Долгожданный российский пластик

72
Законодательство. Проект закона о национальной платежной системе будет доработан Минфином и ЦБ в ближайшие дни. Есть риск, что банкам придется потратить миллиарды. Или остаться «вне закона».

Встретились два банкира. Один другому говорит: «Представляешь, мне сегодня приснилась национальная платежная система. – Ну и как она выглядит?! – Да тетка такая, немолодая и не очень красивая».

Система систем. «Тетка» действительно немолодая. Попытки обособить регулирование безналичных денежных расчетов и, в частности, создать в России розничную национальную платежную систему, способную конкурировать с Visa и Mastercard, предпринимаются с начала 90-х годов. Но настоящую активность правительство впервые проявило весной 2009 года, когда Минфин разработал проект ФЗ «О национальной платежной системе». Документ предполагал создание национальной системы платежных карт (НСПК) «Российская платежная карта» в форме госкорпорации.
В июле ЦБ РФ (соисполнитель в разработке документа) направил в АРБ предложения по тексту закона. По сути – уточненную версию документа Минфина. Семантически комментарии Банка России разделены на две части: первая конкретизирует понятие национальной платежной системы. В новом контексте – это – все операторы платежных услуг, платежных систем и платежной инфраструктуры на территории России. И здесь ЦБ озвучивает свое видение принципов организации и правового контроля такой системы. Вторая часть предложений регулятора относится к созданию национальной системы платежных карт (НСПК) «Российская платежная карта», трактовка которой по сравнению с первой версией также серьезно изменилась. Теперь это – розничная платежная система, оператором которой может выступить организация в виде НП, ОАО (в том числе с участием государства) или госкорпорации. В «июльском» изложении ЦБ госкор­порация – всего лишь одна из возможных форм оператора НСПК. В «весенней» версии Минфина – единственная.
К участию в НСПК Банк России предлагает допустить банки и операторов других платежных систем по розничным платежам. Могут и должны ли войти в состав НСПК нерезиденты – международные игроки Visa и Mastercard? Пока неясно. Но в кулуарах обсуждаются не столько юридические тонкости вхождения в НСПК, сколько другой, самый болезненный вопрос. Болезненный, в первую очередь, для банков, которым, возможно, придется потратить миллиардные суммы на создание инфраструктуры для приема платежных карт НСПК.

Ахиллесова пята. Пока ЦБ не оформил предложения к проекту закона, банки вяло реагировали на тот факт, что закон может вступить в силу уже со следующего года (см. врез «Совершенно секретно»). Но когда Банк России показал свои труды АРБ, документ стал предметом открытой дискуссии – очень жаркой. Выяснилось, что текст ЦБ по итогам совещания в Минфине решили считать основным. При АРБ создали рабочую группу, которую возглавил первый заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин. В группе образовалась подгруппа, куда вошли представители других банков и общественных организаций. Банки внимательно прочитали предложения ЦБ и пришли в ужас: стало понятно, что очень многое непонятно. Из каких средств, к примеру, участники платежной системы должны формировать обязательный гарантийный фонд, требования к размеру которого устанавливает ЦБ? Ведь в тексте регулятора сказано, что такой фонд не может формироваться из привлеченных средств. Будет ли создана структура, которая в случае банкротства организации – участника национальной платежной системы, компенсирует потери ее кредиторам (некий аналог АСВ)? АРЧЕ (Ассоциация российских членов Europay – некоммерческая организация, в состав которой входят банки – участники платежной системы Mastercard) взяла на себя функции посредника и за две недели собрала замечания и предложения коммерческих банков к тексту ЦБ. Чаще всего банкиры интересовались, каким образом они смогут выполнить условия пункта 4.3 проекта закона: «Платежные карты НСПК должны приниматься в рамках всей функционирующей на территории РФ операционной инфраструктуры».
Схема вырисовывалась примерно такая. К началу 2010 года закон может уже вступить в силу. Примерно в то же время, судя по всему, зарегистрируют НСПК. К этому моменту банки должны «настроить» свои банкоматы и терминалы на прием пока несуществующей карты НСПК. При этом из текста законопроекта неочевидно, как будет функционировать карта – на базе открытых технологических стандартов, по которым работает большинство международных игроков, или на основе закрытой технологии, которая еще не разработана? «Сейчас трудно оценить объем инвестиций в запуск такого проекта и создание развитой инфраструктуры обслуживания новых карт. Неясно также, как распределится бремя затрат между участниками, возможность и механизмы мер господдержки и в чем будут заключаться преимущества нового предложения для потребителя», – комментирует президент АРЧЕ Андрей Королев. Тем временем строка в бюджете под создание НСПК, по данным участников рынка, не выделена. Более того, никто из опрошенных «Ф.» экспертов вообще не слышал о том, что расчеты проводились.
Банкиры схватились за голову. Получалось, что уже сейчас они должны заложить в бюджет огромную статью расходов неизвестно на что – ведь НСПК, карт НСПК и технологических требований к инструменту нет и в помине. «По сути это означало, что банкам в оперативном режиме необходимо переоборудовать всю инфраструктуру, что требует серьезных инвестиций», – уточняет заместитель председателя правления Абсолют банка Олег Скворцов. По оценкам участников рынка, речь идет о миллиардах долларов.
Целесообразность инвестиций – еще один большой вопрос к инициаторам закона. Станет ли вступление в НСПК обязательным для других платежных систем? Или же два карточных рынка (сегодняшний под знаком международных систем и будущий «национальный») смогут комфортно существовать одновременно, не задевая интересов друг друга? «Надзор в национальной платежной системе должен сосредоточиваться на вопросах стабильности и эффективности системы в целом», – считает Андрей Королев из АРЧЕ. «Де-факто Visa и Mastercard – законодатели мод. Обеспечить максимально возможную совместимость западных систем и НСПК – вот в чем должна заключаться основная цель этого закона», – считает один из участников рынка, близкий к госструктурам».

Гадание на рабочих версиях. По банкам «гуляют» рабочие варианты закона, подготовленные АРБ. С одной из последних банкиры ознакомились около трех недель назад. «После долгих дискуссий о том, оставлять ли в законе главу о НСПК, решили детали функционирования НСПК, технологические требования к ее участникам, материальную сторону вопроса и другие важные детали проработать в ходе отдельного обсуждения. В «теле» закона остались лишь общие характеристики НСПК – определение, цели и круг участников. Таким образом, после вступления документа в силу банки, у которых нет нужного объема инвестиций в модернизацию инфраструктуры или которые физически не успеют осуществить переоборудование точек, не окажутся «вне закона», – делится с «Ф.» один из участников процесса. Но ЦБ и Минфин, еще, возможно, выскажет свои замечания по поводу такого формата, и каким будет окончательный вариант, можно только предполагать (см. «Совершенно секретно»). Депутат Госдумы Павел Медведев, который входит в рабочую группу Александра Торшина, успокаивает банки: «Очевидно, что проект закона еще не готов. До тех пор, пока он не пройдет все стадии обсуждения, рано чего-то бояться».
В том, что документ в том или ином виде будет принят, мало кто сомневается. О твердости намерений инициаторов проекта свидетельствует скорость, с которой в последние месяцы происходило его обсуждение. Например, для формулирования своих замечаний к тексту ЦБ банкам дали лишь около двух недель. В разгар отпусков.

Закон особого назначения?
Идея национальной платежной системы зародилась примерно 15 лет назад, и до 2009 года продолжала оставаться идеей. Откуда такая спешка? Когда обозреватель «Ф.» задал этот вопрос одному из активных участников дискуссии, тот лишь засмеялся: «Я отвечу вам анекдотом». Говорят, один российский генерал «особого назначения» поехал в командировку в Сочи и оплатил там «пластиком» то, «что генералу оплачивать не положено». Информация о платеже после долгих приключений попала в оборонные ведомства США. Американские коллеги якобы рассказали о «неподобающей» для генерала покупке российским «особым» начальникам, его отругали. Генерал разозлился и попросил знакомого чиновника придумать какой-нибудь закон, который закрывал бы доступ к информации о генеральских покупках иностранцам.
Одни считают эту историю байкой, другие допускают, что похожая ситуация могла иметь место в реальности. Как бы то ни было, но проект закона, безусловно, подразумевает защиту информации участниками национальной платежной системы. «Операционные центры должны обеспечить невозможность передачи информации, касающейся переводов денежных средств, осуществляемых на территории РФ, на территорию иностранных государств или доступа к ней с территории иностранных государств», – говорится в пункте 2.5. предложений Банка России.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль