Погасить факел

82
Проблема. Владимир Путин пригрозил жестко наказывать нефтяников, сжигающих попутный газ. Последние утверждают, что рады бы выполнять требования правительства, но на их пути стоит «Газпром».

К 2012 году уровень полезного использования попутного газа должен составить не менее 95%, заявил премьер на совещании, где рассматривался вопрос о праве приоритетного доступа к газотранспортным сетям для переработчиков попутного газа. Кто не выполнит требование, продолжив сжигать топливо в факелах, будет платить повышенные штрафы за сверхлимитные выбросы в атмосферу. «Сейчас не только в нашей стране – во всем мире идет борьба за сохранение природы, за экологию, – отметил премьер. – Кроме всего прочего, это деньги, которые мы просто сжигаем. Из-за отсутствия необходимой инфраструктуры на нефтепромыслах Западной Сибири до сих пор впустую сгорает 20 млрд кубометров газа». По данным Всемирного банка, Россия в 2004 году сожгла в факелах 50,7 млрд кубометров попутного газа, став мировым лидером по этому показателю.
Одними мерами принуждения Владимир Путин предложил не ограничиваться: у нефтяников должны быть и позитивные стимулы. В частности, правительство внесло в Госдуму законопроект о приоритетном доступе в энергосистему страны электроэнергии, выработанной на основе попутного нефтяного газа.
«Вероятность принятия очередного законопроекта низка, – считает Анна Анненкова. – Слишком сильно лобби «Газпрома» в думских комитетах и в правительстве. Кроме того, даже если проект будет одобрен, монополист все равно добьется того, чтобы учли его интересы, то есть фактически концерн найдет способ сохранить все по-прежнему».
Проблема касается, прежде всего, старых месторождений. Десятилетия назад, когда их начинали осваивать, мало кто думал об экологии или рациональном отношении к недрам. В новых нефтяных провинциях, например, в Восточной Сибири, дела обстоят иначе. Здесь изначально закладываются требования максимально полного использования всего добываемого сырья.

Дело – труба. Подобные обсуждения в правительстве проходили не раз. И каждый раз безрезультатно. Одна из проблем заключается в транспортировке попутного газа. Вернее, в отсутствии доступа к трубе, которую контролирует оператор единой системы газоснабжения (ЕСГ), – «Газпром». Аналитик «Барреля» Анна Анненкова уверена: проблемы с попутным газом исчезнут лишь при условии равенства доступа. «Здесь необходимо серьезное реформирование законодательства», – говорит эксперт.
Особых подвижек пока нет, хоть Федеральная антимонопольная служба (ФАС) внесла на обсуждение в правительство проект постановления «Об обеспечении недискриминационного доступа к газотранспортным сетям в России». В документе сказано, что «Газпром» должен удовлетворять заявки на транспортировку пропорционально обозначенным объемам. Отказать монополия может лишь в случае недостатка свободных мощностей в газотранспортной сети.
Однако утверждать документ Владимир Путин не торопится. Правительство уже неоднократно сдвигало сроки рассмотрения правил равного доступа к газотранспортной сети. Последний раз это произошло год назад и связывалось с кризисом. В конце сентября 2009 года премьер в очередной раз пообещал, что будет стремиться к обеспечению равного доступа к трубе. При этом отметил, что либерализация доступа к ЕСГ повлечет за собой рост объемов добычи газа, что чревато снижением мировых цен: от этого выиграют потребители, но проиграет бюджет государства.
Пока правил нет, монополия нередко отказывает в приеме газа в транспортную систему. Последней от этого пострадала «Роснефть», потеряв 152 млн рублей выручки. Речь о поставках с четырех месторождений в Ямало-Ненецком автономном округе и Томской области. Нефтяной попутный газ пришлось сжечь, еще и заплатив 14,7 млн рублей штрафа за нарушение природоохранного законодательства. В деле разбирается ФАС, первое заседание назначено на 2 декабря. Однако в этой ситуации не все так однозначно, уверен Константин Коваленко из Банка Москвы. «Монополия останавливала свои скважины, но продолжала пропускать в отдельных случаях повышенные объемы газа независимых производителей, в том числе и «Роснефти». Так что ее жалоба на отказ в прокачке дополнительных объемов «голубого топлива» выглядит как минимум необоснованной, – считает Константин Коваленко. – В этом конфликте, если он будет иметь продолжение, я вижу развитие побочных эффектов по регулированию приемки газа в ЕСГ «Газпромом». Наиболее вероятным вариантом развития событий может стать более справедливое распределение приемки газа среди всех производителей и ликвидация очевидных перекосов. Например, приемка газа от «Новатэка» и ТНК-ВР, существенно нарастивших добычу (на 4,3 и 11,6% соответственно), может незначительно снизиться, а прочих производителей – возрасти. Именно они пострадали больше других от снижения спроса на газ в России и нуждаются в более справедливом отношении ”Газпрома”».

Бензин из газа. Впрочем, сложившаяся ситуация отчасти выгодна и самим нефтяникам. Благодаря туманным перспективам сбыта у них всегда был повод для отговорок, чтобы перенести принятие жестких требований на более поздние сроки. Почему? Утилизация нефтяного газа требует ввода специальных мощностей, и подобные проекты являются весьма капиталоемкими, отмечает аналитик ИФД «Капитала» Виталий Крюков. «Кризис выступил дополнительным аргументом в пользу переноса сроков, – говорит эксперт. – Однако серьезные намерения правительства постепенно снимают неопределенность. Похоже, у государства появилась четкая политическая воля, что особенно ярко выразилось после выступлений Владимира Путина на эту тему».
Аналитик полагает, что на этот раз уговорить правительство перенести сроки не удастся. Но их выполнение не должно стать проблемой, считает он: у всех ВИНК уже действуют программы по доведению утилизации газа до 95% и сформированы примерные бюджеты. «В частности, попутный газ уже используется для выработки собственной электроэнергии на месторождениях», – рассказывает Виталий Крюков.
Вопрос переработки попутного газа непосредственно на месторождениях уже поднимали представители корпорации «Ростехнологии». Суть проекта состоит в получении из газа моторного топлива – высокооктанового бензина стандарта «Евро-2» и «Евро-3». Предложение госкорпорации не ново: первая попытка запустить подобный проект предпринималась в России в начале 90-х годов. Но тогда от него отказались.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль