Пропасть между IT и бизнесом

48
Все проблемы взаимодействия бизнеса и IT – следствие недопонимания. Заказчики по-прежнему сомневаются в эффективности автоматизации, несмотря на общепризнанное мнение о ее необходимости.

Существует ряд примеров неэффективности работы информационных систем. Задумываясь об автоматизации, заказчик должен сформулировать для себя, какие производственные показатели изменятся в лучшую сторону после внедрения IT. Распространенная ситуация: руководство компании решило автоматизировать определенный набор бизнес-процессов. Выбрали и внедрили программное решение с подходящим функционалом, тем не менее ни один производственный показатель не улучшился: ни выручка, ни трудозатраты. Формально проект удался. Спрашивается, зачем тратились деньги на автоматизацию?

Слон или кит. Проблема в том, что между реальными потребностями, «болевой точкой» предприятия, и выбором программного продукта с той или иной функциональностью лежит пропасть. Все чаще вспоминаю ситуацию, которая случилась 15 лет назад. В то время «Форс» активно продвигал на рынок систему для автоматизации банковской деятельности, и к нам обратились со странным вопросом: «Есть деньги и желание создать банк, но нет понимания банковской деятельности. Можно ли, внедряя вашу систему, научиться банковскому делу?» Тогда эта ситуация воспринималась как анекдотическая.
Сейчас я понимаю: странно звучит, но в этом подходе был определенный резон. Люди собирались покупать не программы, а бизнес-процессы, знания, заложенные в программе. Им необязательно понимать, как устроена информационная система. Надо думать о соответствии ее функциональных возможностей специфике бизнес-процессов предприятия. А в жизни клиенты выбирают между Oracle и SAP как между двумя программами. Такой выбор напоминает мне детский вопрос из «Кондуита и Швамбрании» «Если слон, да на кита, то кто кого поборет?».
Другой характерный пример из практики в области IT-консалтинга. Около 10 лет назад мы внедряли биллинговую систему у крупного телекоммуникационного оператора. Проект шел ни шатко ни валко, наконец заказчик спросил: «Как же так, ведь когда я покупаю телевизор, я не интересуюсь, как он работает? Почему же я должен вникать в особенности работы системы?» Такой подход ошибочен, ведь телевизор покупается не для того, чтобы его включать-выключать, а смотреть программы, например футбол. Если матчи не транслируются, то телевизор не поможет, как бы он ни был хорош. Телевизор – только инструмент. Задача – получить возможность регулярного просмотра футбольных матчей. Но ее решение грозит затратами и на телевизор, и на спутниковую антенну, и на подключение к оператору. Реально покупается телевизор + контент.
Так и с IT. Информационные технологии – это не только программы. Это еще контент, поставляемый самим предприятием (бизнес-процессы и данные). Если с контентом проблема, то программа не поможет. Если в зеркале вы видите не совсем то, что хотели, то вряд ли зеркало в этом виновато.
Эффект IT как волшебной палочки, который столь привлекателен для клиентов, возникает крайне редко. Даже несмотря на растущую техническую грамотность. Хотя, по моему мнению, в последние годы со стороны заказчиков значительно возросло понимание роли и задач IT в бизнесе.

Оплата по факту. Чтобы повысить долю успешных проектов, можно по-новому подойти к заключению контрактов. Например, у заказчика большие массивы разнородной информации, сложные базы данных. Подрядчик должен наладить эффективное управление ими. В отличие от традиционного подхода, когда оплата производится за выполнение определенного перечня работ, можно предусмотреть оплату по факту повышения производительности на столько-то процентов.
Но видел ли кто-нибудь контракт на автоматизацию бизнес-процессов, по условиям которого исполнитель получит оплату, если, например, срок закрытия отчетности за год сократится с трех месяцев до 10 дней, или количество потерянных документов снизится на 90%? Я – ни разу за 18 лет работы на рынке. Сегодня конкретные цели пишутся в экономическом обосновании, а не в договоре. Хотя могли бы формулироваться и в нем. Но для начала было бы полезно, чтобы заказчик объяснил подрядчику и прежде всего себе, зачем ему автоматизация. И тогда, не исключено, резко возрастет количество успешных, с точки зрения заказчиков, проектов и доля высокопрофессиональных IT компаний.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль