Леонид Огородников: «Американский кинотеатр – это ангар с попкорном»

144
Интервью. Председатель совета директоров и совладелец ГК «КАРО» Леонид О­городников рассказал «Ф.», почему в российских кассовых сборах до сих пор с­уществуют «приписки» и почему в России не нужно снимать фильмы с бюджетом более $3 млн.

Леонид, финансовый кризис затронул рынок к­инопоказа в меньшей степени, чем многие д­ругие отрасли экономики, – посещаемость р­астет, бокс-офис тоже. В чем, на ваш взгляд, оказалась привлекательность кино как развлечения?
– Кинопоказ действительно продемонстрировал, что является устойчивым видом бизнеса. Даже когда люди начинают экономить на путешествиях, походах в рестораны и покупках, они продолжают ходить в кино, поскольку это одно из самых недорогих и доступных развлечений.
Как изменилась посещаемость в кинотеатрах сети в кризис?
– Этот показатель для каждого отдельного нашего кинотеатра, конечно, будет своим, но если говорить о сети «КАРО Фильм» в целом, то посещаемость в 2009 году увеличилась примерно на 12%.
Экономят ли зрители на попкорне? Какой доход приносит продажа F&B?
– В прошлом году люди начали экономить. Если в 2008 году по нашей сети food&beverages приносили порядка 33% от доходов с продажи билетов, то в 2009-м – уже 30%. Некоторые зрители покупали в ларьке сухарики и кока-колу, а потом шли со всем этим смотреть фильм. Сейчас мы предпринимаем меры по совершенствованию работы concession-зон – например, предлагаем посетителям расширенный ассортимент попкорна с различными вкусовыми добавками.
Кризис «вскрыл» слабые места в бизнес-моделях различных компаний. Есть ли такое слабое место у «КАРО Фильм»?
– Мы приняли решение приостановить гонку за увеличением числа площадок и экспансию в регионы, где во время кризиса наш бизнес заметно «просел». При сложившейся на рынке экономической ситуации правильнее инвестировать средства не в строительство большого количества кинозалов, а в качество обслуживания и кинопоказа. Теперь для нас гораздо важнее окончательно «довести до ума» те кинотеатры, которые уже имеются – в частности, максимально оснастить их цифровым оборудованием.
Установка цифровых проекторов дает ощутимый прирост сборов в уже действующих кинотеатрах. Тем не менее, если нам будут подворачиваться суперпроекты в сфере открытия новых мультиплексов, то отказываться от них мы, естественно, не станем.
Каковы предварительные финансовые результаты «КАРО Фильм» по итогам 2009 года?
– Финансовая отчетность находится на стадии подведения итогов, но в общих чертах показатели в прошлом году улучшились. Этому в немалой степени способствовало снижение долговой нагрузки в связи с погашением облигационного займа на 700 млн рублей.
Вы участвуете в операционной деятельности «КАРО»? Насколько топ-менеджеры самостоятельны в принятии решений?
– Топ-менеджмент абсолютно самостоятелен в принятии решений. Со мной согласовываются только бюджеты – месячные и годовые. И я очень внимательно слежу за тем, чтобы бюджеты выполнялись. Очень внимательно следим и за тем, как модернизируются кинотеатры сети.
Сколько вам принадлежит в ГК «КАРО»?
– 50% принадлежит мне, еще 50% – моему партнеру Олегу Андрееву.
Есть ли у Вас какой-то еще бизнес, помимо «КАРО»?
– Кино занимает достаточно много времени, поэтому помимо этого ничего системного нет – можно сказать, одно баловство. Пытались открыть сеть ресторанов, но попали на начало кризиса и приостановили этот проект. Рассматривали девелоперские проекты, но сейчас они тоже все заморожены.
В январе поменялись владельцы у сети кинотеатров «Киностар де Люкс». Вам не предлагали продать сеть?
– Интерес со стороны финансовых и профильных компаний есть, разговоры идут, но конкретных предложений мы не получали. Правда, пока у нас и нет необходимости продаваться – мы самодостаточны, поэтому не углубляемся в такие переговоры.
Собираетесь ли вы открывать новые 3D-залы в 2010 году?
– Активно открывать цифровые кинозалы мы начали в 2009-м, и к декабрю прошлого года у нас их было уже 18. В 2010-м продолжим открывать, поскольку просмотр кино в формате 3D весьма востребован у зрителей. Количественный показатель будет зависеть от состояния рынка – при благоприятном стечении обстоятельств мы планируем открывать не менее десяти залов в год.
Каковы затраты на оборудование для показа фильмов в формате 3D?
– Кинопроектор для «обычного» зала стоит около 50 тыс. евро. Стоимость оборудования, позволяющего показывать кино в формате 3D, находится в диапазоне от 85 до 115 тыс. евро.
Помимо проектора, существуют еще затраты на очки. Каковы они?
– Есть пассивные модели очков и активные. А­ктивные дороже – они стоят в пределах 50 евро, зато дают зрителю максимальный эффект при­сутствия во время просмотра фильма. На самом деле недавно мы даже столкнулись с проблемой воровства – поскольку очки очень красивые, некоторые люди воруют их, уносят как сувениры. Только на премьере «Аватара» у нас было похищено очков на 8 тыс. евро. Когда из зала вышло 1,5 тыс. человек, билетеры попросту не успевали за всеми гостями.
В одной из сетей я видел турникеты на выходе из зала, как в магазинах, датчики которых срабатывали, если зритель проносил очки.
– Возможно, и мы такие поставим. Мы лишь недавно столкнулись с этой проблемой и сейчас пытаемся понять, как ее можно решить.
Чуть ли не 70% бокс-офиса «Аватару» Джеймса Кэмерона в России принесли сеансы в 3D-залах. Каково соотношение по вашей сети?
– Мы остались очень довольны тем, как в прошлом году отработали фильмы, выпущенные в формате 3D. Сборы на «трехмерную» копию в несколько раз превышают соответствующий показатель у копий обычных. Например, по «Аватару» можно сказать, что цифровые залы принесли в три раза больше денег, чем залы, в которых фильм шел в обычном формате.
Планируете ли развивать производство фильмов?
– Да, мы не собираемся уходить из кинопроизводства. У нас есть определенные планы на текущий год – в апреле выходит вторая часть нашего фильма «На игре». Кроме того, мы продолжаем рассчитывать на государственное участие в создании фильмов.
Но первая часть «На игре» не окупила затрат на производство…
– Да, нам хотелось бы большего бокс-офиса от первой части картины, но окупаемость данного проекта рассчитана на два фильма. Некоторая часть зрителей рассчитывала увидеть фильм о компьютерных играх, снятый по законам голливудских картин подобного плана.
В целом же, по нашим данным, порядка 80% тех, кто посмотрел первую часть, хотят прийти и посмотреть продолжение. Я считаю, что сам фильм получился, не получилось продвижение. Второй фильм «На игре: Новый уровень» выходит в апреле, и сейчас мы заняты разработкой рекламной стратегии и новых креативов.
Есть ощущение, что реклама и маркетинг уже не работают в той степени, как на них рассчитывают производители и прокатчики.
– Действительно, продвигая фильм «На игре», мы действовали «по старинке», постарались забить эфир телерекламой, но российский зритель очень устал от неудачного российского кино, он периодически обманывается в своих ожиданиях, поэтому заставить его пойти на отечественный фильм сейчас – невероятно сложная задача. Нужен особый подход, и мы попытаемся его реализовать. Поэтому мы перенесли стартовую дату сиквела «На игре». Есть надежда, что все получится.
А что нужно, чтобы делать в России прибыльное кино?
– Необходимо снимать фильмы с небольшими бюджетами – до $3 млн, делая упор при этом на оригинальный и интересный сюжет, а не на спецэффекты. Не секрет, что основные траты приходятся именно на них. Например, бюджет двух частей фильма «На игре» составляет порядка $7 млн как раз потому, что там большое количество трюков и спецэффектов.
Но в таком случае российским фильмам отводится роль как бы нишевой продукции.
– Дело в экономическом расчете – при нынешнем количестве экранов в России просто нецелесо­образно снимать фильмы с бюджетами выше $3 млн. Слишком маленький объем рынка. Если в стране появится 5 тыс. экранов, то бюджеты можно увеличить и до $10 млн, рассчитывая их окупить.
Алексей Рязанцев, гендиректор «КАРО Премьер», недавно заявил, что после таких результатов, которые продемонстрировал «Аватар», некоторым пора уже прекратить приписки сборов. Это проблема еще актуальна?
– Да, она еще актуальна, но не так, как раньше. Еще несколько лет назад даже неудачный фильм на бумаге мог выглядеть чуть ли не хитом. Особенно в этом усердствовали продюсеры, которые таким образом пытались себя реабилитировать, если не в денежном, то хотя бы в имиджевом смысле, чтобы не отпугнуть новых инвесторов, к которым они приходили с заведомо ложными цифрами. Приписки кассовых результатов позволяли и неудачливым инвесторам чувствовать себя более комфортно, поскольку демонстрировали, что они не так уж и ошиблись – дали много денег, на которые сняли очень плохой фильм. Сейчас от практики приписок, конечно, необходимо избавляться, поскольку иначе мы просто не сможем получить объективную картину рынка.
Электронный билет может помочь в создании такой картины?
– Конечно, может помочь, и мы ратуем за его введение. Кроме того, он поможет бороться с недобросовестными кинотеатрами, которые недоплачивают. Мы, как дистрибьюторы, постоянно сталкиваемся с этой проблемой, и бороться с ней можно только сообща. Допустим, есть где-то в регионе кинотеатр, который, скажем, не ворует, а недоплачивает. Мы посылаем туда проверки, и если наши данные и данные, которые предоставлены кинотеатром, расходятся, мы предъявляем им претензии. Обычно они говорят: «Ой, тетя Клава ошиблась», исправляют отчеты, но на следующий день история повторяется. Тогда мы им говорим: «Мы больше не будем присылать копии фильмов», на что получаем ответ: «А нам все равно, мы будем работать с другими дистрибьюторами». Поскольку продукта на рынке сейчас намного больше, чем экранов, то для какого-нибудь регионального однозальника наш отказ с ними работать не станет трагедией. Бороться с ними можно только сообща – если весь рынок объявит им бойкот и договорится: такому-то кинотеатру копий больше не давать.
Кроме того, с небольшими кинотеатрами мы сейчас стараемся переходить на принцип «минимальной гарантии» – предоставляем кинотеатру копию фильма, за что тот гарантирует некую фиксированную сумму. Это позволяет нам как дистрибьютору хотя бы гарантировать возмещение затрат на печать копий.
Казалось, что гонка копий в российском кино закончилась, однако релизы «Аватара» и «Черной молнии» показали, что она снова в разгаре.
– Раньше мы действительно наблюдали гонку, когда каждый пытался доказать, что он лучший, выходя на огромном количестве копий. Иногда дистрибьюторы даже отдавали копию в какой-нибудь отдаленный кинотеатр лишь бы отметиться – дескать, я вышел с тысячной копией. В результате, часто не окупалось даже производство этой самой копии, напечатать которую стоит около $1,2 тыс. Сейчас к этому вопросу стали подходить более разумно, если судить по последним результатам проката. Что же касается «Аватара», вышедшего рекордным для России тиражом в 1327 копий, то у прокатчика были все предпосылки, чтобы рассчитывать на успех. Сейчас сборы фильма Джеймса Кэмерона по СНГ уже более $90 млн.
Почему Warner Brothers, дистрибьютором картин которого в России вы являетесь, не вкладывает здесь в производство фильмов? Почти все мейджоры уже этим занимаются…
– Мы разговаривали с ними о возможности совместного производства фильмов в России, и сейчас этот проект находится на стадии обсуждения. Мы периодически высылаем им сценарии, некоторые идеи им нравятся. Но Time Warner – огромная компания, поэтому на обсуждение любого предложения им требуется продолжительное время. Мы постепенно движемся в этом направлении, и я уверен, что рано или поздно положительное решение будет принято.
Будете ли вы делать римейки американских хитов на российский манер?
– Все возможно, особенно если речь будет идти о ставших уже мировой классикой фильмах Warner Brothers, возможно, тогда не придется тратить очень больших денег на покупку прав. Пока мы просто не задумывались над этим.
Кстати, насколько, на ваш взгляд, справедлива модель, когда 50% сборов достаются кинотеатрам?
– Эта модель однозначно справедлива для первой недели кинопоказа, поскольку всю основную нагрузку несут кинотеатры. Возьмите традиционный американский кинотеатр в регионах – это ангары с экраном и попкорном, то есть все очень-очень просто. Если мы посмотрим на наши современные кинотеатры – там есть и гардероб, и дорогая отделка, и кресла повышенной комфортности. Все очень красиво и требует определенных финансовых затрат не только на установку, но и на поддержание в рабочем состоянии. Кроме того, дополнительные расходы кинотеатров обусловлены отношениями с Российским авторским обществом. Речь идет главным образом о выплате вознаграждения авторам музыкальных произведений, исполняемых в фильмах – автор сначала получает вознаграждение при создании картины, а затем администрация каждого отдельно взятого кинотеатра обязана отчислять композитору 3% от валового сбора ленты на их площадке. Эти расходы очень сильно давят на кинотеатры. При этом очевидно, что невозможно повышать стоимость билета в кино, поскольку зрители не смогут платить много. Да и само количество кинозрителей ограничено, поскольку наиболее активной аудиторией являются представители возрастной группы от 18 до 30 лет.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль