Кого ждет жизнь в шоколаде

81
Отрасль. Кондитерский рынок захватили иностранные концерны: лишь один отечественный производитель попадает в топ-5. Но передел не закончен благодаря структурным изменениям спроса, вызванным кризисом.

Стадия агрессивного поглощения активов, направленного на наращивание своего присутствия, подошла к концу. Степень консолидации отрасли уже высока. Иностранные концерны выступили в роли «пылесосов» благодаря трем основным факторам. Во-первых, отрасль демонстрирует высокие показатели рентабельности. Специалисты аналитической компании «Экспресс-обзор» оценивают чистую маржу производства шоколада в 30–50%, а в целом по мучной кондитерской продукции – 10–20%. Во-вторых, сыграла позиция государства, которое не относит эту отрасль к стратегическим, впрочем, как и большую часть остального пищепрома. В-третьих, привлек стабильный рост шоколадного рынка. Росстат говорит, что выпуск кондитерских изделий в стране в 2008 году увеличился на 4% до 2,84 млн тонн. А «Экспресс-обзор» оценивает рост потребления в среднем на 8,9% за последние 4 года в натуральном выражении. Правда, в 2009-м темпы снизились, но все равно остаются в положительной области. Эксперты ожидают расширения рынка по 5% в год.
Активная консолидация началась с выхода в 2002 году американской Kraft Foods, ранее импортировавшей в Россию только чипсы и кофе. Компания мелочиться не стала, махом скупила весь европейский бизнес Stollwerk, в том числе кондитерскую фабрику в Покрове (Владимирская область) и брэнд Alpen Gold. Тремя годами позднее на российские просторы пришла норвежская Orkla, выкупив одного из крупнейших производителей кондитерских изделий «Сладко», а затем и петербургскую «Фабрику им. Крупской».
Ряд крупных приобретений произошел не так давно. В 2007-м Nestle получил Рузскую кондитерскую фабрику (с основными торговыми марками «Рузанна» и «Комильфо»), что обеспечило компании место в лидерах российского шоколадного рынка, а также позволило выйти в высокомаржинальный и стремительно развивавшийся до кризиса премиум-сегмент. Стоимость килограмма таких конфет в среднем втрое выше развесных и вдвое дороже батончиков и плиток. Затем Wrigley Company стала правообладателем брэнда «А. Коркунов», получив вместе с ним 16% сегмента шоколадных конфет в коробках.

Занялись стройкой. После 5 лет консолидации активов для поглощения на рынке фактически не осталось: все, что можно, уже давно распродано и раскуплено. Правда, до России могут доноситься отголоски сделок на глобальном уровне. Сейчас весь мир наблюдает за борьбой за активы британского производителя шоколада Cadbury. В списке претендентов на покупку уже значатся четверо: американские концерны Kraft Foods и Hershey, итальянская Ferrero, а теперь швейцарская Nestle. Сторонам никак не удается сойтись в цене. Пока максимальной остается оценка от Kraft Foods, предложившей $16,8 млрд. А рыночная капитализация британского производителя уже превышает $18 млрд. В России Cadbury принадлежит две фабрики в Новгородской области: одна – по производству жевательной резинки Dirol, другая – по выпуску одноименных шоколадок.
Предсказуемая кризисная тенденция – сокращение премиум-сегмента. Вследствие стремления потребителей экономить произошел всплеск продаж недорогой продукции. В ответ кондитерские фабрики принялись расширять производство по выпуску более дешевого товара, стремясь захватить долю конкурента.
В условиях нехватки мощностей компаниям нечего делать, кроме как их строить. Orkla возводит в Санкт-Петербурге второй цех по производству недорогих шоколадок, украинская Roshen вводит очередной конвейер по выпуску карамели и помадок в Липецке, а Kraft Foods закончила строительство нового завода по производству печенья, шоколадок и кексов стоимостью 20 млн евро и мощностью 30 тыс. тонн в год в Собинском районе Владимирской области. Там же «Ферреро» планирует к концу года завершить строительство кондитерской фабрики. Кризис заставил итальянцев изменить первоначальные планы: раньше на фабрике планировалось запустить первой линию «Рафаэлло», затем «Киндер-шоколада», в итоге сошлись на шоколадной пасте. «Объединенные кондитеры» пытаются не отставать: в ближайшие 2–3 года концерн собирается модернизировать Воронежскую кондитерскую фабрику, вложив $250 млн в трехкратное увеличение мощностей (с 30 до 90–100 тыс. тонн шоколада и конфет в год).

Шоколадный дефицит. Почти весь объем продаж шоколада на отечественном рынке обеспечивается продукцией, выпускаемой на территории России. Но отсутствие собственных плантаций какао-бобов делает отрасль зависимой от международной конъюнктуры, а также курсов валют. Правда, в разной степени: содержание какао в шоколадных изделиях колеблется в диапазоне от 30% до 70%.
С начала года цены на какао-бобы на мировом рынке выросли на 24%. А 20 ноября стоимость декабрьского фьючерса на какао на бирже Liffe достигла уровня в 2,19 тыс. фунтов за тонну, побив 20-летний максимум. По прогнозам экспертов, рост цен на этом не остановится. Аналитики Barclays Capital связывают их дальнейшее повышение с возможным восстановлением мировой экономики в следующем году, значит, с возрождением спроса на шоколадные изделия.
Нынешней причиной взлета котировок стали опасения, что темпы роста производства будут отставать от потребления. По данным посольства Франции в африканской республике Кот д’Ивуар, на которую приходится 40% мирового предложения какао-бобов, производство в 2009/10 маркетинговом году (начался с 1 октября) может сократиться более чем на 100 тыс. тонн, после уменьшения на 200 тыс. тонн в 2008/09. Эксперты опасаются, что урожай со старых деревьев в стране будет еще меньше, чем в прошлом сезоне, а для посадки новых растений у фермеров Кот д’Ивуара нет денег. Плюс скажется нехватка удобрений.

 

Кого ждет жизнь в шоколаде

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль