Страховщики выходят в сеть

66
Интернет. Представьте, что наблюдать за получением возмещения по страховому случаю можно в режиме онлайн. Кажется сказкой? Только для российского рынка, где компании еще не созрели для создания такого сервиса.

«Я был VIP-клиентом четырех крупнейших российских страховых компаний, – говорит управляющий директор Wilstream Михаил Синицын. – Но отчаялся найти такую, где можно за неделю оформить страховой случай. Добиться информации о состоянии дела всюду одинаково сложно». Низкая оперативность документооборота с клиентами становится главной причиной претензий к работе страховщика.

Жизнь вне сети. Интернет представляет огромные коммуникационные возможности. Однако российский страховой бизнес по большей части использует сеть лишь для принятия заявок, предварительных расчетов и вызова агента. Функционал от заказов в сторону интернет-продаж стал расширяться только в 2008 году. Теперь в отдельных компаниях клиент может самостоятельно выбрать опции, а курьер, не являясь страховым агентом, только привозит оформленный в соответствии с заявкой полис. Хотя преимущества очевидны: клиент начинает лояльнее относиться к «удобной» страховой компании, привязывается к ней. «Если человек приобрел полис, не тратя лишних усилий, затем при страховом случае увидел все этапы работы над его проблемой и в итоге получил выплату, – он станет постоянным клиентом», – уверена эксперт-аналитик страховой компании «Макс» Светлана Кошкарева.
Компания «Ренессанс-страхование» ввела в эксплуатацию свой интернет-магазин («Ренессанс Direct») в сентябре 2008 года. Правда, пока автоматизирован лишь процесс автострахования. Поступающие через сайт или call-центр заявки сохраняются в базе данных компании. Благодаря этому клиент может вернуться к расчету полиса в любое время. «Создание такого сервиса, несмотря на снижение объемов кредитования, продаж новых авто и, как следствие, падения рынка каско, позволило нам сохранить положительную динамику в этом канале продаж», – радуется вице-президент «Ренессанс-страхования» Пол Бакстер.
«Югория» запустила систему онлайн-продаж в сентябре 2009 года. Причем специально под нее был разработан новый сайт. Первый заместитель гендиректора «Югории» Алексей Семенихин называет наличие такого сервиса, как интернет-магазин страховок, одним из ключевых показателей клиенто-ориентированности компании. При этом создание интернет-магазина – более экономный путь, чем, например, открытие дополнительных офисов продаж. Но тоже недешевый. Требуется программное и аппаратное обеспечение, подготовка и обучение сотрудников, регламентация взаимодействия с клиентами, организация подготовки и доставки полисов. «Подобные финансовые вложения и переориентирование персонала на работу с новым каналом продаж под силу только крупным страховщикам, что подтверждается наличием интернет-магазинов лишь у немногих российских компаний», – обосновывает свою точку зрения Алексей Семенихин.
Сервисы страховых интернет-продаж пока находятся в стадии становления. Статистика, подтверждающая их эффективность, отсутствует. Пол Бакстер считает, что через 5–6 лет объем продаж через сеть дойдет до 20–25% отечественного рынка автострахования. В первой половине 2009 года объем продаж «Ренессанс-страхования» по автополисам через интернет составил 230 млн рублей, или 7,5% общего объема «автопродаж». «Макс» продает через интернет около 20 договоров в месяц. По мнению Алексея Семенихина, в ближайшие 3–5 лет небольшие страховые компании начнут «подтягиваться» за крупными страховщиками, развивая свое присутствие в интернете.
Редкостью остается сервис личного кабинета, позволяющий контролировать состояние заявки.  «Ренессанс-страхование» предоставляет такую услугу, но только в случае, если полис куплен непосредственно в компании. «Клиенты могут отслеживать информацию по полису, вносить изменения в него, а также при необходимости продлить», – рассказывает Пол Бакстер. Светлана Кошкарева считает, что вполне по силам сделать прозрачной систему урегулирования убытков, разместив информацию о текущем состоянии документа, кто из сотрудников им сейчас занимается, в какой стадии находится урегулирование. «С помощью такого сервиса страховая компания может существенно уменьшить поток негативных отзывов и нагрузку на call-центр», – говорит она. Светлана Кошкарева утверждает, что «Макс» работает над созданием «личного кабинета». Планируется, что клиент сможет общаться со страхователем с помощью систем мгновенных сообщений, электронной почты, IP-телефонии и видеочатов.

Текучка. Кризис заставил задуматься о повышении эффективности операционной деятельности. После сентября 2008 года на страховом рынке не было слышно о внедрении ERP-систем, зато поступало немало сообщений о «точечной» автоматизации, направленной на решение узких задач.
Например, страховая группа «Согаз» спроектировала единое хранилище данных по страховой деятельности: «классическое» страхование, добровольное и обязательное медицинское страхование. Разработаны показатели, аналитические отчеты и интерактивные панели по бизнес-анализу страховой деятельности. Централизованная система бюджетирования на основе комплекса Oracle EPM обеспечивает выполнение регламента бюджетного планирования группы до уровня центров финансовой ответственности, видов и программ страхования, а также по ключевым страхователям. «Проект в «Согазе» – особенно характерен для 2009 года», – отмечает Алена Дробышевская, руководитель направления по продажам бизнес-приложений в финансовых институтах Oracle СНГ.
Вечное направление совершенствования программных решений – возможность интеграции. Сегодня она требуется для работы различных программ внутри одной компании. Системы бюджетирования и бизнес-анализа «Согаза» интегрированы с учетной системой 1С, что позволяет производить оперативный анализ деятельности компании. «В последнее время более востребованы системы, которые реализованы в рамках сервисно-ориентированной архитектуры и позволяют интегрировать новое программное решение с существующими», – говорит Алена Дробышевская.
Другой пример: компания, специализирующаяся на страховании жизни, решила повысить эффективность системы управления рекламными материалами. Изначально материалы печатались и складировались в больших количествах. «Затраты на печать, обслуживание складов и почтовые услуги были слишком высоки», – рассказывает о проекте директор департамента корпоративных проектов «Xerox Россия» Александр Корнеев. Требовалось не просто усовершенствовать систему, но и предоставить агентам возможность адаптировать содержание и внешний вид материалов для различных регионов и аудиторий. В результате был создан корпоративный web-портал с шаблонами презентаций. «Можно загрузить соответствующие рекламные материалы, задать контактную информацию, распечатать материалы в офисе или заказать печать в типографии, отправить клиентам адаптированные материалы в формате PDF по электронной почте», – перечисляет возможности системы Александр Корнеев. Проект еще не завершен, планируется, что в целом его реализация займет около полугода.
В будущем, по мере взросления российского рынка страхования, потребуется интеграция IT-систем различных страховщиков, работающих в рамках общей сети. Но в скором времени такие запросы не грозят. Старший архитектор бизнес-решений департамента финансовых институтов SAP Ильгиз Абдрашитов перечисляет внешние признаки, при появлении которых начнется совершенствование программных решений в направлении сетевой интеграции:
- на порядок вырастет роль брокеров и других финансовых посредников на страховом рынке;
- качественно иного уровня достигнет конвергенция банков и страховых компаний, возникнут финансовые супермаркеты;
- перестанет быть экзотикой аутсорсинг.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль