71,6

2,3

21,4

23,0

55

Челябинская область

3,51

61,1

71,9

10,8

20,5

22,9

56

Волгоградская область

2,60

48,5

54,3

5,8

20,9

22,8

57

Курганская область

0,95

18,3

19,1

0,8

20,0

22,7

58

Республика Башкортостан

4,06

63,7

76,7

13,0

18,9

22,6

59

Саратовская область

2,57

42,4

48,0

5,6

18,7

22,5

60

Республика Марий Эл

0,70

11,5

12,5

1,0

17,9

22,2

61

Рязанская область

1,16

22,0

24,6

2,6

21,2

22,1

62

Липецкая область

1,16

19,2

22,8

3,7

19,6

22,1

63

Ивановская область

1,07

19,6

21,4

1,8

19,9

21,9

64

Владимирская область

1,44

26,7

29,3

2,6

20,4

21,6

65

Чувашская Республика

1,28

21,0

22,8

1,8

17,8

21,6

66

Карачаево-Черкесская Республика

0,43

7,8

8,0

0,2

18,7

21,5

67

Свердловская область

4,39

82,2

91,5

9,3

20,8

21,0

68

Самарская область

3,17

69,6

69,6

0,0

22,0

21,0

69

Смоленская область

0,97

16,3

18,5

2,2

19,0

20,8

70

Республика Дагестан

2,71

48,5

49,1

0,6

18,1

20,7

71

Республика Северная Осетия

0,70

10,7

12,1

1,3

17,2

20,6

72

Калининградская область

0,94

18,2

20,1

1,9

21,4

20,2

73

Курская область

1,16

18,7

20,6

1,9

17,8

20,0

74

Краснодарский край

5,14

100,7

101,3

0,6

19,7

19,8

75

Тамбовская область

1,10

19,4

20,0

0,6

18,2

19,7

76

Алтайский край

2,50

41,8

42,2

0,5

16,9

19,4

77

Республика Адыгея

0,44

7,3

7,7

0,4

17,4

19,0

78

Омская область

2,01

31,3

33,2

1,9

16,5

19,0

79

Ставропольский край

2,71

50,1

50,1

0,0

18,5

18,8

80

Ростовская область

4,24

72,5

77,3

4,8

18,2

18,7

81

Воронежская область

2,27

36,7

39,8

3,2

17,5

17,5

82

Брянская область

1,30

19,6

19,6

0,0

15,1

17,5

83

Ульяновская область

1,30

15,0

16,9

1,9

13,0

15,6

Источник: «Ф.»

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль