Второй год дешевых карнавалов

78
Корпоратив. Предновогоднего ажиотажа в корпоративном сегменте снова не наблюдается. Звезды в простое, залы свободны – режим экономии никто не отменял. Сотрудников ждет домашняя атмосфера: оливье и дискотека в холле.

В последние докризисные годы понятие «встреча Нового года на работе» претерпело серьезные изменения. От душевных посиделок с самодельными танцами оно переросло в стратегически важное событие, планирование которого начиналось еще летом: лучшие залы, звезды в гостях, именитые ведущие. События последнего года заставили форму прийти в соответствие с изначальным содержанием. «До прошлого Нового года праздновали широко: позволяли себе арендовать помещения, приглашать звезд, тратили несколько миллионов рублей. В кризис бюджеты пересмотрели, и новогодние расходы пошли под нож одними из первых. Вспомнили, что основное – сохранение традиций компании, поздравление всех и награждение лучших, подведение неких итогов, – рассказывает генеральный директор «Комкора» Леонид Гуштуров. – В итоге на встречу 2009 года потратили в 15 раз меньше, чем на 2008 год. Обошлись собственными силами, благо у нас появилось свое здание с киноконцертным залом, более 1 тыс. сотрудников отметили праздник в офисе – он стал более «семейным». В этом году мы все хорошо поработали и сможем потратить вдвое больше, но праздновать снова будем в офисе: Дед Мороз со Снегурочкой, тигр – символ нового года, конкурсы, шампанское, стол, живая музыка. Возвращаться к докризисным тратам не собираемся». По мнению гендиректора агентства Manfriday Максима Львова, в прошлом году более 50% компаний полностью отказались от торжеств в пользу домашнего варианта «отмечания по отделам». Но оставшаяся половина корпоративы все-таки провела. Особо востребованы в декабре 2008 года были пластиковая посуда и двойники звезд, например, Верка Сердючка-2 за 15% цены. Год спустя многие компании хоть и решились снова собрать всех вместе, но на большие расходы готовы единицы.

Глубокое отступление. Чтобы понять какую «Россию новогоднюю» потеряли, нужно вспомнить, как развивались события. До 2007 года история шла «по нарастающей». «На Новый год продать можно было все, что называлось артистом, – вспоминает Максим Львов. – В конце октября – ноябре 2007 года найти помещение на проведение новогоднего мероприятия было почти невозможно. Наиболее затратные корпоративы проводили компании из верхушки среднего бизнеса и быстро развивающиеся малые. Помпезные мероприятия устраивал себе менеджмент крупных структур. Средняя численность таких торжеств – около 500 человек. Расходы на одного гостя колебались от $150 до $500 (если количество гостей приближалось к тысяче, то экономили на объемах) в зависимости от качества программы. По затратам на первом месте стояли артисты и ведущий, затем оформление мероприятия, площадка и на последнем – питание с напитками». Теперь пирамида перевернулась: питание и напитки на первом месте, потом аренда площадки, наконец, артисты, и в самом хвосте более чем скромное оформление.
Если раньше для воссоздания нужной атмосферы строились чуть ли не мосфильмовские павильоны, то теперь надеются на воображение сотрудников. На встрече 2009 года компания «Л’Ореаль» собиралась потратить «на вручение Оскаров» своим сотрудникам около 30 млн рублей. Затем принялась резать бюджет, и первым отменила антураж. В итоге «Л’Ореаль» вовсе отменила массовые гуляния. А вот приглашать людей на «три кусочка колбаски» работодатели не любят. «Сейчас мы распределяем бюджет следующим образом. Сначала угощение и напитки, и потом уже смотришь, кто «пролезет»: Лайма Вайкуле или Василий Пупкин с компанией. Нехватка еды с избытком алкоголя – катастрофа для любого праздника», – рассказывает представитель одной российской компании.
Манера празднования изменилась у многих представителей финансового сектора. Так в 2007 году на новогодней вечеринке Бинбанка выступал Дима Билан, группа «Дискотека Авария» и ансамбль «Самоцветы». В 2008 году вечеринки не было, а в качестве подарка от банка все сотрудники отправились в культурный поход на мюзикл «Красавица и чудовище». В 2009 году банк вернется к классической схеме: из торжественной части – слово руководства, награждения лучших сотрудников, из развлекательной – выступления приглашенных коллективов и дискотека. Подробности празднования держатся в секрете, но бюджет мероприятия в три раза меньше, чем при встрече 2008 года.
«Велес Капитал» в прошлом году также обошелся без корпоратива. Компания решила, что даже в непростое время всегда есть люди, находящиеся в более тяжелой ситуации: например, дети, оставшиеся без родителей. Кризис активизировал размышления многих о благотворительности, поэтому собрали деньги, купили подарки и поехали в детский центр «Вдохновение». Там по-новогоднему украсили здание центра, установили большую елку, организовали конкурсы для детей, устроили большой фейерверк, вместе с детьми согревались чаем и горячим шашлыком. «Получилось очень ярко и необычно. Многие сказали, что это был один из лучших новогодних праздников за время существования компании, при том что он обошелся очень недорого – 5% от бюджета 2007 года, – рассказывает начальник управления по работе с персоналом «Велес Капитала» Марина Миронова. – В этом году компания не откажется от благотворительной акции, но традиционное корпоративное мероприятие тоже проведем. Звезд не зовем, так как стоит задача не «поразить размахом празднования», а «вызвать положительные эмоции». Как известно, чтобы получить улыбку, не всегда нужно приглашать целый цирк». Бюджет декабря-2009 – это половина предновогодних расходов декабря-2007.

Антикризисные меры. В IBS приход нового года считают праздником семейным и для корпоративной культуры событием второстепенным. Поэтому всегда его отмечали силами подразделений. Однако кризис внес коррективы. «Прошедший год был сложным и потребовал очень напряженной работы, хотелось сделать сотрудникам необыкновенный подарок. Поэтому когда мы узнали, что в Москву приезжает Cirque Du Soleil – решение приняли незамедлительно. В один из декабрьских дней цирк даст представление для нас. Во-первых, это уникальная возможность собрать на одном мероприятии всех сотрудников. Во-вторых, всемирно известное шоу – достаточно эксклюзивный подарок. И, самое главное, – каждый сотрудник получил возможность привести на шоу одного члена семьи или просто близкого человека. Так что праздник по-прежнему останется семейным», – объясняет директор по персоналу компании IBS Екатерина Прохорова. В компании собираются раздать около 3 тыс. билетов.
Но есть и такие, на праздничных бюджетах которых кризис не отразился. «Ни год назад, ни сейчас бюджеты на развлечения не режем. В течение трех последних лет расходуем примерно по $200 на человека – это в Москве, – объясняет генеральный директор Parallels Сергей Белоусов. – Для сотрудников и в Европе, и в Америке подобные вечеринки обходятся гораздо дешевле. В целом по компании могу отметить, что организация праздника подешевела на 15–20%. В Москве, где центр разработок Parallels наиболее многочисленный (300 программистов, 80% штата – мужчины), мы всегда пользовались услугами агентств, которые совместно с нашим HR-департаментом разрабатывали программу вечера. Концертными выступлениями никогда не ограничиваемся, иначе можно уснуть. Акцент делаем на игровых развлечениях: тир, керлинг, каток. Главное «достижение» кризиса – возможность бронирования места на 30 декабря. Последние несколько лет найти хорошее помещение за адекватные деньги на это время было нереально, приходилось устраивать вечеринку в середине декабря, а то и вовсе в январе».
Банк «БНП Париба Восток» в прошлом году также не сокращал расходы и все-таки провел «антуражную» новогоднюю вечеринку в стиле 30-х годов под девизом «Добро пожаловать в семью». В этом году бюджет мероприятия снизился на треть, но только за счет падения цен на услуги подрядчиков.

Праздник как бизнес. Новогодние корпоративы кормили не только счастливых сотрудников. В Москве возникли сотни агентств, занимающихся устройством «ивентов» (event – событие), благо дело не требует большого количества рук. История тех дней: два молодых человека организовали рекламное агентство, но вскоре поняли: сотрудничающие с ними компании не прочь скинуть с себя груз обустройства вечеринок. Молодые люди быстро сориентировались и учредили отдел «ивентов». «Самое крупное мероприятие, которое мы успели провести, до кризиса стоило одной парфюмерно-косметической компании 4,5 млн рублей, – рассказывает бывший начальник ныне упраздненного за ненадобностью отдела. – Официальная комиссия была 15%, однако мы всегда могли сэкономить на различных услугах, выбить скидку из контрагентов. Дополнительные бонусы увеличивали вознаграждение до 30%. Даже крупное мероприятие могли организовывать всего три человека, которые к тому же вели несколько проектов параллельно. Бизнес был более чем выгодным».
Предприимчивые ребята налаживали контакт с дорогостоящей артистической составляющей: например, цена Ивана Урганта с агентской накруткой составляла 55 тыс. евро за новогоднюю программу. Без наценки его обаяние стоило 40–50 тыс. евро. Кстати, даже сейчас высокая востребованность Ивана Урганта позволяет ему не переписывать ценник. Остальные «первые места» среди ведущих занимают супруги Стриженовы, резиденты «Камеди Клаб», Сергей Минаев, Татьяна Лазарева и Михаил Шац, Антон Комолов и Ольга Шелест – они стоят от 10 до 25 тыс. евро за пять часов работы. По мнению Максима Львова, кризис заставил ведущих быть более профессиональными, бороться за клиента. В период сенокоса многие халатно относились к своим обязанностям: с трудом прочитывали сценарий, путали имена «генералитета», бегом посещали репетицию. 
«”Звездное” ценообразование у нас проиходит не так, как на Западе, – утверждает Максим Львов. – Например, у тамошних артистов нет постоянной цены: в каждом новом случае ее определяет агент, который взвешивает все условия выступления в той или иной обстановке. У нас так работают немногие, например – Алла Пугачева, которой всегда важно, перед кем, где и когда она будет петь. Нельзя утверждать, что за $0,5 млн она согласится в любом случае. Подобным образом пытаются вести себя Дима Билан и Филипп Киркоров, но складывается ощущение, что они-то как раз выясняют возможность запросить больше денег, и как таковой имиджевой составляющей здесь нет».
Если просто позвонить исполнителю, то он никогда не сознается в том, что подешевел, и назовет прошлогоднюю цену. Например, 45 минут выступления группы «Чай вдвоем» обойдутся в 20 тыс. евро, «Несчастного случая» – 10 тыс. евро. Концерт «Мумий Тролля» стоит уже 30–35 тыс. евро – высокий размер гонорара объясняется тем, что группа выступает только «живьем» и дает не более одного концерта в день. Молодые и прыткие музыканты успевают съездить на два-четыре выступления. Но когда дело доходит до контракта, покупатель просто называет свою разумную цену и артисты, как правило, идут на уступки. Так Алена Апина скажет, что выступает за 10 тыс. евро, но, скорее всего, будет петь и за $10 тыс. Ансамбль «Земляне» по официальному ценнику «стоит» 12 тыс. евро, но может согласиться и на 10 тыс. евро. Также следует учитывать, что у артиста есть три цены: обычная, декабрьская и в последние 10 дней декабря. Они могут отличаться в разы.
Даже со скидками звезды сейчас – не самый привлекательный товар. «Мы не хотим переплачивать за имя, да и с индивидуальным репертуаром одной «звезды» всем не угодишь. Для веселья нужен коллектив, хорошо поющий и играющий вживую. И мы нашли такой прошлый летом – «Московские каникулы», – рассказывает Леонид Гуштуров. – Прекрасный вокал, подборка хороших песен, и стоимость приемлемая». По информации «Ф.» – 100 тыс. рублей за пять часов выступления.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль