Гагик Закарян: «В 2014 году выведем банк на IPO»

80
Интервью. О том, чем помогло привлечение стратегического инвестора накануне кризиса, рассказал президент Юниаструм-банка Гагик Закарян.

Стал ли кризис неожиданностью для вашего банка?
– Нет, не стал. Еще в середине 2007 года мы отметили тенденцию сжатия рынка фондирования. Тогда же приняли решение об уменьшении портфеля долгосрочных кредитов – ипотеки и частично автокредитования. Ипотечный портфель к началу кризиса за счет продажи его части был уменьшен с $400 млн до $100 млн. Кроме того, начиная с 2007 года мы изменили структуру кредитного портфеля в пользу клиентов из числа малого и среднего бизнеса, которые могли быстро оборачивать свои средства, что дало нам возможность более мобильно управлять своей ликвидностью. Поскольку мы не инвестировали в фондовый рынок, не были вовлечены в заимствования институциональных инвесторов и могли управлять ликвидностью, то достаточно спокойно прошли острую фазу кризиса. Естественно, у нас тоже был отток депозитов физлиц – примерно на 7–8%. Но уже к декабрю 2009 года мы превзошли августовские показатели 2008 года по объему вкладов.
Вам приходилось перестраивать корпоративную культуру в связи с закрытием сделки по продаже 80% кредитной организации Bank of Cyprus?
– Чтобы банк мог более качественно и амбициозно расти дальше, нам нужен был стратегический партнер, который, помимо дополнительного капитала, привнес бы в наш бизнес собственный опыт работы и технологии. В начале 2008 года мы нашли взаимопонимание с Bank of Cyprus, который искал в России платформу для развития бизнеса.
Какие технологии привнес Bank of Cyprus? И насколько они оказались востребованными в кризисный период?
– Во-первых, и это главное – Bank of Cyprus привнес в наш бизнес клиентоориентированный подход. Именно он помог группе существенно вырасти за последние десять лет, причем не только на Кипре, но и в Греции, где они практически с нуля сумели завоевать 10% рынка, а также в других странах. Такой подход означает, что банк концентрируется на нуждах клиента, стремясь полностью удовлетворить его финансовые потребности. Во-вторых, Bank of Cyprus – это устойчивый банк европейского уровня с высокими инвестиционными рейтингами, что позволяет Юниаструм-банку, как члену этой группы, привлекать фондирование по меньшей стоимости, нежели до сделки, в том числе и на российском рынке. Очень важными в кризисный период оказались вопросы управления рисками. В России многие банкиры, к сожалению, вынуждены учиться на собственных ошибках. Мы же, благодаря Bank of Cyprus, уже больше года проходим адаптацию к стандартам риск-менеджмента, принятым в западных банках.
По поводу стоимости привлекаемых ресурсов. Вы снижаете ставки по вкладам?
– Мы полагаем, что сейчас отчетливо наметилась тенденция по снижению ставок по вкладам. С одной стороны, этот тон задает ЦБ, снижая ставку рефинансирования. С другой – коммерческие банки должны четко понимать, за счет каких активных операций возможно отработать необходимый уровень доходности по вкладам. Ситуация на рынке ликвидности сейчас нормализовалась, и мы можем переходить в режим работы, исходя из справедливого ценообразования.
Зачастую приход новых акционеров сопровождается довольно болезненной реорганизацией бизнеса…
– Еще до сделки нашим будущим партнерам было понятно, что знание российского рынка и его особенностей являются крайне важными в развитии. Поэтому и сделка была структурирована таким образом, что мы с Георгием Писковым остаемся управлять банком, естественно, вместе с менеджерами Bank of Cyprus, оставляя за собой 20% участия в капитале. Можно сказать, что в целом структура управления осталась прежней. Кроме того, в июле было принято решение, что более эффективным с точки зрения бизнеса является наличие понятного сценария развития банка на ближайшие пять лет, а не на три-четыре года, как планировалось ранее, поэтому мы перезаключили соглашение с Bank of Cyprus. Теперь у нас, как у частных лиц, появился больший интерес – и в плане вознаграждения, и в плане перспектив. Надеемся, что выполним стратегический план развития, который позволит нам войти в топ-20 крупнейших банков России. А в 2014 году выведем банк на IPO.
В ходе IPO продаваться будет Ваша доля?
– Да, скорее всего, размещаться будут 20%, которыми владеем мы с Георгием Писковым.
Юниаструм-банк – чуть ли не единственная кредитная организация, которая в столь непростой период увеличила затраты на рекламу почти в два раза по сравнению с докризисными уровнями.
– Приход стратегического инвестора позволил нам практически без перерыва перейти к активной стратегии развития. Конечно, кризис заставил нас более взвешенно подойти к вопросу, какие именно ниши и клиенты интересуют нас в новых условиях, но мы не останавливали свое развитие. Банк продолжал выдавать кредиты, искать новых клиентов, предлагать новые продукты. Естественно, активный рост требует соответствующей рекламной поддержки, требует того, чтобы о нас знало как можно большее количество людей. В 2010 году наша рекламная кампания будет еще более агрессивной, поскольку мы собираемся нарастить портфель на 30–40%.
Насколько это целесообразно, учитывая то, что доходы от розницы могут снизиться еще больше – не так давно Высший арбитражный суд принял решение запретить комиссии за открытие и ведение ссудного счета?
– Комиссия за ведение и открытие счета – это скорее маркетинговый ход. Разные банки пытаются по-разному презентовать свои продукты, поэтому если всем будет запрещено взимать эти комиссии, то ничего страшного не произойдет. Главное, чтобы условия были одинаковыми для всех. Сейчас, повторюсь, комиссия за открытие и ведение ссудного счета – это своего рода маркетинговый ход и частный вопрос ценообразования. Каким-то банкам выгоднее объявлять низкую ставку по кредитам, но брать высокие комиссии, каким-то – наоборот. Если решение по запрету будет принято, мы будем продолжать конкурировать и искать другие маркетинговые ходы, которые могли бы увеличить привлечение клиентов.
В прошлом году Юниаструм-банк выдал автокредитов почти на 4 млрд рублей, в этом году объем таких ссуд, естественно, меньше. Наблюдается ли сейчас какое-то оживление на рынке автокредитования?
– В секторе автокредитования, к сожалению, оживления пока нет. Людям сложно прогнозировать свои доходы, поэтому они стремятся максимально оптимизировать расходы и тратить деньги лишь на самые необходимые вещи. Тем не менее, сейчас мы выдаем в месяц 350–400 млн рублей автокредитов. По нашим оценкам, банк занимает около 3–4% этого рынка, и мы хотели бы увеличить свою долю.
Что планируете для этого делать?
– Создаем новые продукты, предлагаем более интересные ставки, кооперируемся с автосалонами, с которыми стараемся разрабатывать специальные линейки. Думаю, нам удастся договориться с производителями автомобилей и запустить ряд совместных программ. В 2010-м, как я и говорил, мы планируем выдавать больше кредитов, чем в нынешнем году. Надеемся, что люди несколько успокоятся и спрос на данном сегменте рынка возрастет.
Вы активно кредитовали средний бизнес. Есть ли там сейчас заемщики, которые устраивают вас по своему качеству и которые готовы брать кредиты по существующим ставкам?
– Не секрет, что наибольшие трудности испытывают те компании, которые слишком агрессивно росли до кризиса. Малые и средние предприятия, которые занимаются достаточно простым бизнесом, например, в сфере услуг пострадали не так сильно, и для них не столь критично даже падение продаж на 20%. Это наша ниша. Мы работаем с теми, кто занимается производством продуктов питания, товаров народного потребления. Услуги населению будут востребованы всегда – какой бы ни был кризис, людям все равно нужно есть, пить, одеваться и куда-то ходить.
 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль