Топливо для финансовой аренды

54
Инструмент. Для нормальной работы лизинговых компаний необходимы «длинные» деньги на срок не менее 3–4 лет. Однако кризис резко ограничил возможности по их привлечению.

По мнению начальника отдела маркетинга лизинговой компании (ЛК) «Трансфин-М» Ивана Шалагинова, наиболее остро проблема с заемным финансированием стоит перед независимыми лизингодателями, ориентированными на розницу и не имеющими не­ограниченного доступа к ресурсной базе материнских структур. Такие ЛК вынуждены использовать максимально широкий набор инструментов для привлечения финансирования – прежде всего банковские кредиты.

О долгах. Во время кризиса независимые ЛК первыми попадают под удар: с одной стороны банки сокращают сроки финансирования, а с другой – с большим трудом соглашаются на реструктуризацию долгового портфеля. Таким образом, бизнес многих независимых ЛК во время кризиса почти остановился. Основная причина в том, что банковские кредиты выдавались, как правило, сроком до одного года, то есть говорить о «длинных» деньгах не приходилось.
Банки уже начали постепенно увеличивать объем кредитования лизингодателей и, хоть и медленно, снижать ставки. Однако на период 3–5 лет ресурсы готовы предоставлять ограниченное количество банков. В связи с тем, что горизонты выхода из кризисов пока размыты, финансовые учреждения страхуются от возможных колебаний стоимости денег и закладывают в кредитные договора возможность пересмотра процентной ставки, либо делают ее гибкой.
Возможность получения кредита ЛК напрямую связана с ее финансовым состоянием, а также стажем сотрудничества с конкретными банками, которые предпочитают финансировать компании, с которыми их связывают длительные взаимоотношения.
Генеральный директор «ПН-Лизинг» Роман Маланин называет еще один вариант привлечения кредитов – специальные программы правительства России. Например, в конце сентября было принято постановление № 768 о субсидировании части процентной ставки при приобретении в 2009 году железнодорожного подвижного состава, а также на уплату лизинговых платежей по договорам, заключенным в 2009 году.
Кроме банковских ссуд ЛК могут также привлекать внешнее финансирование в виде облигационных зай­мов. Однако в условиях кризиса выпуск долговых ценных бумаг менее популярен, чем прямое кредитование. Во-первых, размещение облигаций предполагает привлечение значительных объемов средств, которые ЛК должна оперативно разместить в реальный сектор. Если выпуск организован не под конкретный крупный проект, то у заемщика возникают дополнительные расходы по обслуживанию еще не размещенных ресурсов. Во-вторых, при отсутствии достаточного практического опыта есть опасность, что ЛК просто не сможет разместить свои бумаги на рынке, что довольно часто и происходит.
Ведущий аналитик Ассоциации «Рослизинг» Вера Ершова называет еще одну причину того, что в неспокойное время ЛК предпочитают брать кредиты в банках: «Рыночные облигационные займы предполагают соответствие компании длинному списку требований, в том числе финансовой прозрачности и наличию положительной рентабельности, что в текущих условиях невыполнимо для многих организаций. Стоит отметить, что и в докризисный период к облигационным займам прибегало сравнительно небольшое число лизинговых компаний. Выпуску облигаций компании скорей предпочитали эмиссию простых векселей».

Выбор валюты. По мнению многих участников рынка, сегодня кредитование лизинга одинаково доступно (или одинаково недоступно – зависит от степени пессимизма эксперта) в любой валюте. Вопрос лишь в выгодности и рискованности каждого конкретного случая финансирования. Так Роман Маланин считает, что наиболее целесообразно, когда кредитование производится в той валюте, которая задействована в проекте: «Если лизинговая сделка внутрироссийская, то предпочтительнее рубли. В случае если проект связан с внешнеторговой деятельностью, то для минимизации рисков, связанных с курсовыми колебаниями, лучше привлекать финансирование в иностранной валюте».
Вице-президент по развитию бизнеса ЛК «Европлан» Александр Михайлов, считает, что все не так просто: «О долгосрочном кредитовании лизинговых компаний ни со стороны западных инвесторов, ни со стороны местных не слышно уже давно. Его просто не видно в 2009 году. Остается рублевое финансирование, но его «длинная» часть сконцентрирована пока в руках государства или квазигосударственных банков. Стоимость 5–8-летних рублей можно увидеть только в спецпроектах или «под сделку», а на свободном рынке их нет».
Иван Шалагинов отмечает, что для ЛК предпочтительнее кредитоваться в рублях, так как снижается вероятность валютных рисков: «Нестабильная ситуация с валютными курсами и практически малопредсказуемое их поведение в среднесрочной перспективе в значительной степени увеличивает риски лизинговых компаний». Кроме того, по мнению эксперта, если раньше банки основную ликвидность получали из-за рубежа и было удобнее кредитовать в валюте, то с наступлением кризиса основным источником финансирования стали деньги Центробанка и депозиты физических лиц, поэтому стало сподручнее предоставлять финансирование в рублях.

Экстремальное общение. Кризис показал наличие реальных проблем во взаимодействии банков и реального сектора. Как следствие, лизинговые компании, по сути являющиеся посредниками между финансистами и предприятиями, почти год находятся на «голодном пайке» – денежный поток от кредитных учреждений либо иссяк совсем, либо сильно ограничен.
Причин здесь несколько. Во-первых, ряд крупных игроков лизингового рынка намеренно сократили объемы нового бизнеса, в надежде пересидеть кризис и не занимать по высоким ставкам. Во-вторых, реальный сектор был вынужден замораживать и сокращать инвестиционные программы, урезая фонды, предназначенные на приобретение новой техники. Кроме того, возникли цепочки взаимных неплатежей между контрагентами, связанные с уменьшением оборотных средств для операционной деятельности предприятий.
Александр Михайлов считает, что на лизинговые компании у российских кредитных организаций просто не осталось денег: «В нынешних условиях у банков много более актуальных направлений для использования свободных ресурсов, чем давать в долг 3–8 летние кредиты лизинговым компаниям, даже своим».
В этих условиях основной задачей ЛК стала работа с дебиторской задолженностью, в том числе просроченной. У многих лизингодателей отделы продаж были переориентированы на отслеживание платежного состояния клиентов. Как следствие увеличения просрочек лизинговый сектор стал нуждаться не столько в средствах на новый бизнес, сколько в рефинансировании своих прежних обязательств.
Заместитель гендиректора ЛК «Центр финансового лизинга» Вадим Зарянич уверен, что большинство лизинговых компаний в 2009 году хорошо поработали с дебиторской задолженностью и навели порядок в своих портфелях. Поэтому существует высокая вероятность, что в 2010-м ЛК начнут более активно работать с потенциальными лизингополучателями, будут формироваться новые заявки на лизинг и увеличиваться поток обращений в банки со стороны лизингодателей.
При этом, несмотря на то что лизинговые компании в кризисных условиях – это достаточно рискованный инструмент для вложения средств, по сравнению с кредитованием физических лиц ЛК более стабильны и привлекательны для финансистов. По мнению Ивана Шалагинова, в долгосрочной перспективе взаимоотношения между банками и лизинговыми компаниями выглядят обнадеживающе. «Рынок в этом сегменте будет только расширяться и по мере восстановления экономики набирать обороты», – считает эксперт.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль