Анна Ким о лоббизме

84
Ким Анна
Автор: Ким Анна
Попытки развивать цивилизованный лоббизм будут давать слабые результаты, пока коррупция остается более выгодной альтернативой

Представители Российского союза промышленников и предпринимателей будут присутствовать на заседаниях российского правительства. Решение подается как принятое «для баланса»: прежде такой привилегией пользовалась Федерация независимых профсоюзов, работодатели же ее не имели. По словам президента РСПП Александра Шохина, изначально вопрос ставился шире. Бизнес-сообщество хочет участвовать в экспертизе нормативных актов и законов, подготавливаемых в правительстве, в том числе на ранних стадиях разработки.
В российских реалиях диалог власти и бизнеса, как кажется на первый взгляд, нужен именно бизнесу и только ему. В действительности заинтересованных сторон значительно больше: ведь результаты взаимодействия в итоге обнаруживаются в законах и других нормативных актах, которые тем или иным образом влияют не только на финансовые успехи конкретного олигарха, но и на жизнь большого числа людей. Поэтому желание РСПП усилить свой голос – не только вполне нормальное, но и потенциально небесполезное для общества. Вспомните, к примеру, как создавался механизм государственных гарантий по банковским кредитам. Теоретически – прекрасная антикризисная мера, очень важная в ситуации credit crunch. На практике же программа в первой версии была написана так, что желающих воспользоваться ею среди банкиров не нашлось, и драгоценное время было упущено. И это не единичный случай подобного рода.
Конечно, в доступном в России формате диалога бизнеса с властью неизбежны побочные эффекты в виде усиления позиций отдельных предпринимателей в ущерб конкуренции и общественному благу. Поэтому отношение к лоббизму оставляет желать лучшего, многие не видят разницы между ним и коррупцией. Между тем бороться с последней надо, а с первым – бессмысленно. Гораздо конструктивнее попытаться ввести лоббизм в цивилизованные рамки. Прежде всего – повышать информационную открытость государства и бизнеса.

В Америке, помешанной на всеобщей прозрачности, придумали свое решение проблемы. Не скажу, что идеальное, но в своем роде неплохое. Там компании, имеющие штатных лоббистов (точнее, сотрудников, попадающих под это определение, прописанное в законе), а также представляющие их объединения, организации и частные лица, по закону обязаны отчитываться о своей деятельности. А именно, раскрывать информацию о контактах с Конгрессом или правительственными структурами, сути лоббируемых интересов и размере полученного вознаграждения. Причем отчеты эти отнюдь не пылятся где-то в труднодоступных закоулках государственных архивов. Любой человек, имеющий доступ в интернет, может ознакомиться с ними в специальном разделе сайта Сената США. В Европе не осмелились пойти так далеко: там есть реестр лоббистов, но регистрация в нем остается делом добровольным. На то, что подобная практика в ближайшие годы найдет применение в России, надеяться и вовсе не приходится.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль