США: гегемон устал

164
Тенденция. Ослабленная американская экономика более не способна играть роль мирового финансового гегемона. Глобальная экономика нуждается в новых лидерах.

Кризис – лучшее время для развенчания стереотипов. Даже таких, казалось бы, незыблемых, как роль США в качестве лидера мировой финансовой системы. Мировая экономическая система до сих пор нуждалась в таких гарантах, и любая тень неуверенности в их способности выполнять эту роль поднимает целый ряд острых политических и экономических проблем.
Несколько десятилетий назад Чарльз Киндлбергер, один из лучших экономистов-исследователей Великой депрессии в США, выделил пять общественных благ (или, как говорят экономисты, «позитивных экстерналий»), которые поддерживают рост глобальной экономики. Это:
1. Наличие потребителя последней надежды;
2. Наличие центра координации макроэкономической политики;
3. Поддержка устойчивой системы обменных курсов, основанных на резервной валюте;
4. Наличие кредитора последней надежды;
5. Обеспечение в случае необходимости контрциклического долгосрочного кредитования.
В сегодняшнем более сложном финансовом мире таких пунктов больше. Например, один из руководителей инвестиционной компании PIMCO, известный американский экономист Мохаммед Эль-Эриан добавляет еще два общественных блага:
6. Обеспечение безрисковых активов, эталонных по отношению к любым другим финансовым инструментам;
7. Наличие крупных и предсказуемых финансовых рынков, которые другие страны могут использовать в качестве посредников при финансовых операциях и для развития собственных рынков.
 

До кризиса США были фактически единственным производителем всех этих глобальных общественных благ. Ну а когда разразился кризис, порожденный в самом ядре глобальной финансовой системы, а не на периферии, как это было раньше, оказалось, что Америка не справляется со своей ролью. С одной стороны, это ставит под удар будущее США, а с другой – создает неопределенность в формировании архитектуры будущей глобальной экономики.

Рассмотрим эти изменения подробнее.

1. США – потребитель последней надежды. Американский потребитель перекредитован и слаб, уже набранная долговая нагрузка и растущая безработица не позволяет американским домохозяйствам и компаниям еще больше наращивать долги и потреблять.
2. США – центр координации макроэкономической политики. Пока эта роль не оспорена, ибо других центров просто нет, но «брожение умов» началось и здесь, именно так следует расценивать многочисленные призывы экономистов и политиков к созданию некого наднационального центра координации мировой макроэкономической политики, либо на основе уже существующих институтов, вроде МВФ, либо посредством создания принципиально новых глобальных финансовых регуляторов.
3. США – гарант устойчивой системы обменных курсов. Устойчивость доллара как резервной валюты поставлена под сомнение хроническим «двойным дефицитом» – платежного баланса и бюджета, что выливается в значительный рост долгового бремени Америки, вряд ли совместимого с сильным, устойчивым и предсказуемым долларом.
4. США – кредитор последней надежды. Американская экономика сама чрезвычайно зависима от многомиллиардного внешнего притока капитала – кредитором последней надежды стал Китай.
5. США – источник контрциклического долгосрочного кредитования. Предоставление ФРС США в конце прошлого – начале нынешнего года долларовых своп-линий центробанкам как развитых, так и развивающихся стран показывает, что пока Америка справляется с ролью контрциклического кредитования. Однако подобную роль начинает играть Китай, предоставивший, например, в начале 2009-го юаневые кредитные своп-линии, кроме прочего, Аргентине и Белоруссии.
6. США – источник безрисковых эталонных активов. Кризис существенно снизил спрос на американские активы, вроде корпоративных облигаций или облигаций полугосударственных агентств Fannie Mae и Freddie Mac. Однако спрос на государственные облигации остается незыблемым, несмотря на их чрезвычайно низкую доходность. Почему так происходит? См. пункт 7.
7. США обеспечивают наличие крупных и предсказуемых финансовых рынков. Эта роль пока неоспорима. Финансовый рынок Америки несопоставимо глубже других. Так, львиную долю рынка мирового госдолга занимают США – остальные страны, эмитирующие облигации, занимают на этом рынке несущественные доли, и зачастую их экономическое положение и долговое бремя еще хуже, чем в США (например, Япония или Италия). В итоге странам с серьезным профицитом торгового баланса (прежде всего, Китай) просто нет альтернативы, кроме вложений этого профицита в американские правительственные облигации. Но, однако же, как только профицит Китая снизится в результате роста внутреннего потребления, спрос должен упасть.

Мы видим, что гегемон сильно ослаб – чтобы остаться лидером мировой экономики, США нужно восстановить производство глобальных общественных благ либо же потесниться на финансовом Олимпе и передать и/или организовать их совместное производство вместе с другими странами (основными партнерами будут, разумеется, ЕС и Китай).
Стоит также ожидать изменения роли доллара как глобальной резервной валюты. Возможно, реформа будет сосредоточена на более широком использовании наднациональных средств расчета (вроде «валюты» МВФ – СДР). Сейчас в корзину СДР пока не входит китайский юань, но это вопрос времени.
Восстановление же того, что в принципе может быть восстановлено, потребует от Америки хорошо проработанной реформы финансового контроля и программы по обузданию дефицита бюджета и ограничения роста госдолга. Очевидно, однако, что  ключевая роль, которую американцы играли как двигатель глобального роста, более им не по плечу. Новым локомотивом мирового роста на ближайшие десятилетия должен стать Китай, а вспомогательную роль будут играть другие развивающиеся страны.
Важно, чтобы эта важнейшая экономическая и политическая трансформация, сравнимая по глобальным эффектам с крушением СССР и социалистического лагеря в конце ХХ века, происходила как можно более гладко, без политических потрясений. Но этот риск может и реализоваться, не исключено, что США будет сопротивляться изменениям и стремиться воссоздать устаревшую систему, которая более не соответствует послекризисным экономическим реалиям. В этой ситуации существует опасность, что глобальные игроки пойдут своим собственным путем, пожертвовав эффективной координацией экономической политики в пользу торгового и финансового протекционизма. Хуже от этого будет всем. Ну а лучшая защита против таких плачевных результатов – раннее признание нового глобального status quo Америкой и скоординированное действие по выходу мировой экономики на новую, на сей раз многополярную траекторию развития.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль