Закон «О банкротстве» может убить банки

62
Альфа-банк, как универсальный институт, «собрал» риски и кредитора и должника. Поэтому у нас нет предвзятых суждений о законопроекте «О банкротстве». Но у документа – продолжниковский характер.

Официально декларируется, что плохие долги составляют примерно 10% от общей суммы задолженности российских предприятий. К сожалению, Центробанк, который дотошно наблюдает за банковским сообществом, не высказывает своего мнения о тенденциях и причинах возникновения плохих долгов. По прогнозам различных экспертов, уровень плохих долгов вырастет не менее чем до 20%. И что будет с рынком, если новелла финансового оздоровления возникнет в отношении 20% активов банковской системы страны? Если институт финансового оздоровления родится в результате непродуманных решений в предлагаемой законопроектом форме, то банковская система будет парализована. Следующим пострадает государственный бюджет, потому что банкам потребуется поддержка.

Период полураспада. Это не значит, что института финансового оздоровления не должно существовать. Он, бесспорно, нужен. Банки-кредиторы, и Альфа-банк в частности, менее всего заинтересованы в банкротстве своих должников. Мы умеем торговать деньгами, но не управлять бизнесами наших заемщиков. Однако, в соответствии с законопроектом, участие существенных кредиторов в принятии решений о начале процедуры финансового оздоровления, о выборе административного управляющего, об утверждении плана финансового оздоровления просто утопично. А это ненормально. Топ-менеджмент, который довел свое предприятие до состояния банкротства, за редким исключением, уже показал свою некомпетентность. Почему кредитор должен быть лишен возможности отстоять свои права? Тем более такой кредитор, как банк. Банк-кредитор может быть не уверен в предлагаемом плане финансового оздоровления, но этот план может быть утвержден без его участия. Далее начнется период полураспада, и спустя некоторое время банк не сможет вернуть деньги вкладчиков.
Можно много говорить о таких деталях, как классы и группы кредиторов, предлагаемые законопроектом. Но выход один – без мнения большинства кредиторов, которые по сути своей в момент возникновения вопроса о начале финансового оздоровления являются собственниками предприятия, нельзя назначать арбитражного управляющего и утверждать план финансового оздоровления. А если кредиторы и должник договариваются о чем-то до инициации финансового оздоровления, тогда надобность в этой процедуре отпадает. Вокруг много подобных примеров.

Вспоминая классику. Согласно законопроекту, финансовое оздоровление может длиться до пяти лет. Кто будет обеспечивать платежеспособность банковской структуры, чей должник оздоровляется в течение пяти лет? Это нерешенный вопрос, от которого нельзя дистанцироваться. Закон не имеет целью за счет крови одних спасти других, но ситуация выглядит именно так. Вспоминается мультфильм про голубой вагон. Помните вопрос Чебурашки: «Гена, тебе тяжело? Давай я понесу чемодан, а ты понесешь меня?» В конечном итоге, поскольку острота проблемы кризиса банковской системы сейчас снята не до конца, то государство столкнется с ней еще раз. Это касается не только банковского регулирования, но и фискального направления.
Находки данного законопроекта не нужно аннулировать. Понятно, что в тучные годы накоплено мало практики обращения с долгом. Но если принять закон в предлагаемой форме, то спустя недолгое время придется дорабатывать его снова, но уже с точки зрения помощи банковской системе или налоговому ведомству. Поскольку мораторий неуплаты – это идеальный случай для любого хозяйствующего на российском рынке субъекта. Должно действовать базовое правило: хозяйствование в нашей стране осуществляется на свой страх и риск, а не на риск кредитора.
Нужно изменить порог задолженности, в зависимости от значения которого решается, начинать финансовое оздоровление или нет. Вариант, когда задолженность составляет 100 тыс. рублей, несерьезен. Должна присутствовать не абсолютная сумма, а относительная, например процент от стоимости активов. Можно дать должнику возможность обратиться к процедуре финансового оздоровления до того, как суд установит объемы задолженностей. Это сократит время принятия решений.

 

* По материалам конференции «Финансовое оздоровление и банкротство в условиях кризиса. Проблемы и эффективность».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль