На кино денег не жалко, жалко само кино

96
Регулирование. Государство планирует финансировать проекты только лидеров кинорынка, но при существующих проблемах отрасли эти деньги «уйдут в песок».

Когда весной прошлого года Владимир Путин приехал на съемки одного из главных российских «кинодолгостроев» – фильма «Утомленные солнцем – 2», Никита Михалков был в восторге. Премьер-министр не только осмотрел съемочную площадку, но и сумел ознакомиться с уже отснятыми фрагментами эпической картины, денег на завершение которой режиссеру катастрофически не хватало («Утомленные солнцем – 2» и «Утомленные солнцем – 3» суммарно должны были обойтись в небывалые для российского кино $70 млн). Средства удалось найти лишь после того, как Владимир Путин сам посидел в кресле режиссера, которое ему услужливо уступил Никита Михалков. Но со следующего года «выбивать» деньги на свои проекты продюсерам и режиссерам будет проще – в 2010 году крупнейшие студии страны, которые «уже доказали свою профессиональную состоятельность», должны получить около 4,2 млрд рублей на производство кино (еще 700 млн пойдут на проведение кинофестивалей в России и за рубежом). Список студий будет определен правительством, но уже сейчас понятно, что на избранных в буквальном смысле прольется денежный дождь. Обычно на кинематограф в России выделялось значительно меньше денег: например, в 2007 году Министерство культуры предоставило 2,6 млрд рублей, а в 2008-м – 2,7 млрд.
О разработке новой схемы госфинансирования стало известно после первого заседания совета по развитию отечественной кинематографии при правительстве России, состоявшегося 3 ноября во ВГИКе. Сам совет был создан еще в конце 2008-го, но все это время не функционировал, хотя киношники очень гордились тем, что в его составе значился Владимир Путин. Заинтересованные лица к заседанию тщательно готовились. «Он [Никита Михалков] мне позавчера всю плешь проел, говорил, сколько нужно денег для того, чтобы сделать качественный рывок, – рассказал присутствующим Владимир Путин. – Денег всегда мало, а хороших идей, талантливых работ еще меньше. Не деньги порождают талант, а таланты порождают деньги». Тем не менее выделить средства премьер пообещал. Курировать разработку окончательного варианта схемы господдержки будет вице-премьер Александр Жуков (брошенный на кино, видимо, в качестве компенсации за потерянный пост в Федерации шахмат России).
Новая система будет существенно отличаться от той, что функционировала все последние годы, когда отбор кандидатов на госфинансирование проводило Министерство культуры путем изучения сценарных заявок (в 2008 году господдержку таким образом получила 101 картина). Размер вливаний, которые, к слову, выделялись на безвозмездной основе, составлял не более 25 млн рублей на одну картину. Теперь компании смогут рассчитывать на существенно большие суммы, но круг получателей резко сократится. «Если средства будут выделяться не просто крупным компаниям, а под пакеты из нескольких проектов, после проведения качественной экспертизы – это может быть вполне здравой идеей, – считает продюсер фильмов «9 рота» и «Красный жемчуг любви» Елена Яцура. – Попытка же создания национальных мейджоров путем «назначения» ни к какому позитивному результату для кинобизнеса привести не сможет».
Принципиальное нововведение состоит в том, что компании должны будут вернуть государству часть прибыли от профинансированных им проектов. Правда, как и в каких долях – пока неизвестно. Детали будут озвучены в ближайшее время. По неподтвержденной информации, в правительстве всерьез обсуждался и вариант, при котором государство будет выступать в качестве инвестора, выделяя около 200 млн рублей на фильм и становясь при этом обладателем 100% прав. Таким образом, продакшн-компании будут использоваться только по своему прямому назначению и не станут претендовать на доходы от проката. По словам нескольких собеседников «Ф.», такой вариант приведет лишь к увеличению масштабов «заработков» в процессе съемок. К тому же прокатчиком этих фильмов тоже может стать государство в лице компании «Роскинопрокат», созданной в 2001 году указом президента и работавшей в свое время с такими фильмами, как «Свои» и «Прогулка». Операторы рынка, правда, вспоминают, что в конце 2005 года Счетная палата России оценила деятельность госпрокатчика как неэффективную. В качестве примера приводился тот факт, что расходы на прокат фильма Валерия Рубинчика «Кино про кино» в 61 раз (!) превысили сборы.

Список Жукова. «Чтобы существовал отечественный кинематограф, необходимо 100 млн прилично зарабатывающих и не сильно пьющих людей», – высказался как-то на одной из конференций продюсер фильмов «Бумер» и «Живой» Сергей Члиянц (сейчас он глава производственного департамента компании Russian World Studios, принадлежащей АФК «Система»). Однако импульс развитию отечественного кинематографа, не дожидаясь увеличения спроса, государство решило придать за счет широкого предложения.
Несмотря на то, что критерии, по которым будут определять «избранных», и их число неизвестны, ряд претендентов на получение средств из бюджета очевиден. Среди тех, кто войдет в список, будут скорее всего «Дирекция кино» (аффилирована с Первым каналом), Russian World Studios (принадлежит АФК «Система»), «Профит» Игоря Толстунова, «Централ партнершип» (принадлежит «Проф-медиа»), Art Pictures Федора Бондарчука и Дмитрия Рудовского, «Три Тэ» Никиты Михалкова, СТВ Сергея Сельянова. Вероятно, окажутся в этом списке компании «Реал-Дакота» продюсеров Рената Давлетьярова и Александра Котелевского и «Леополис» Георгия Малкова. Именно эти студии, в отличие от большинства других, могут похвастать тем, что их фильмы приносят финансовую отдачу («Любовь-морковь-2», «Любовь в большом городе», «Гитлер капут»). А в пользу «Реал-Дакота» играет еще и то обстоятельство, что Ренат Давлетьяров является главой Гильдии продюсеров России.
По мнению Елены Яцуры, эффективным могло бы стать распределение средств среди 15–20 компаний: «От числа игроков зависит втом числе и репертуарное развитие отрасли. Из «многоголосия» всегда может возникнуть интересный продукт». Сейчас предполагается, что лидеры рынка смогут финансировать проекты других его участников. Однако в жизнеспособность этой идеи верится с трудом – большинство продюсеров ревниво относятся к такой вещи, как авторское право.

Свободная касса. «Государство может помочь материально, может обустроить техническую базу, инфраструктуру, наладить образовательный процесс, но оно не сможет заставить зрителя смотреть то, что ему неинтересно», – напомнил кинопроизводителям Владимир Путин. Чтобы продакшн-компании не расслаблялись, через год после предоставления выбранным студиям равных сумм пропорция госфинансирования будет меняться в зависимости от результатов работы каждой из них.
Однако возврат инвестированных средств, то есть экономическая успешность проектов, – не самая сильная сторона российских кинопроизводителей. «Ф.» проанализировал список самых кассовых отечественных фильмов нынешнего года. Выяснилось, что из десяти наиболее популярных у зрителя картин лишь две принесли прибыль своим создателям. Результаты проката еще одной ленты – «Каникулы строгого режима» – неизвестны, потому что назвать размер производственного бюджета в «Дирекции кино» отказались. О финансовых результатах картин, оказавшихся за пределами первой десятки, даже говорить бессмысленно – там ситуация беспросветная.
Прибыль своим создателям в 2009 году принесли лишь комедии «Любовь-морковь-2» и «Любовь в большом городе». Остальные – выстрелы в «молоко». Среди «лидеров» – компания «Централ партнершип» (ЦПШ). В десятке самых кассовых фильмов 2009 года две ее ленты: «Тарас Бульба» и «Невеста любой ценой». При впечатляющих, на первый взгляд, сборах финансовый результат обеих картин по итогам проката в России резко отрицательный: минус 271,6 млн рублей у «Бульбы» и минус 15,5 млн у комедии с Павлом Волей в главной роли. Не лучше показатели у компании были и в 2008 году – например, фильм «Домовой» при бюджете в 82,4 млн рублей собрал «кассу» лишь в 66,1 млн, не окупив и трети затрат на производство. Интересные показатели и у копании Art Pictures – более 400 млн рублей совокупного долга по обеим частям «Обитаемого острова» на момент окончания проката. Как говорят, один из основных инвесторов  фильма – глава девелоперской компании Midland Group Эдуард Шифрин – был крайне разочарован таким результатом.
Эксперты считают, что денежный дождь лишь подстегнет гонку бюджетов в российском кино, а стремление снимать «дорогие» фильмы в России до добра обычно не доводит. Достаточно вспомнить провалы в прокате таких национальных блокбастеров, как «1612», «Адмиралъ», «Александр. Невская битва», «Тарас Бульба», «Обитаемый остров», каждый из которых имел увесистый производственный бюджет. Видимо, в скором времени этот список пополнится новыми именами: «Утомленные солнцем-2» и «Брестская крепость» (премьера назначена на 22 июня 2010 года). На ее производство государство выделило более 200 млн рублей.
Эксперты кивают на проблемы, без решения которых увеличение финансирования не даст никакого эффекта: небольшой объем рынка (в стране чуть более 2 тыс. современных кинозалов), отсутствие системы электронного билета и, как следствие, утаивание кинотеатрами выручки от проката, а также огромные масштабы пиратства.

 

Самые кассовые российские фильмы кинопрокатного 2009 года (с 1 декабря 2008-го по 8 ноября 2009-го)

Фильм

 

Количество копий

Кассовые сборы,
млн руб.

Производственный бюджет, млн. руб.

Прибыль (убыток) компании, млн руб.**

 

Обитаемый остров. Фильм первый

Art Pictures

916

644,1

400

-126,2

Тарас Бульба. Запорожская Сечь

ЦПШ, телеканал «Россия»

648

575,1

516

-271,6

Каникулы строгого режима

«Дирекция кино», Buzz Production

1041

552,3

н.д

н.д

Любовь-морковь-2

«Реал-Дакота», «Интерфест»

931

517,5

84,8

135,1

Стиляги

«Красная стрела»

893

487,5

429,2

-222,0

Самый лучший фильм-2

Comedy Club Production, телеканал ТНТ

948

420,2

245

-66,4

Любовь в большом городе

«Леополис»

673

326,0

95

43,5

Книга мастеров**

Walt Disney Pictures (российское подразделение)

691

268,6

240

-125,8

Обитаемый остров. Схватка

Art Pictures

859

204,8

400

-312,9

ЛОпуХИ. Эпизод первый

Kaskad Films

531

132,2

60

-3,8

Невеста любой ценой

ЦПШ

588

128,1

70

-15,5

* Прибыль компании-производителя от проката определяется в размере 42,5% кассовых сборов (50% – доход кинотеатров, 7,5% в среднем – доход дистрибьютора) за минусом производственного бюджета фильма. В данной методике не учитываются расходы на рекламу и печать копий, а также доходы от продажи прав на ТВ-показ и DVD.
** Прокат фильма продолжается.
По данным «Бюллетеня кинопрокатчика», расчеты «Финанс.»

 

 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль