G20: работоспособный альянс

91
Политика. Посткризисная финансовая система уже не будет прежней. Россия способна повлиять на решения через группу двадцати крупнейших стран G20, пришедшую на смену G8.

Около года прошло с тех пор, когда в ответ на разразившийся в мире финансовый кризис эксцентричный французский президент Николя Саркози выступил с инициативой впервые провести саммит глав двадцати государств G20. И в этом предложении нет ничего удивительного, поскольку известное всему политическому миру неформальное объединение ведущих экономически развитых государств – G7 тоже начало свое существование благодаря экономическому кризису начала 70-х. Финансовая же «G20» была создана еще десять лет назад, в ответ на рецессии конца 1990-х и растущее осознание ведущими державами того, что государства с развивающейся рыночной экономикой не были адекватно представлены в принятии судьбоносных решений.
Однако мировой кризис внес коррективы. Его масштаб и, вероятно, структурный характер показал, что оптимумом в борьбе с рецессией будет интегрированная работа уже не семи развитых стран и России, а 19 на уровне глав государств и представителя от Европейского Союза. В G20 вошли как развитые, так и развивающиеся страны, лидеры по объему ВВП.
Несмотря на кажущееся единство взглядов, итоговые совместные документы и заявления, двадцатка не стала однородной структурой, как, наверное, хотелось бы. Это и понятно, слишком различны у стран-участниц экономические и политические интересы. В G20 можно выделить три основных альянса:

1. Англосаксонские страны (США, Великобритания, Канада, Австралия, ЮАР)
Их взаимный торговый оборот примерно равен 70% оборота стран, входящих в ОЭСР. Исторически сформировались на базе одних национально-культурных, экономических связей и правовой системы. К этому блоку имеет прямое отношение и Мексика, поскольку наряду с Канадой выступает крупнейшим промышленно-торговым агентом США. Доля экспорта «северному соседу» составляет 82,2% в общей структуре. В группу с оговоркой можно отнести Японию и Корею, политически зависимые от Соединенных Штатов. Но, нужно учитывать и то обстоятельство, что Япония еще и региональный экономический лидер в Юго-Восточной Азии.
Неформальный «союз» англосаксов – безусловный экономический лидер в мире. Основной стратегический интерес группы – сохранение докризисного status quo в той или иной форме. Базируется система на принципах открытой мировой экономики: свободного трансграничного движения капиталов и товаров. О чем представители стран не забывают напоминать отдельным пунктом в каждом коммюнике по итогам саммитов.

2. Развитые страны континентальной Европы (Германия, Франция, Италия)
Франко-германское сотрудничество сложилось в реалиях послевоенного мироустройства. Действия и заявления лидеров этих стран в последнее время, говорят о том, что у них есть заинтересованность в изменении принципов этого мироустройства, тем более экономико-финансовый базис сделать это позволяет. Германия – крупнейшая экономика Евросоюза и пятая экономика в мире. В отличие от США и Великобритании доля промышленной продукции в структуре ВВП ФРГ никогда не падала ниже трети и составляет 86% экспорта. С ней схожа и экономика Италии (27% ВВП – высокотехнологичное производство).
Помимо этого, в странах континентальной Европы единая валюта, а следовательно, схожие интересы. Доля международных расчетов в евро составляет около 25% и, по мнению аналитиков Deutsche Bank, будет, вероятно, в ближайшие годы увеличиваться.

3. БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай)
Не совсем удачная, с точки зрения учета интересов крупнейших развивающихся стран, скоропалительная первая встреча G20 и неубедительная вторая, подтолкнула руководителей Бразилии, России, Индии и Китая (БРИК) к совместным действиям и заявлениям по основным вопросам в рамках G20. В июне лидеры стран провели первый саммит в Екатеринбурге, а министры финансов встречались в сентябре в Лондоне.
По объему ВВП ($15,4 трлн) формат БРИК опережает и США ($14,2 трлн) и ЕС ($15,2 трлн), к тому же динамика его ежегодного прироста до кризиса была намного выше, и, как ожидается, тенденция сохранится.
В то же время заявления лидеров стран БРИК свидетельствуют: стратегии этих государств подразумевают сокращение технологического и экономического отставания от крупнейших развитых государств в ближайшем будущем и мировую рецессию они рассматривают не как препятствие, а как возможность осуществить этот качественный переход быстрее. Для примера: в расходах на исследования и развитие науки Китай, по данным ОЭСР, обогнал Японию еще в 2006 году и вышел на 2-е место после США, с их почти $350 млрд в год. До 2020 года Поднебесная собирается довести их до астрономической цифры 2,5% ВВП, что в сегодняшних показателях равно примерно $180 млрд. Старается не отставать и Индия, несмотря на экономический спад, увеличившая расходы по R&D на 17% на 2009–2010 годы. Однако нужно понимать, что мировые технологические рынки конечны и увеличение доли для стран БРИК будет непременно сокращать влияние развитых стран из первых двух групп.

4. Группа аутсайдеров (Аргентина, Турция, Индонезия)
Страны прямо не относятся ни к одной из вышеперечисленных «фракций», однако они замкнуты в мировые технологические цепи, а Аргентина выступает поставщиком ресурсов, в том числе продовольственных. Особняком стоит Саудовская Аравия – крупнейшая нефтяная держава в мире, основной игрок в объединении стран экспортеров нефти OPEC, а также один из крупнейших покупателей американских облигаций.
Блоковость двадцатки – не только лучший способ  отстаивать собственные для стран интересы, но и адекватный механизм повышения эффективности работы «двадцатки», посредством предварительного обсуждения вопросов. Между совещаниями проводятся встречи министров финансов и глав Центробанков стран G20 и G7(8). Кроме того, работает совет по финансовой стабильности (FSB). Основным операционным инструментом процесса остается Международный валютный фонд.
Именно такой комплекс мероприятий позволяет проводить саммиты в один-два дня, так как де-факто требуется согласовать позиции уже не 20 стран, а 3–4 основных сторон.

Каких же решений ждать от G20? Группа всеми силами старается избежать хаотического сценария, пока мировая экономика ищет новый баланс между агрегированным спросом и предложением. Любой хаос спровоцирует потерю управляемости и рост издержек, цена которых может оказаться слишком высокой для мировой финансово-экономической системы. Исходя из этих предпосылок, лидеры развитых стран скоординированно, чтобы побороть возникший кризис ликвидности и не допустить коллапса банковской системы, существенно увеличили денежный агрегат М1, начиная с третьего квартала 2008 года. В 2009 году правительства и Центробанки жестко следят за «здоровьем» отдельных финансовых институтов и региональных систем в целом, своевременно проводя денежную подпитку. Можно спорить о действенности данного метода с точки зрения макроэкономики на средне-долгосрочных временных горизонтах, но то, что это внесло элемент стабильности – факт несомненный.
Также можно ожидать внедрения  глобальных регулятивных практик, например, единых бухгалтерских стандартов. 

 

G20: работоспособный альянс

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль