2010 год начнется на более оптимистичной ноте, чем 2009-й. Но в экономике по-прежнему полно рисков, и шансы обойти их все равны нулю
Используйте пошаговые руководства:
Россия, как это ни печально, будет сильно зависеть от чужого мастерства регулирования экономики. Журнал Time, по-моему, поспешил, назвав Бена Бернанке «человеком года». Да, руководство ФРС и их коллеги в Европе и Азии остановили развитие кризиса, залив мировую финансовую систему беспрецедентным объемом ликвидности. Россия оказалась в числе главных бенефициаров тех решений: денежные потоки хлынули, помимо прочего, на рынок нефти, в результате чего цены на нее за год выросли примерно вдвое. Однако в 2010 году главам центральных банков (в первую очередь американского) предстоит пройти более серьезное испытание – откачать избыточную ликвидность и одновременно не позволить мировой экономике скатиться обратно в рецессию. Для России и не только для нее это глобальный риск номер один.
Внешний риск номер два может оказаться единым во многих лицах. Это появление новостей, подобных проблемам Dubai World и кредитного рейтинга Греции. Причем если плачевное состояние государственных финансов во многих странах ни для кого не секрет, а нарастание и снижение рисков здесь более или менее предсказуемы, то залегание плохих долгов пугающего размера на балансах банков – это своего рода минное поле, схема которого утеряна.
Оба названных внешних риска имеют обратную сторону в виде шансов на рост доллара. Отчасти мы это уже видели в декабре. Собственно, при реализации даже оптимистичного сценария в 2010 году американская валюта может демонстрировать прилив сил. Устойчивый выход экономики из кризиса даст ФРС основания не только сложить на полку инструменты предоставления ликвидности, но и повысить процентные ставки, что в течение некоторого периода будет очень позитивно для доллара. Опережающий рост ставок европейских ЦБ кажется маловероятным.
Главный внутренний риск можно обозначить одним словом – стагнация. И тут уже бессмысленно кивать на Запад как на явный источник всех бед. Причин для задержки в экономическом развитии множество. Банковская система, перегруженная сомнительными и безнадежными долгами, – плохой кредитор реального сектора. Государственный бюджет, заточенный на сохранение социальной стабильности, – плохой помощник модернизации и инновациям. Падающие в реальном выражении зарплаты и вялый рынок труда, а также слабые прибыли бизнеса вкупе с тяжелеющим налоговым бременем – плохие условия для возрождения внутреннего спроса.
Периоды оживления мы, несомненно, увидим. Например, в связи с освоением больших порций бюджетных средств: так, в начале года в экономике будут рассасываться деньги, впрыснутые в последние месяцы 2009-го. Если они не совпадут по времени с какими-либо внешними потрясениями, то будет даже казаться, что вот оно, счастье – кризису конец. Но эти хорошие отрезки будут прерываться разочарованиями, плохими историями на тему моногородов, банкротствами в финансовом и реальном секторах.
Методические рекомендации по управлению финансами компании